Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:07, реферат
Предприятие в процессе своей деятельности является открытой системой: оно тесно взаимодействует с окружающей его средой. Искать причины успехов и неудач фирмы только в ее внутренней организации было бы неправильно. Поскольку окружающая среда, являясь поставщиком ресурсов и потребителем готовой продукции, очень сильно влияет на деятельность фирмы. На первый план выходит анализ среды – маркетинг, и управление на основе этого анализа — маркетинговое управление.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Методика использования swot-анализа при исследовании систем управления…………………………………………………………………...……4
1.1 Понятие маркетинговой среды организации как совокупности внутренней и внешней среды и необходимость ее анализа……………………4
1.2 SWOT-анализ как инструмент комплексного исследования внешней и внутренней среды……………………………………………………………….5
2. Методика SWOT-анализа………………………………………………6
2.1 Методика анализа макросреды (STEP-анализ)………………………6
2.2 Анализ микросреды (методика «Пять сил Портера»)……………...10
2.3 Анализ внутренней среды……………………………………………13
2.4 Методика SWOT-анализа………………………………………….....14
3. Заключение……………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………….22
Т. о. внутренняя среда предприятия образуется из нескольких подсистем:
кадры — персонал, его мораль и квалификация, кадровая политика, система выплат и мотивации, текучесть кадров, опыт;
организация общего управления — организационная культура, организационная структура, престиж и имидж фирмы, система контроля, квалификация, способности и интересы высшего руководства;
производство — местонахождение, состояние и оснащенность производственных помещений, экономия от масштаба производства, чистая продукция и прибыль, контроль качества и процесса производства, величина издержек, патенты, торговые марки и аналогичные правовые формы защиты товара;
маркетинг — продукты и услуги, производимые фирмой, необходимая информация о рынке, доля рынка, номенклатура товаров и возможность его расширения, жизненный цикл продуктов, ценовая политика и послепродажное обслуживание.
финансы и учет — возможность привлечения кратко- и долгосрочного капитала, отношение к налогам, акционерам и инвесторам, система контроля, учета и снижения издержек.
Анализ
внутренней среды, выявление сильных
и слабых ее сторон, включен в
методику комплексного анализа среды
— SWOT-анализ.
2.4 Методика SWOT-анализа
Методика SWOT-анализа включает следующую последовательность шагов
1-й шаг: обозначение цели. SWOT-анализ всегда делается всегда под некие цели, он не бывает абстрактным. Силы и слабости, возможности и угрозы — понятия относительные и зависят от времени, места, характера действий субъектов. Кроме того, описание цели компании будет служить линзой, сквозь которую можно рассматривать внешнюю среду.
2-й
шаг: определение объекта
3-й
шаг: выявление сильных и
Сила — это некоторая специфическая особенность, выгодно отличающая предприятие среди своих конкурентов. Сила в чем-либо дает предприятию дополнительные возможности. Важно также, что речь идет не о благоприятной рыночной конъюнктуре, которая может придавать силу не только конкретной фирме, а может, и еще нескольким (например, некоторые льготы и права), а о внутренней мощи организации — опыте, финансовой обеспеченности, конкурентоспособности, лидерстве руководителя.
Слабость
— это отсутствие или недостаток
важного элемента функционирования
организационной системы. Слабость
не обязательно означает уязвимость
данного предприятия, — это зависит
от того, насколько важен тот фактор,
который находится в
М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури предлагают простую классификацию внутренних по отношению к организации характеристик: три базисные управленческие функции — маркетинг, производство, финансы, и еще две: человеческие ресурсы и имидж компании (таблица 5).
Таблица 5 Примеры сильных и слабых сторон предприятия
Сильные стороны | Слабые стороны |
—
хорошая репутация фирмы у
постоянных покупателей;
— высокая квалификация сотрудников; — известность на рынке; — наличие финансовых ресурсов; — защищенность от сильного конкурентного воздействия; — техническое превосходство; — преимущества в области издержек; — отлаженная система получения заказов. |
—
наличие устаревшего — низкая прибыльность основной продукции; — слабое отслеживание процесса выполнения стратегии; — внутрипроизводственные проблемы; — отставание в области исследований и разработок; — недостаточное знание рынка и новинок рынка. |
4-й
шаг: определение рыночных
Рыночные возможности во многом определяют стратегию компании. В зависимости от условий отрасли возможности могут быть как многообещающими, так и бесперспективными, изменяясь от очень привлекательных (абсолютно необходимо их использовать) до интересующих фирму в последнюю очередь (в самом конце списка приоритетов компании).
