Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:07, реферат
Предприятие в процессе своей деятельности является открытой системой: оно тесно взаимодействует с окружающей его средой. Искать причины успехов и неудач фирмы только в ее внутренней организации было бы неправильно. Поскольку окружающая среда, являясь поставщиком ресурсов и потребителем готовой продукции, очень сильно влияет на деятельность фирмы. На первый план выходит анализ среды – маркетинг, и управление на основе этого анализа — маркетинговое управление.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Методика использования swot-анализа при исследовании систем управления…………………………………………………………………...……4
1.1 Понятие маркетинговой среды организации как совокупности внутренней и внешней среды и необходимость ее анализа……………………4
1.2 SWOT-анализ как инструмент комплексного исследования внешней и внутренней среды……………………………………………………………….5
2. Методика SWOT-анализа………………………………………………6
2.1 Методика анализа макросреды (STEP-анализ)………………………6
2.2 Анализ микросреды (методика «Пять сил Портера»)……………...10
2.3 Анализ внутренней среды……………………………………………13
2.4 Методика SWOT-анализа………………………………………….....14
3. Заключение……………………………………………………………..21
Список использованной литературы…………………………………….22
Для
результативного изучения этих компонент
макроокружения на фирме создается
специальная система
Часто для анализа макросреды применяется методика STEP-анализа. Термин «STEP» означает анализ маркетинговой макросреды, основывающийся на изучении социальных (Social), технологических (Technological), экономических (Economical) и политических (Political) факторов. В зависимости от приоритетности учета тех или иных групп факторов различают варианты этой методики:
STEP-анализ: приоритетными считаются социальные и технологические факторы. Применима для стран с развитой экономикой и стабильной политической системой.
PEST-анализ: приоритетны экономические и политические факторы. Применима для стран со слаборазвитой экономикой или экономикой в переходные периоды.
Существует две методики STEP-анализа: с использованием четырехпольной матрицы и табличного формата. Вторая более удобна ввиду возможности количественной оценки факторов и их числового ранжирования.
Рассмотрим пошаговую методику STEP-анализа с использованием табличного формата.
1-й
этап: определение объекта анализа:
предприятие в целом,
2-й
и 3-й шаги: отбор экспертов,
которые будут проводить
4-й
шаг: заполнение формата STEP-
Вариант 1.
Колонка 1: записываются по группам значимые факторы макросреды и важные события, которые могут повлиять на фирму.
Затем
каждому фактору экспертным путем
присваивается количественная оценка:
колонка 2 — важность для отрасли
(от 1 до 3); колонка 3 — важной для
организации (от 0 до 3) и колонка 4 —
направление влияния (+1 при положительном
влиянии, -1 — при отрицательном).
Итоговая оценка влияния фактора рассчитывается
путем умножения значений колонок 2—4.
Таблица 2. Табличная форма для проведения STEP-анализа
Вариант формата таблицы 1
Фактор среды | Важность для отрасли | Влияние на организацию | Направление влияния | Степень фактора |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Социальные факторы | ||||
1 | ||||
… | ||||
2. Технологические факторы | ||||
1 | ||||
… | ||||
3. Экономические факторы | ||||
1 | ||||
… | ||||
4. Политические факторы | ||||
1 | ||||
… |
Вариант формата таблицы 2
Группы факторов | Описание событий/ факторов | Опасность/ возможность | Оценка
вероятности события или |
Оценка важности фактора или события | Общее влияние на компанию |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Социальные | 1
2 3… |
||||
Технологические | 1
2 3… |
||||
Экономические | 1
2 3… |
||||
Политические | 1
2 3… |
Вариант 2.
Колонка 1: выбирается группа, к которой относится фактор;
Колонка 2: записываются значимые факторы макросреды и важные события, которые могут повлиять на фирму;
Колонка 3: анализируется влияние каждого фактора; выявляется, создает ли он опасность или возможность для предприятия. Если фактор может создавать и возможность и опасность одновременно, то рассматриваются оба варианта. В колонке проставляется либо «+» (возможность), либо «-» (опасность);
Колонка 4: оценивается каждый фактор или событие с точки зрения вероятности его проявления или наступления (либо количественна шкала: от 0 до 100 %; либо качественная: низкая — средняя — высокая);
Колонка 5: оценивается важность факторов по мере ее возрастания — по шкале от 1 до 10;
Колонка 6: рассчитывается влияние каждого фактора как полная вероятность события (перемножаются колонки 4 и 5), взятая со знаком из колонки 3;
5-й
шаг: подготавливаются единые
формы оценок влияния факторов
макросреды, составленные каждым
экспертом; на этой основе
6-й
шаг: использование
7-й
шаг: проведение оценки
Резюме:
STEP-анализ позволяет выявить тенденции
развития факторов макросреды и определить
уровень возможных изменений, а также
динамику их влияния на предприятие. В
итоге получается модель реакции конкретного
предприятия на совокупность факторов
макросреды, что, в конечном счете, позволяет
повысить качество принятия управленческих
решений предприятия.
