Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:28, курсовая работа
Чрезвычайно быстрые изменения деловой среды российских предприятий, связанные с развитием конкуренции, информационных технологий, глобализацией бизнеса и многими другими факторами, обусловливают возрастание важности стратегического менеджмента.
Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой
позволяет взглянуть на организацию как на единое целое, объяснить с общесистемных позиций, почему некоторые фирмы развиваются и процветают, а иные переживают стагнацию или им грозит банкротство, т. е. почему происходит постоянное перераспределение ролей основных участников рынка.
Стратегический менеджмент занимает главное место в развитии организации и является основанием для понимания характера ее бизнеса, поведения персонала, состояния и влияния атмосферы и окружения, в которых приходится работать и руководителям, и рядовым служащим.
Введение.
Чрезвычайно
быстрые изменения деловой
Стратегический менеджмент как концепция управления фирмой
позволяет
взглянуть на организацию как
на единое целое, объяснить с общесистемных
позиций, почему некоторые фирмы
развиваются и процветают, а иные
переживают стагнацию или им грозит
банкротство, т. е. почему происходит постоянное
перераспределение ролей
Стратегический
менеджмент занимает главное место
в развитии организации и является
основанием для понимания характера
ее бизнеса, поведения персонала, состояния
и влияния атмосферы и
Стратегический менеджмент – это универсальное средство, которое дает возможность менеджеру уверенно чувствовать себя при любых обстоятельствах и ситуациях, умело выполнять свою миссию и обеспечить своему предприятию стабильное развитие и успех.1
Возникновение
«стратегического менеджмента» как
самостоятельной научной
Актуальность
темы курсовой работы определяется тем,
что на сегодняшний день стратегия
- это основополагающий стержень в
управлении предприятием, который должен
обеспечивать устойчивое экономическое
развитие предприятия, повышение
Целью курсовой работы выступает изучение сущности стратегического менеджмента и стратегических решений на предприятии.
В соответствии с целью перед работой ставятся следующие основные задачи:
- изучить значение стратегического менеджмента и стратегических решений на предприятии;
-
определить сущность
- рассмотреть анализ, миссию, стратегические цели и стратегическое развитие на Российских предприятиях
-
изучить подходы к принятию
стратегических решений на
-
выявить проблемы и перспективы для
развития стратегического менеджмента
на российских предприятиях;
Глава 1. Теоретические основы стратегического менеджмента и стратегических решений на предприятии.
Стратегический менеджмент - это программный способ мышления и управления, обеспечивающий согласование целей, возможностей предприятия и интересов работников. Он предполагает не только определение генерального курса деятельности (поведения) предприятия и организацию дела на его основе, но и повышение мотивации, заинтересованности всех работников в его реализации.2
Зарождение стратегического менеджмента связывается с перспективным планированием крупномасштабных военных кампаний с участием различных родов и видов войск, в союзе с армиями других стран. Однако его дальнейшее весьма бурное развитие произошло в результате усиливающейся динамики социально-экономического развития, конкуренции, научно-технического прогресса, повышения роли человеческого фактора в управлении, возникновения новых методологий предвидения и моделирования тенденций общественного развития.
Сегодня
область применения стратегического
менеджмента чрезвычайно
Стратегический менеджмент - не только разработка программы развития, но и принятие, и выполнение стратегических решений.
Это
также комплекс процессов, явлений
и характеристик, отражающих приоритетность
целей и динамики развития, своевременность
решений и действий, предвидение
будущего, анализ последствий управляющих
воздействий и инноваций. Стратегический
менеджмент находит выражение в
методологии и организации
Сущность
стратегического менеджмента
1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
2. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
3.
Каким способом достигнуть
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.
Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.
Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.4
По своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия.
В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.
Стратегические решения – это управленческие решения, которые:
1)
ориентированы на будущее и
закладывают основу для
2)
сопряжены со значительной
3)
связаны с вовлечением
К числу стратегических решений можно отнести:
• реконструкцию предприятия;
• внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
• организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
• выход на новые рынки сбыта;
•
приобретение, слияние предприятий
и т.д.5
Особенности стратегических решений.
Стратегические решения характеризуются тем, что они:
• инновационны по своей природе, а поскольку человеку и организации свойственно отторгать все новинки, то требуются особые меры по преодолению отторжения (убеждение, обучение, привлечение исполнителей к процессу разработки стратегии и, наконец, принуждение). Такие решения должны быть открытыми и понятными сотрудникам, что может быть реализовано на основе использования внутреннего маркетинга;
• направлены на перспективные цели предприятия, на возможности, а не на задачи; на будущее, а не настоящее;
• отличаются от тактических решений тем, что множество альтернатив не определено, процедура их формирования играет важную самостоятельную роль;
• направлены в будущее и являются, следовательно, неопределенными по своей природе;
• требуют знаний – результат, как правило, больше зависит от качества решения, чем от быстроты или своевременности его принятия. Для них нет жестких временных рамок;
• субъективны по своей природе, не поддаются, как правило, объективной оценке;
• необратимы и имеют долгосрочные последствия.6
Решение руководителей предприятия, выйти на новые рынки - относится к числу стратегических решений и обладает всеми присущими им особенностями: оно направлено на перспективные цели, связанные с будущими возможностями; имеется несколько альтернативных вариантов реализации этого решения (работать с посредниками или самостоятельно, с какими именно посредниками); у этого решения достаточно высок риск; успех в его реализации во многом будет зависеть от качественной проработки всех взаимосвязанных вопросов. Вместе с тем объективно оценить целесообразность данного решения до его реализации не представляется возможным.
В общем плане ведущей идеей, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению, явилась необходимость переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.
Существует целый ряд определений понятий «стратегия» и «стратегическое управление». Назову некоторые из них, на мой взгляд, наиболее характерные.
Стратегия – процесс принятия решений на высшем уровне организационной иерархии.
Стратегия – процесс определения и (установления) связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющий эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям.7
Плюсы и минусы разработки стратегии.
Главная задача стратегии – обеспечить долгосрочную конкурентоспособность организации путем эффективного достижения стратегических целей.
Основные «За» создания стратегии:
- стратегическое планирование
- ориентация только на тактику
не позволяет успевать за
- показывает, как мы будем противостоять основным конкурентным силам;
Информация о работе Сущность стратегического менеджмента и стратегических решений в организации