К
потенциальным внешним
Зачастую на благосостояние фирмы отрицательно влияют весьма определенные факторы внешней среды. Угрозу могут представлять: появление более дешевых технологий, внедрение конкурентом нового или усовершенствованного продукта, выход на рынок новых конкурентов с низкими издержками, неблагоприятная политика государственного регулирования при спадах и колебаниях уровня деловой активности, возможность поглощения более крупной фирмой, неблагоприятные демографические изменения, неблагоприятные изменения курсов иностранных валют; политические перемены (переворот) в стране, где компания осуществляет свою деятельность; растущая степень влияния поставщиков и покупателей, замедление темпов роста рынка и т. п.
Оценивая возможности отрасли, необходимо помнить, что интересы отрасли и интересы компании — это не всегда одно и то же. Не каждая компания имеет достаточно хорошие позиции, чтобы использовать все существующие в отрасли возможности — некоторые компании являются более конкурентоспособными, чем другие, а некоторые могут быть вообще безнадежно выбывшими из борьбы или ограничиваться более скромной ролью.
Слабые и сильные стороны компании, а также ее способность конкурировать позволяют ей лучше использовать одни возможности, чем другие.
Наиболее выгодными для фирмы являются те возможности отрасли, которые обеспечивают компании максимальный рост прибыли, т. е. при которых фирма приобретает наибольшие конкурентные преимущества, а также те, которые являются приемлемыми для компании в финансовом отношении (таблица 6).
5-й
шаг: сведение данных в одну
четырехпольную таблицу SWOT-
Таблица 6 Примеры рыночных возможностей и угроз
Возможности | Угрозы |
—
выход на новые рынки, регионы;
— расширение ассортимента продукции; — выпуск сопутствующих товаров; — более глубокая сегментация рынка и глубокая ценовая политика; —
использование кредитных —
использование дружественных — отсутствие товаров-субститутов; — большая емкость рынка; — появление новых поставщиков. |
—
реальная возможность появления
новых конкурентов из других отраслей;
— рост продаж замещающего товара; — замедление роста рынка; —
неблагоприятная для рынка — возрастание роли поставщиков в связи с их укрупнением; — изменение потребностей и вкусов покупателей; —
неблагоприятные |
6-й
шаг: Ранжирование, уточнение формулировок
возможностей и угроз. Выборка
3-5 (это наиболее оптимальное
На
этом же этапе должны быть разработаны
и обозначены компенсирующие мероприятия
для каждой из угроз, чтобы нейтрализовать
ее или преобразовать в
7-й
шаг: сведение избранных
Таблица 7 Четырехпольная матрица граничных стратегий
Возможности | Угрозы | |
1
2 3 … |
1
2 3 … | |
Сильные стороны | Стратегическое действие 1 | Стратегическое действие 3 |
1
2 3 … |
СИВ
«Сила» для реализации «возможностей» |
СИУ
«Сила» для устранения «угроз» |
Слабые стороны | Стратегическое действие 2 | Стратегическое действие 4 |
1
2 3 … |
СЛВ
Минимизация «слабостей» за счет выявления «возможностей» |
СЛУ
Минимизация «слабостей» и предотвращение «угроз», если это возможно |
Стратегическое
действие 1 — агрессивная стратегия
или стратегия предельного
Стратегическое действие 2 — конкурентная стратегия. Предполагаются только возможности и слабые стороны (сильные стороны и угрозы не учитываются).
Стратегическое действие 3 — консервативная стратегия. Сильные стороны используются для защиты от внешних угроз (без учета возможностей и слабых сторон).
Стратегическое действие 4 — парадоксальная стратегия. Предполагается, что есть только слабые стороны и угрозы, нет ни возможностей, ни сильных сторон, т. е. условия близки к катастрофическим.
Для
каждой стратегии отрабатывается система
прогнозирования и
А. Томпсон и А. Стрикленд ищут аналогии SWOT-анализа со стратегическим балансом: «Внутренние сильные стороны компании представляют конкурентные активы, ее внутренние слабые стороны представляют конкурентные пассивы». Хотя и здесь, в отличие от любого баланса, бросается в глаза основной недостаток SWOT-анализа: качественная, а не численная характеристика бизнесс-процессов. В то же время, — говорят Томпсон и Стрикленд, — «SWOT-анализ является необходимым компонентом оценки стратегического положения». На основе данных SWOT-анализа делаются «выводы о состоянии компании и необходимости стратегических изменений».
8-й
шаг: формулировка критериев.
Необходимо определить условия,
9-й
шаг: анализ базовой стратегии
на основе тех, которые не
были выбраны. Например, выбираются
некоторые мероприятия,
Итоговая
стратегия будет состоять из базовой
с добавлением некоторых
Информация о работе Swot анализ в исследовании систем управления