2.2 Анализ микросреды (методика «Пять сил Портера»)
Микросреда (рыночная среда) — это область прямого влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия. Основными элементами микросреды являются:
потребители
— это отдельные лица, домохозяйства,
корпоративные потребители (предприятия),
которые используют товары или услуги
предприятия-производителя для
поставщики — источник всех видов ресурсов, необходимых для осуществления бизнеса;
конкуренты — как прямые и косвенные, так и существующие и потенциальные;
посредники — это компании, с которыми предприятие непосредственно сталкивается в процессе продвижения товаров и услуг потребителям;
контактные
аудитории — это любые группы,
которые проявляют или могут
проявлять интерес к
Анализ этих рыночных сил, которые могут влиять как позитивно, так и негативно на предприятие, можно проводить с помощь методики «Пять сил Портера». Она было предложена профессором Майклом Портеров около 40 лет назад и рассматривает воздействие по пяти силам среды:
существующие конкуренты;
клиенты, покупатели;
поставщики;
новые конкуренты и рыночные новички;
товары-заменители или товары-субституты.
Графически
эту модель можно изобразить так
(рисунок 2):
Рис. 2. Модель «Пять сил Портера»
Затем оценивается возможная сила влияния для каждой группы факторов в бальной системе от 0 до 6 согласно следующей таблице (таблица 3):
Таблица 3 Критерии бальной оценки внешних сил
Количество баллов | Критерий оценки | |
0 | баллов | — давления не ощущается, вполне возможно собственное давление; |
1 | балл | — минимальное и нерегулярное давление, не представляющее никакой опасности; |
2 | балла | — давление есть, можно отслеживать его динамику, серьезных угроз нет; |
3 | балла | — нормальная конкурентная среда, отслеживать ситуацию нужно регулярно; |
4 | балла | — активные и агрессивные конкуренты, быстрее анализируемого предприятия, демпингуют, отбивают клиентов и пытаются диктовать условия; |
5 | баллов | — очень сильное конкурентное давление, происходит быстрая потеря позиций; |
6 | баллов | — полное влияние конкурентов, невозможно сделать какие-либо действия, ожидания бесперспективны; |
Следующим
этапом происходит определение суммарного
влияния сил внешней среды
и прогнозирование возможных
действий (таблица 4):
Таблица 4 Оценка давления «Пять сил Портера и рекомендуемые действия»
Согласованная сила давления в баллах | Рекомендуемые действия |
0-1 | — надо «давить» дальше; |
2-3 | — ничего не делать, проводить мониторинг ситуации; |
4-5 | — нужны спецпрограммы с назначением ответственных и соответствующими бюджетами; |
6 | — уже поздно, надо уходить из бизнеса: отдаваться или продаваться. |
Резюме:
анализ микросреды на основе методики
«Пять сил Портера» позволяет
выявить возможные пути развития
сил рыночной среды и на основе
полученных данных построить стратегию
взаимодействия фирмы с этой средой, основанную
на максимальном извлечении прибыли из
этих изменений.
2.3 Анализ внутренней среды
Анализ
внутренней среды предприятия вскрывает
те возможности, тот потенциал, на которые
может рассчитывать фирма в конкурентной
борьбе в процессе достижения своих
целей. Анализ внутренней среды позволяет
также лучше уяснить цели фирмы,
более верно сформулировать миссию,
т. е. определить смысл и направления
деятельности фирмы [13, с. 282]. Исключительно
важно помнить, что фирма не только
производит продукцию для окружения,
но и обеспечивает возможность существования
своим сотрудникам, давая им работу,
обеспечивая их социальными гарантиями.
В процессе этого анализа необходимо
выявить соответствие внутренних ресурсов
и возможностей фирмы стратегическим
задачам обеспечения и
Выделяются различные факторы внутренней среды фирмы и системы ее оценки: структура, цели, задачи, технология, персонал, совместные ценности, стиль организации, финансовая и информационная системы, стратегия, навыки персонала, бизнес-процессы, власть, культура организации и др. По мнению М. Х. Мескона, М. Альберта, Ф. Хедоури [9, с. 417], основные внутренние переменные фирмы — это цели, структура, задачи, технология и люди. Несколько иначе построена известная модель 7-С компании «МакКинси» (Т. Питерс, Р. Уотермен) [6, с. 63]: совместные ценности, стратегия, структура, системы, стиль, сотрудники, способности.
Информация о работе Swot анализ в исследовании систем управления