Сущность стратегического менеджмента и стратегических решений в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой

позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Стратегический менеджмент занимает главное место в развитии организации и является основанием для понимания характера ее бизнеса, поведения персонала, состояния и влияния атмосферы и окружения, в которых приходится работать и руководителям, и рядовым служащим.

Работа содержит 1 файл

с м.docx

— 74.91 Кб (Скачать)

    - укрепляет корпоративный дух  и повышает мотивацию;

    - разработка стратегии помогает  обнаружить и по возможности устранить слабые места и укрепить преимущества.

         Основные «Против»:

    - создание стратегии требует  высоких затрат;

    - трудно согласовывать среди  заинтересованных сторон;

    - зачем это нужно, если не  приносит ощутимого результата  сейчас, да и ситуация на рынке  постоянно меняется?

    - трудно установить критерии  оценки деятельности по разработке  стратегии, трудно оценить;

    - отсутствие универсальных правил;

    - концентрация усилий на планировании, а не на реализации стратегического  плана.

     Существует  также целый ряд определений  понятия «стратегическое управление». В качестве рабочего определения  можно выделить следующее: стратегический менеджмент – это управленческая деятельность по постановке и реализации долгосрочных целей, поддержанию эффективных взаимоотношений фирмы с ее окружением при соответствии поставленных целей ее внутренним возможностям.

     Анализируя  понятие стратегического менеджмента, полезно рассмотреть данную категорию параллельно с понятием «оперативное управление».

       Оперативное управление – управление текущими событиями; совокупность мер, позволяющих воздействовать на конкретные отклонения от установленных заданий производства.

     Оперативное управление подразделяется на оперативное  планирование, оперативный учет и  оперативный контроль.8

       Различия подходов к оперативному и стратегическому управлению по параметрам (приложение 1).

     Хотя  стратегическое управление является важнейшим  фактором успешного выживания в  условиях конкуренции, тем не менее, в действиях организаций зачастую наблюдается отсутствие стратегий, что приводит их к поражению в рыночной борьбе.

     По  мнению некоторых ученых, Россия –  это заповедник неопределившихся или  неверно определившихся в выборе стратегии компаний. Подобно непуганой  заповедной дичи российские фирмы могут  стать легкой добычей для конкурентов, лучше освоивших жестокую науку  рынка. Непоследовательные метания  обнаруживших свою слабость отечественных  предприятий, которые не выбрали  или неверно выбрали стратегию, осложняют положение.

     Отсутствие  стратегии или ошибки в ее выборе ведут к бесцельной растрате и  без того ограниченных ресурсов, а неизбежные в этом случае неудачи создают предприятиям репутацию безнадежных больных, которым ничто уже не поможет, и, следовательно, отпугивают потенциальных партнеров и инвесторов.

     Правильный  выбор фирменной стратегии –  задача, от решения которой будущее  отечественной экономики зависит  ничуть не меньше, чем от макроэкономических экспериментов властей. Решить ее гораздо  сложнее, поскольку положение не может быть исправлено никаким указом. Успех принесут лишь сознательные усилия каждого специалиста предприятия  в отдельности.

     Отсутствие  стратегического управления приводит к тому, что, во-первых, организации  планируют свою деятельность исходя из того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в нем не будут происходить качественные изменения.

     При нестратегическом управлении составляется план конкретных действий, как на настоящее  время, так и на будущее, априори  базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение  фактически меняться не будет.

     Видение долгосрочной перспективы – важная составляющая управления, однако это  ни в коей мере не должно означать экстраполяции  существующей практики и существующего  состояния окружения на много  лет вперед.

     При стратегическом управлении в каждый данный момент фиксируется, что организация  должна делать в настоящее время, чтобы достичь желаемых целей  в будущем, исходя при этом из того, что окружение и условия жизни  будут изменяться. Иными словами, при стратегическом управлении взгляд из будущего устремляется в настоящее. Вырабатываются и осуществляются действия организации в настоящее время, обеспечивающие ей определенное будущее.

     В связи с этим при стратегическом управлении не только фиксируется желаемое состояние организации в будущем, но и прогнозируется способность  реагировать на изменения в окружении, позволяющая достичь желаемых целей  в будущем.

       При нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При данном подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, так это, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом может иметь. Вместе с тем объем производства и величина издержек не дают ответа на вопросы: как созданный фирмой продукт будет принят рынком, какое количество будет куплено и по какой цене. Все это определит рынок.

     Тестом  удачной стратегии является степень, в которой стратегия фирмы:

     • улучшает возможности фирмы успешно  конкурировать на своем месте на рынке;

     • улучшает ее возможности добиваться конкурентных преимуществ;

     • позволяет получать сверхприбыль.

     Анализ  показал, что около 20% крупнейших американских корпораций применяют в настоящее  время систему стратегического  управления, а отдельные элементы этой системы используют 75% компаний. При этом в методе стратегического  управления сочетаются стратегический подход к постановке задач и программно-целевой  подход к их реализации.

