Технологии реализации контроллинга на современном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Цель: анализ технологий реализации контроллинга на современном предприятии.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Рассмотреть концепции контроллинга в разных странах, цели, задачи и инструменты.
Проанализировать экономическую, управленческую и информационную подсистемы контроллинга и их взаимодействие.
Изучить технологии реализации контроллинга, применение информационных систем управления предприятием в контроллинге.
Предложить процедуру внедрения систем контроллинга на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЛИНГА………………………………..5
Сущность и концепции контроллинга……………………………………5
Цели и задачи контроллинга………………………………………………8
Инструментарий контроллинга……………………………………………9
ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЛИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………13
Экономическая подсистема контроллинга……………………………...13
Подсистема управления…………………………………………………..16
Информационная подсистема контроллинга…………………………....20
Информационные системы управления предприятием и контроллинг.27
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ПОМОЩИ КОНТРОЛЛИНГА………………………..38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46

Работа содержит 1 файл

Контроллинг.doc

— 887.50 Кб (Скачать)
 

CОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЛИНГА………………………………..5
    1. Сущность и концепции контроллинга……………………………………5
    2. Цели и задачи контроллинга………………………………………………8
    3. Инструментарий контроллинга……………………………………………9
  2. ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЛИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………13
    1. Экономическая подсистема контроллинга……………………………...13
    2. Подсистема управления…………………………………………………..16
    3. Информационная подсистема контроллинга…………………………....20
    4. Информационные системы управления предприятием и контроллинг.27
  3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПРИ ПОМОЩИ КОНТРОЛЛИНГА………………………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….44

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………46 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     В настоящее время на многих отечественных предприятиях существует необходимость в интегрированной методической и инструментальной базе для поддержки основных функций менеджмента - планирования, контроля, учета и анализа, координации различных аспектов управления бизнес-процессами. Это подтверждается, например, ростом интереса со стороны многих отечественных компаний к программному обеспечению планирования и учета на предприятии. Однако только внедрение пусть и наиболее продвинутых (и дорогостоящих) программ не может способствовать созданию четкой картины функционирования того или иного хозяйствующего объекта. Современные методы анализа и прогнозирования остаются неиспользуемыми, а менеджмент оказывается не в состоянии составить даже среднесрочные планы. Причем применяемый менеджерами и аналитиками инструментарий различается по подразделениям, что может вызвать затруднения в координации и недостаточность информации у руководства. Проблему увязки управленческой информации в единое целое в рамках отдельно взятой компании решает контроллинг.

        Объектом исследования данной работы являются контроллинг на современном предприятии.

        Предметом – инструментарий и технологии реализации контроллинга.

        Цель: анализ технологий реализации контроллинга на современном предприятии.

        Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  1. Рассмотреть концепции контроллинга в разных странах, цели, задачи и инструменты.
  2. Проанализировать экономическую, управленческую и информационную подсистемы контроллинга и их взаимодействие.
  3. Изучить технологии реализации контроллинга, применение информационных систем управления предприятием в контроллинге.
  4. Предложить процедуру внедрения систем контроллинга на предприятии.
 
 
     
  1. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТРОЛЛИНГА
    1. Сущность и концепции контроллинга

     Контроллинг – механизм управления, который находится на стыке теории принятия решений, математического моделирования, теории систем, информационного и организационного моделирования.

     Традиционно термин «контроллинг» начал использоваться в Германии, а в США и Великобритании утвердилось понятие «управленческого учета». В странах бывшего СССР интерес к контроллингу появился в начале 90-х гг. в связи с началом перехода к рыночной экономике. Контроллинг также называют системой управления прибылью. Различают оперативный и стратегический контроллинг.

       Выделяют контроллинг логистики, маркетинга, финансов и инвестиций. Однако до сих пор не понятно, где граница между всеми этими понятиями и каковы особенности, отличающие контроллинг.

     В большинстве развитых стран с  рыночной экономикой концепции контроллинга схожи (рис. 1)[1, c.78, рис.2].

     Различия  касаются в основном понимания двух крайних ситуаций: прагматизма и  степени адаптации системы к  менталитету пользователей. Так, в  Германии преобладает тенденция  академизации контроллинга, стремление создать сначала теоретически целостную систему, а затем приниматься за решение конкретных задач. В США и некоторых европейских странах преобладает прагматический подход: здесь контроллинг теснее связан с менеджментом, более ориентирован на требования рынка и потребности клиентов. В том и другом случаях современное решение задач системного управления обеспечивается в среде информационных технологий и систем. 
 

     

     Рис. 1 Концепции контроллинга

     В России к числу приоритетных задач  контроллинга отнесены:

     • создание системы управленческого учета,

     • разработка комплексной информационной системы стратегического и оперативного планирования.

     Таким образом, можно сделать вывод  о значительном потенциале развития концепции и методов контроллинга и, что самое главное, возможностей их практического использования.[1, с. 77-81]

     Пока  среди ученых, исследующих проблемы контроллинга, нет единодушия даже в определении контроллинга и  перечня его функций (табл.1).

