Тактика и стратегия антикризисного управления на строительном предприятии на примере ООО "Стройкомплект"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 12:41, дипломная работа

Описание работы

Данная цель обусловила необходимость решения конкретных задач, например: конкретизация сущности классификаций кризисов предприятий; проработка проблем антикризисного управления в целом, и как следствие вопросов стратегии развития предприятий в различных условиях и в периоды кризисов; оценивание организационно-экономического состояния предприятия; произведение анализа и оценки кризисных ситуаций в деятельности того или иного предприятия; утверждение проекта развития предприятия в кризисные моменты; расчёт эффективности предлагаемого проекта.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Разработка системы антикризисного управления 5
1.2 Основа системы мониторинга и тактики 19
1.3 Значение персонала в механизме антикризисного управления предприятием 26
ГЛАВА 2. ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СтройКомплект»
2.1 Состав, структура собственности и управление ООО « СтройКомплект» 29
2.2 Анализ финансового состояния ООО « СтройКоплект» 34
2.3 Тактика и стратегия вывода ООО «СтройКомплект» из кризиса с учётом итогов его хозяйственной деятельности 61
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
3.1 Обоснование необходимости улучшения финансового состояния ООО «СтройКомплект» 70
3.2 Предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия, повышению уровня прибыльности и рентабельности 76
3.3 Расчёт экономической эффективности от предлагаемых мероприятий 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа НОВАЯ.doc

— 1,014.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

1.1 Разработка системы антикризисного управления 5

1.2 Основа системы  мониторинга и тактики 19

1.3 Значение персонала  в механизме антикризисного управления  предприятием 26

ГЛАВА 2. ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬНОМ ПРЕДПРИЯТИИ НА ПРИМЕРЕ ООО «СтройКомплект»

2.1 Состав, структура собственности и управление ООО « СтройКомплект» 29

2.2 Анализ финансового состояния ООО « СтройКоплект» 34

2.3 Тактика и стратегия вывода ООО «СтройКомплект» из кризиса с учётом итогов его хозяйственной деятельности 61

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА

3.1 Обоснование необходимости улучшения финансового состояния ООО «СтройКомплект» 70

3.2 Предложения по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия, повышению уровня прибыльности и рентабельности 76

3.3 Расчёт экономической эффективности от предлагаемых мероприятий 76

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 88 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Первоначальный период становления рыночных отношений достаточно давно прошёл, и большинство российских предприятий, выживших и укрепившихся в современных условиях, тем или иным образом прошли этот этап, вопрос о различных аспектах кризисного развития и тем более разного рода стратегических элементов его понимания по-прежнему не теряет своей актуальности и, конечно же, должен стоять в центре сегодняшнего внимания, как исследователей, так и практиков.

     В настоящее время отечественные предприятия, довольно таки успешно прошедших время послереформенных кризисов, столкнулись с необходимостью жизненно серьезных усилий в области реструктуризации своей деятельности и преодоления того, что можно назвать своего рода кризисом. В последнее время резко усложнились условия конкурентной борьбы, на рынок вышли новые контрагенты, жестко проявилась основная регулирующая роль различных государственных органов, а что особенно и важно – российские предприятия испытывают на себе все более ощутимое давление зарубежной конкуренции, и прежде всего – конкуренции со стороны предприятий развивающихся стран. Это – внешние факторы, но есть и внутренние, поскольку самое развитие весьма успешных российских предприятий четко подводит к необходимости развития их кадрового потенциала, информационной базы, компьютеризации, и вообще говоря – разных систем управления фирмой. Иными словами, дело всё в тех же проявлениях кризисов, и уже имеющими существенно другую среду и требующими во многих конкретных случаях несколько иных подходов по их разрешению. В связи с чем данный вопрос нуждается в особой проработке и конечно же – в исследовании специфики, которую может нести с собой новый кризис. Наверное, это исследование было бы интересным и с корпоративной точки зрения. 

     Целью дипломной работы является установление выбора стратегии и тактики управления  предприятием в условиях кризиса.

     Данная цель обусловила необходимость решения конкретных задач, например: конкретизация сущности классификаций кризисов предприятий; проработка проблем антикризисного управления в целом, и как следствие вопросов стратегии развития предприятий в различных условиях и в периоды кризисов; оценивание организационно-экономического состояния предприятия; произведение анализа и оценки кризисных ситуаций в деятельности того или иного предприятия; утверждение проекта развития предприятия в кризисные моменты; расчёт эффективности предлагаемого проекта.