     Суть  комплексных систем стратегического  управления состоит в том, что  на фирмах, с одной стороны, существует четко выделенное и организованное так называемое стратегическое планирование. С другой стороны, структура управления предприятием, системы и механизмы воздействия ее отдельных звеньев построены так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для успеха в конкуренции и создать управляющий инструментарий для превращения этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы.

     Однако  в реальной хозяйственной практике нередко бывает так, что по тем  или иным причинам стратегия не выполняется. В этом случае фирма должна идти на ее корректировку. К наиболее типичным случаям, которые заставляют вносить  изменения в стратегию фирмы, обычно относят следующие:

     • необеспечение стратегией удовлетворительных показателей объема реализации и прибылей в течение последних лет;

     • резкое изменение стратегий фирмами-конкурентами, что оказывает существенное влияние  на характеристику рынка;

     • изменения других внешних факторов, влияющих на деятельность фирмы;

     • появление перспектив для принятия мер, способных значительно увеличить  прибыль;

     • возникновение новых предпочтений покупателей или тенденций к  изменениям в этой области;

     • исполнение стратегических задач.9

     Элементы  организации стратегического управления требуют четкого согласования. Чаще всего неудачи в области реализации стратегии связаны с тем, что  в стратегии, составленной в точном соответствии с рыночной внешней  средой, либо организационная структура  не учитывала требований избранного курса и была сохранена в прежнем виде, либо система управления или система оценки не отражали его. То есть чем выше уровень согласованности каждого элемента стратегического управления и соответствия между ними, тем выше вероятность успеха. Здесь будет уместна аналогия с управлением автомобилем или другим транспортным средством: если мы включаем, например, четвертую скорость, то одним движением рычага переключения скоростей мы должны все звенья этой системы настроить на режим работы именно в этой скорости.

     Перейдём  к задачам стратегического менеджмента.

     Стратегический  менеджер – личность, которая накладывает  отпечаток на деятельность организации, на ее главные самостоятельные подразделения.

     Основная  задача стратегического менеджера  заключается в обеспечении деятельности организации (сохранении "здоровья" организации) при движении в определенном направлении.10

     В широком смысле задача менеджеров состоит  в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее  внутренним и внешним факторам. «Наилучшая»  структура» – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью.11

     Часто стратегических менеджеров называют комплексными менеджерами. Они отличаются от функциональных менеджеров, которые обеспечивают реализацию отдельных функций бизнеса (кадры, снабжение, производство, продажа, обслуживание клиентов, учет), и занимают уникальное положение в компании, управляя организацией в стратегическом смысле.

       Функции стратегического менеджмента.

     Стратегический  менеджмент - обоснование и выбор  перспективных целей развития предприятия  и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей. Самыми главными, перспективными вопросами должен заниматься непосредственно генеральный директор или хозяин фирмы, которому могут  помогать референты (штаб). В противном  случае ему придется в конце концов уступить место другому лицу, фактически выполняющему данные функции.

     Стратегический  менеджмент предполагает реализацию следующих  функций:

     а) определение целей фирмы с  учетом рыночной ситуации;

     б) определение средств достижение этих целей;

     в) сегментация, то есть разделение общей  цели на подцели;

     г) разработка соответствующих перспективных  планов и программ. 12

     Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой  менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует  в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более  индивидуальный предприниматель сам  выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы. Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.

    1. Стратегия и тактика как основа стратегического менеджмента. 

     Слово «стратегический» в современном  менеджменте используется в двух значениях:

     1. Стратегический, значит «имеющий длительную временную перспективу».

       В таком значении это слово употребляется в теории планирования, когда планы разделяют на стратегические (или перспективные) и тактические (или текущие), а также в теории принятия решений, где планы делятся на стратегические и оперативно-тактические;

     2.  Стратегический, значит относящийся к генеральному пути движения к цели или задающий направление (курс, маршрут) движения к цели.

       В таком значении это слово  используется в учении о различных стратегиях организации — одни придерживаются стратегии становления (на первоначальном этапе своего развития), другие — стратегии выживания и т.д.13

     Стратегия — это определение генерального пути (направления, курса) движения к долговременной цели. Такое понимание термина схватывает оба значения прилагательного «стратегический».

     Тактика — это способ движения по генеральному пути к цели, то есть форма реализации стратегии.

     Правильно поставленная цель, обоснованная стратегия  и хорошо продуманная тактика  помогают организации успешно справиться со многими трудностями и проблемами.

     Области выработки стратегии. Как было сказано  выше, в самом общем виде –  стратегия – это генеральное  направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к  цели. Такое понимание стратегии  справедливо только при рассмотрении на верхнем уровне управления организации. Для более низкого уровня в  иерархии стратегия верхнего уровня превращается в цель, хотя для более  высокого уровня она являлась средством. Так, например, стратегии поведения  на рынке, разработанные для фирмы  в целом, для маркетинговой службы этой фирмы выступают в виде целевых  установок.

Информация о работе Сущность стратегического менеджмента и стратегических решений в организации