     Таблица1. Определения контроллинга

Автор Определение Основная функция
П. Хорват Ориентированная на результат функция поддержки руководства по координации всех подсистем менеджмента Координация
Х.-Ю. Кюппер Координация системы  управления на предприятии Координация
Й. Вебер Элемент управления социальной системой, выполняющий главную  функцию поддержки руководства при решения им общей задачи координации системы управления (с упором на задачи планирования, контроля и информирования) Координация
Д. Хан Система интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля деятельности предприятия Информационное  обеспечение
М. Лукашевич, Тихоненкова Целостная концепция  экономического управления предприятием, направленная на выяснение всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли Информационное  обеспечение
С. Рубцов Система, обеспечивающая методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа База для  всех функций управления

     Однако, несмотря на разногласия в определениях, проблемное поле концепции контроллинга вырисовывается достаточно четко.

     Концепция основана на следующих положениях:

  • предприятие является системой с определенным набором целей, части которой тесно взаимосвязаны;
  • его деятельность ориентирована на достижение запланированных показателей;
  • контроллинг выступает интегрирующей и координирующей подсистемой контура управления; он обеспечивает инструментальную и методическую базу поддержки принятия управленческих решений.
 

     1.2 Цели и задачи контроллинга

     Можно выделить следующие задачи контроллинга:

     планирование - определение действий, необходимых для достижения оперативных и стратегических целей, т.е. превращение целей предприятия в планы;

     управленческий  учет (на наш взгляд, ключевой элемент подсистемы контроллинга) - отражение в удобной форме финансово-хозяйственной деятельности предприятия в ходе выполнения плана. Он ориентирован на внутренних пользователей информации, в отличие от учета бухгалтерского или налогового;

     организация потоков информации внутри предприятия;

     мониторинг  процессов, проходящих на предприятии, в необходимом временном режиме;

     контроль - оценка свершившегося и соответствия фактических показателей плановым. [2, с.10-11]

     А также цели представлены на рис. 2 [2, с. 14-16] 

      Рис 2. Цели контроллинга 

    1. Инструментарий контроллинга

     Можно заметить, что весь инструментарий контроллинга относится к таким дисциплинам, как менеджмент, маркетинг, финансы. Ценность же данной концепции в комплексности и увязанности между собой информации из различных областей функционирования компании.[3, с. 56]

     Инструментарий  контроллинга можно классифицировать по двум критериям:

     области применения - какие задачи помогает решить данный инструмент (табл. 2).

     периоду действия - оперативный или стратегический (рис. 3).

     Таблица 2. Инструментарий контроллинга по областям применения

Область применения Инструментарий
Учет Система управленческой отчетности: 
отчеты о хозяйственной деятельностив, в том числе сводные;  
учетные формы; 
показатели управленческого учета; 
методы анализа отчетности
Организация потоков информации Система документооборота, 
карта бизнес-процессов
Планирование Анализ и  оптимизация объема заказов, 
ABC-анализ, 
анализ точки безубыточности, 
ступенчатый расчет сумм покрытия, 
анализ узких мест, 
методы анализа инвестиционных проектов, 
маржинальный анализ, 
методы расчета комиссионных вознаграждений, 
кружки качества, 
анализ скидок, 
анализ областей сбыта, 
функционально-стоимостной анализ, 
анализ структуры потребления, 
выбор между поставками со стороны и собственным производством, 
анализ кривой обучаемости, 
методы анализа конкуренции, 
бенчмаркинг, 
методы логистики, 
методы портфельного анализа, 
анализ потенциала, 
анализ жизненного цикла продукта, 
SWOT-анализ, 
анализ сценариев, 
анализ цепочки доставки ценности, 
анализ конкурентных сил Портера, 
карты восприятия, 
анализ качества обслуживания, 
анализ барьеров входа, 
анализ чувствительности, 
сбалансированные счетные карты, 
сетевое планирование, 
график Гантта, 
методики ценообразования, 
бюджетирование, 
определение целевых издержек, 
методы линейного программирования, 
расчет уровня запасов, 
планирование загрузки мощностей
Мониторинг  и контроль Система раннего  предупреждения, 
анализ разрывов, 
контроль соответствия фактических показателей плановым, 
анализ издержек по центрам учета и отчетности
 

     Можно отметить, что следует тщательнейшим образом взвешивать необходимость внедрения того или иного инструмента. Например, вряд ли предприятию, действующему на монопольном рынке (либо в условиях олигополии), нужны инструменты для подробного анализа конкурентов. В подобных случаях система бюджетирования является наиболее подходящим методом планирования. Использование же такой системы в компаниях, полностью зависящих в получении доходов от творческого потенциала сотрудников, часто дает отрицательный эффект из-за снижения мотивации.

Информация о работе Технологии реализации контроллинга на современном предприятии