     Объектом  исследования является ООО «СтройКомплект».

     Предметом исследования являются как теоретические, методические так и практические вопросы, связанные с формированием комплекса мероприятий стратегического развития предприятия в кризисный период.

     Теоретической и методической сущностью данной дипломной работы служат труды отечественных авторов в области антикризисного и стратегического менеджмента.

     Информационной  и эмпирической базой работы явились  аналитические материалы и статистические данные, связанные с проблематикой  исследования и опубликованные в монографиях и периодической печати, а также информация, собранная автором непосредственно на объектах исследования.

     В процессе исследования были использованы системный подход, методы анализа  и синтеза, логического, системного, сравнительного и фактографического анализа, логического моделирования и другие.

     Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 

1.1 Разработка системы антикризисного управления 

     Экономическая стратегия фирмы складывается из множества элементов, главнейшим из которых является и стратегия предотвращения несостоятельности или банкротства предприятия. Экономическая стратегия носит опережающий или предотвращающий характер: товарная, ценовая, снижение издержек, стратегия поведения на рынке ценных бумаг - должны быть нацелены на предотвращение несостоятельности и прочих факторов. Тем не менее, должны быть определены особые правила и приемы, применяющиеся в управлении предприятием, непосредственно направленных на предотвращение несостоятельности или банкротства предприятия.

     В условиях нестабильности экономической системы, замедления платежных оборотов, недостаточности квалификации управленцев на фоне вероятного характера экономической среды вопросы проблем моделирования антикризисной политики предприятия является достаточно актуальными. Антикризисная политика и является частью общей финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, конечно же, заключается так же и в разработке системы методов диагностики платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, в реализации средств оздоровления предприятия.

     Разработка антикризисного управления предприятием-должником может состоять из нескольких следующих основных элементов (подсистем):

    1. Диагностика финансового состояния и оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
    2. Разработка маркетингового направления.
    3. Внедрение инновационных стратегий.
    4. Управление персоналом.
    5. Финансовый мониторинг.
    6. Антикризисное бизнес-планирование.
    7. Организация процедуры банкротства предприятия.

     Разработка антикризисного управления включает в себя, конечно же и прежде всего стратегические и тактические методы проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

     Стратегический  подход предполагает проведение анализа среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность, определение плана и целей, анализа и выбора на реализацию стратегии для оценки и контроля за осуществлением стратегической линии антикризиса.

     Проведя анализ, разрабатывается стратегия антикризисного управления. К числу решений по выводу фирмы из кризисного состояния в относится и разработка стратегии антикризисного управления. Она бывает многовариантная, но она должна базироваться на выборе лишь одного из них. В результате стихийного изменения экономической среды коренным образом меняется и стратегия предприятия. Кризисное состояние экономики заставляет бедствующее предприятие выбрать несколько иной вид управления, например, при наличии диверсифицированного производства возможно превращение каждого вида экономической деятельности в самостоятельное юридическое лицо, то есть создание возможно холдинга или объединения какого-либо, где ранее существовавшее единое предприятие становится материнской. Юридическая и экономическая самостоятельность дочерних предприятий приведет, конечно же и к самостоятельной имущественной ответственности (в едином предприятии ответственность всех уровней управления является общей), что в конечном итоге повышает инициативу, ответственность и предприимчивость руководства дочерних предприятий.

     Появившаяся в огромном количестве литература по антикризисному управлению, и практическая деятельность множества предприятий в условиях кризиса ориентирована в основном на осуществление срочных финансовых мер, обеспечивающих решение сиюминутных задач финансового-хозяйственного оздоровления - нормализация отношений с контрагентами. В условиях кризиса в виде первостепенной выдвигается задача, во что бы то ни стало удержать предприятие на плаву, сохранить основные средства и фонды, а так же, по возможности ключевые технологии, специалистов, трудовой коллектив, то есть, в конечном итоге  стабилизировать положение дел в предприятии на до кризисном уровне или чуть ближе этого. Не менее важно, однако, всё же уделить внимание и стратегической перспективе развития предприятия. Сосредоточившись на проблеме дальнейшего функционирования в кризисном положении, необходимо заняться одновременно и разработкой стратегии дальнейшей деятельности предприятия.

