Сущность стратегического менеджмента и стратегических решений в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.

Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой

позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

Стратегический менеджмент занимает главное место в развитии организации и является основанием для понимания характера ее бизнеса, поведения персонала, состояния и влияния атмосферы и окружения, в которых приходится работать и руководителям, и рядовым служащим.

Работа содержит 1 файл

с м.docx

— 74.91 Кб (Скачать)

     Введение.

     Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды  российских предприятий, связанные  с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса  и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.

     Стратегический  менеджмент как концепция управления фирмой

позволяет взглянуть на организацию как  на единое целое, объяснить с общесистемных  позиций, почему некоторые фирмы  развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.

     Стратегический  менеджмент занимает главное место  в развитии организации и является основанием для понимания характера  ее бизнеса, поведения персонала, состояния  и влияния атмосферы и окружения, в которых приходится работать и  руководителям, и рядовым служащим.

     Стратегический  менеджмент – это универсальное  средство, которое дает возможность  менеджеру уверенно чувствовать  себя при любых обстоятельствах  и ситуациях, умело выполнять  свою миссию и обеспечить своему предприятию  стабильное развитие и успех.1

     Возникновение «стратегического менеджмента» как  самостоятельной научной дисциплины также было связано с новыми условиями  деятельности корпораций, прежде всего  в США, сложившимися к началу 1960-х  годов. Эти условия определялись, во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией, требующими прогнозирования новых  производственно-технологических прорывов, возможных в будущем; во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в  развитых странах, что приводило  к усилению конкуренции; в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных  корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Именно это и стало реализовываться в стратегическом менеджменте.

     Актуальность  темы курсовой работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в  управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое  развитие предприятия, повышение конкурентоспособности  производимой им продукции и оказываемых  услуг.

     Целью курсовой работы выступает изучение сущности стратегического менеджмента и стратегических решений на предприятии.

     В соответствии с целью перед работой  ставятся следующие основные задачи:

     - изучить значение стратегического менеджмента и стратегических решений на предприятии;

     - определить сущность стратегического  менеджмента; 

     - рассмотреть анализ, миссию, стратегические цели и стратегическое развитие на Российских предприятиях

     - изучить подходы к принятию  стратегических решений на примере  ОАО "Саратовское производственное ремонтное предприятие", г. Саратов

     - выявить проблемы и перспективы для развития стратегического менеджмента на российских предприятиях; 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента и стратегических решений на предприятии.

    1. Значение стратегического менеджмента на предприятии.

            Стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации.2

          Зарождение стратегического менеджмента связывается с перспективным планированием крупномасштабных военных кампаний с участием различных родов и видов войск, в союзе с армиями других стран. Однако его дальнейшее весьма бурное развитие произошло в результате усиливающейся динамики социально-экономического развития, конкуренции, научно-технического прогресса, повышения роли человеческого фактора в управлении, возникновения новых методологий предвидения и моделирования тенденций общественного развития.

     Сегодня область применения стратегического  менеджмента чрезвычайно многообразна. Он дает огромные преимущества организациям, функционирующим в различных  сферах жизнедеятельности современного общества. Эти преимущества заключаются  в рациональном использовании ограниченных ресурсов и главным образом времени. Кроме того, стратегический менеджмент рождает чувство уверенности  у персонала организаций и  их менеджеров, способствует последовательной разработке и реализации управленческих решений, ориентирует на устойчивое развитие в условиях рынка.

     Стратегический  менеджмент - не только разработка программы  развития, но и принятие, и выполнение стратегических решений.

     Это также комплекс процессов, явлений  и характеристик, отражающих приоритетность целей и динамики развития, своевременность  решений и действий, предвидение  будущего, анализ последствий управляющих  воздействий и инноваций. Стратегический менеджмент находит выражение в  методологии и организации управления в условиях нестабильности среды, в  технологиях, моделях, парадигме и  концепции партисипативного управления.3 

    1. Сущность  стратегического  менеджмента и стратегических решений на предприятии.

     Сущность  стратегического менеджмента заключается  в ответе на три важнейших вопроса.

     1. В каком положении предприятие  находится в настоящее время?

     2. В каком положении оно хотело  бы находиться через три, пять, десять лет?

     3. Каким способом достигнуть желаемого  положения?

     Для ответа на первый вопрос менеджеры  должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.

     Второй  вопрос отражает такую важную особенность  стратегического менеджмента, как  его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.

     Третий  вопрос стратегического менеджмента  связан с реализацией выбранной  стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.4

     По  своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии  и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания  стратегического потенциала предприятия.

     В основе стратегического менеджмента  лежат стратегические решения.

     Стратегические  решения – это управленческие решения, которые:

     1) ориентированы на будущее и  закладывают основу для принятия  оперативных управленческих решений;

     2) сопряжены со значительной неопределенностью,  поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

     3) связаны с вовлечением значительных  ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

     К числу стратегических решений можно  отнести:

     • реконструкцию предприятия;

     • внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);

     • организационные изменения (изменения  организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

     • выход на новые рынки сбыта;

     • приобретение, слияние предприятий  и т.д.5 
 

     Особенности стратегических решений.

     Стратегические  решения характеризуются тем, что  они:

     • инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга;

     • направлены на перспективные цели предприятия, на возможности, а не на задачи; на будущее, а не настоящее;

     • отличаются от тактических решений  тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль;

     • направлены в будущее и являются, следовательно, неопределенными по своей природе;

     • требуют знаний – результат, как  правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия. Для них нет жестких временных рамок;

     • субъективны по своей природе, не поддаются, как правило, объективной оценке;

     • необратимы и имеют долгосрочные последствия.6

     Решение руководителей предприятия, выйти на новые рынки - относится к числу стратегических решений и обладает всеми присущими им особенностями: оно направлено на перспективные цели, связанные с будущими возможностями; имеется несколько альтернативных вариантов реализации этого решения (работать с посредниками или самостоятельно, с какими именно посредниками); у этого решения достаточно высок риск; успех в его реализации во многом будет зависеть от качественной проработки всех взаимосвязанных вопросов. Вместе с тем объективно оценить целесообразность данного решения до его реализации не представляется возможным.

     В общем плане ведущей идеей, отражающей сущность перехода к стратегическому  управлению, явилась необходимость  переноса центра внимания высшего руководства  на окружение для того, чтобы соответствующим  образом и своевременно реагировать  на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный  внешней средой.

     Существует  целый ряд определений понятий  «стратегия» и «стратегическое  управление». Назову некоторые из них, на мой взгляд, наиболее характерные.

     Стратегия – процесс принятия решений на высшем уровне организационной иерархии.

     Стратегия – процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.7

   Плюсы и минусы разработки стратегии.

   Главная задача стратегии – обеспечить долгосрочную конкурентоспособность организации путем эффективного достижения стратегических целей.

   Основные  «За» создания стратегии:

    - стратегическое планирование обосновывает  плановые показатели и в целом  показывает, как мы будем достигать поставленных целей;

    - ориентация только на тактику  не позволяет успевать за изменениями  на рынке;

    - показывает, как мы будем противостоять основным конкурентным силам;

Информация о работе Сущность стратегического менеджмента и стратегических решений в организации