     Разработка  антикризисной стратегии деятельности предприятия основывается на анализе экономической и хозяйственной среды, в которых оно функционирует. Такой анализ может включать и изучение внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность предприятия: сюда относится и состояние экономики страны, её законодательной базы, регулирующей экономическую и финансовую деятельность, техническое и технологическое обеспечение промышленности и производства, экономико-производственную и финансовую инфраструктуру, рынок кадрового обеспечения, контрагентов-покупателей, контрагентов-поставщиков, конкурентов, а также как следствие и внутренней среды: производственной и организационной возможности предприятия, его кадры и специалисты, финансовое состояние и так далее.

     В центре разрабатываемой стратегии любого экономического субъекта должно лежать определение деятельности предприятия, которая в истинном виде выражает смысл существования предприятия, и его предназначения. Чётко представляя, зачем же и как функционирует предприятие, к чему оно стремится, можно уже выбрать и стратегию его поведения на рынке. Наименьшая продолжительность времени бескризисного состояния предприятия определяется выбором ее миссии, которая продиктована поводом достижения устойчивого роста доходов в размерах, достаточных для постоянного увеличения стратегического потенциала предприятия и уровня конечно же его конкурентного преимущества.

     Наибольшая продолжительность времени бескризисного состояния предприятия обеспечивается выбором такой деятельности, которая наилучшим образом будет соответствовать требованиям микро- и макро экономическим средам и формируемым этими параметрами ограничениям и условиям, изменяется в случае их изменений.

     На  основе деятельности вырабатываются цели на различных организационных уровнях - высшего, среднего и низшего звеньев управления. Цели здесь выступают в качестве критериев для всего последующего процесса принятия каких-либо управленческих решений.

     Для приведения в соответствие деятельности предприятия с дискретными изменениями во внешней экономической среде используются разного рода меры и стратегического характера: возможность появления предприятия в новые экономические условия, и отказ от текущей предметно-производственной специализации, его существенная реорганизация по внедрению стратегического планирования.

     Внедрение эффективного стратегического управления финансово-хозяйственной деятельностью самостоятельно хозяйствующих субъектов экономического рынка является достаточно сильным рычагом для преодоления кризисных ситуаций. Возможностью стратегического управления являются прогнозы и стратегические планы по развитию предприятия. Наилучшим образом организовать процесс формирования стратегии и тактики экономического и социального развития предприятия, определения необходимых задач и необходимых ресурсов для воздействия на сложившуюся ситуацию, разработку необходимых сценариев для достижения поставленных экономических и разного рода социальных целей с использованием, конечно же, и современного воздействия стратегического управления и многовариантного - ситуационного прогнозирования можно на базе современных компьютерных технологий, которые в последние годы получили всё-таки более широкое распространение в Российской Федерации.

     В обобщённом виде можно сказать, что стратегия - это строго системный подход, который обеспечивает предприятия сбалансированностью и общим направлением экономического роста. Причем так же, если внешняя среда, условия экономической и производственной конкуренции, технологии развития производства выпускаемой продукции, товаров, работ или услуг меняются достаточно медленно или, а иногда и постепенно, то руководство предприятия столь же постепенно и адаптируют свои навыки работы и опыта, пользуясь накопленными знаниями.

     Понятно, что тактический - оперативный подход предполагает осуществление различных и оперативных мер, которые нацелены на преодоление всякого рода возникших финансовых разного рода трудностей, например, путем пересмотра или как следствие сокращения необоснованных расходов, закрытия отдельных функциональных подразделений, филиалов или представительств, сокращения работников предприятия, ограничения производства и в некоторых случаях и сбыта товаров, работ или услуг, на совершенствование и внедрение новых систем и методов управления, а так же в целях повышения эффективности работы предприятия, например, в результате проведения каких-либо активных исследований на предмет высоких цен на продукцию, товары, работы, услуги, выявление и наилучшего использования внутренних производственных и финансовых резервов, привлечение высококвалифицированных специалистов, в том числе и по вопросам производственного планирования, укрепление дисциплины различными методами, если то требуется, конечно, модернизация производственных процессов и более качественное управление кадрами, запасами и материально-технической базы, возможного получения кредитов, займов). Другими словами, в процессе деятельности руководство предприятия реализует его существующий финансово-хозяйственный потенциал в доходы и возможное дальнейшее расширение объема производства, сбыта продукции, оказания услуг, выполнения работ.

Информация о работе Тактика и стратегия антикризисного управления на строительном предприятии на примере ООО "Стройкомплект"