Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:11, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - исследование теоретических основ конфликта, его виды и причины возникновения на предприятиях, а также способы разрешения, проанализировать конфликты на ЗАО «Пинскдрев», предложить рекомендации по их предотвращению.
Данный вопрос рассматривается на примере ЗАО «Пинскдрев».
Введение………………………………………………………………….………..4
1. Сущность конфликтов………………………………………………………….6
1.1 Понятие и виды конфликтов ………………………………….……………..6
1.2 Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения……......10
1.3 Структурные и межличностные методы разрешения конфликта…….......14
2. Анализ деятельности по управлению конфликтами, существующих на ЗАО "Пинскдрев" …………………………………………………………………… 17
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………….……17
2.2 Конфликты на ЗАО "Пинскдрев" и способы их разрешения……………..20
2.3 Предложения по предотвращению конфликтов и способов их
разрешения………………………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………….….…30
Приложение А Типы и виды конфликтов ………….………………………..31
Приложение Б Структура ЗАО «Пинскдрев»………….…………………....32
Межличностные стили разрешения конфликтов:
Известны пять основных межличностных стилей разрешения конфликтов: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблемы.
Уклонение. Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Один из способов разрешения конфликта - это «не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придется приходить в возбужденное состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы».
Сглаживание. Этот стиль характеризуется поведением, которое диктуется убеждением, что не стоит сердиться, потому что «мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». «Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности, апеллируя к потребности в солидарности. К сожалению, совсем забывают про проблему, лежащую в основе конфликта.
Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить, принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других. Лицо, использующее такой стиль, обычно ведет себя агрессивно, и для влияния на других использует власть путем принуждения. Недостаток этого стиля заключается в том, что он подавляет инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будут учтены не все важные факторы, поскольку представлена лишь одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.
Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность и часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важному решению, может помешать диагнозу проблемы и сократить время поиска альтернатив. Такой компромисс означает согласие только во избежание ссоры, даже если при этом происходит отказ от благоразумных действий.
Решение проблемы. Данный стиль - признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто пользуется таким стилем, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения конфликтной ситуации.
Некоторые предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта:
-определите проблему в категориях целей, а не решений;
-после того, как проблема определена, определите решения, которые приемлемы для обеих сторон;
-сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
-создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией;
-во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны, а также сводя к минимуму проявление гнева и угроз.
Конфликт имеет много уровней. И, соответственно, путей разрешения. Конфликт — это не только выражение наших собственных трудностей, комплексов или личной психологии. Это сочетание нашей внутренней напряженности, наших трудностей во взаимоотношениях с людьми, групповых и мировых проблем. Он содержит в себе потенциал для личного развития и взаимоотношения с людьми.
К настоящему времени специалистами разработано немало всевозможных рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в ситуациях конфликта, выбора соответствующих стратегий и средств их разрешения, а также управления ими.
2. Анализ деятельности по управлению конфликтами, существующих на ЗАО "Пинскдрев"
2.1 Общая характеристика предприятия
Закрытое акционерное общество "Пинскдрев" - одно из старейших предприятий в городе Пинске и отрасли. Первое упоминание об объединении относится к 1880 году, когда на месте нынешней территории головного предприятия была построена фабрика по изготовлению деревянных сапожных гвоздей, а затем, в 1898 году - "Пинская шпилечно-фанерная фабрика", которая выпускала фанеру, фанерные ящики, доски и сапожные шпильки.
Представительства ЗАО "Пинскдрев" расположены в г. Минске, г. Бресте, г. Гомеле, г. Гродно, г. Могилеве, г. Слуцке, г. Витебске.
Местонахождение общества:
225710, Республика Беларусь, Брестская обл., г. Пинск, ул. И.Чуклая, 1.
Сегодня в составе ЗАО “Пинскдрев” действует около 30 филиалов. В
частности, в структуру компании входят два лесхоза, лесозавод, два
совместных предприятия (СП) по производству мягкой мебели, СП по производству клееной фанеры, шесть фабрик корпусной мебели, СП по
производству ДСП и ЛДСП, завод строганного шпона и спичечная фабрика.
Схема структуры ЗАО «Пинскдрев» приведена в приложении Б.
В Беларуси у ЗАО около 30 фирменных магазинов. В холдинге работают примерно 6,2 тыс. человек.
Основные направления деятельности в настоящее время:
-заготовка древесины;
-лесопиление;
-производство шпона строганного, лущеного;
-производство древесностружечных плит, фанеры клееной;
-изготовление спичек;
-организация работы по переработке древесины и производства товаров народного потребления;
-выпуск мебели мягкой, корпусной, детской, кухонной, специальной и пр.;
-производство изделий деревообработки;
-выполнение строительно-монтажных работ, проектно-конструкторских и изыскательских работ, металлообработка;
- международные
перевозки автомобильным
В своей работе ЗАО «Пинскдрев» придерживается системы работы, которая начала внедряться на предприятии 2 года назад – это переход с серийного производства на заказ мелких партий в широком видовом ассортименте и производство мебели по индивидуальным заказам.
В ЗАО "Пинскдрев" постоянно изыскиваются средства для дальнейшего технического развития производств. Согласно утверждённому плану организационно-технических мероприятий на 2010 год было запланировано к внедрению - 97 мероприятий. Фактически полностью выполнено - 65 мероприятий; отменено - 7 мероприятий и перенесено выполнение на 2011 год - 25 мероприятий, выполнено сверх запланированных - 25 мероприятий.
В настоящее время обществом выпускается свыше 800 наименований продукции. Место ЗАО "Пинскдрев" среди предприятий концерна: объем выпускаемой ЗАО "Пинскдрев" продукции составляет 12,6 % в общем объеме выпуска по концерну, по изготовлению мебели - 25,2 %, спичек - 49,4 %, производству фанеры - 27,8 % , древесно-стружечных плит - 22,5 %. В настоящее время основными рынками сбыта ЗАО «Пинскдрев» являются рынок Республики Беларусь, России, Казахстана, Германии. ЗАО «Пинскдрев» работает практически со всеми странами СНГ и Европы, экспортирует свою продукцию в более чем 30 стран дальнего и ближнего зарубежья. Наибольшая доля реализуемой за рубеж продукции приходится на Германию, Польшу, Россию, Казахстан и Украину. Значительно увеличился объем экспорта в Румынию, Венгрию, Литву, Чехию. Внешнеторговый оборот – 52,5 млн. долл. США. Удельный вес экспортируемой продукции с учетом давальческих сырья и материалов составляет 66,3% от общего выпуска.
В плане
технического развития предусмотрено
производство новых видов продукции,
позволяющих удовлетворить
Продукция "Пинскдрева" соответствует международным сертификатам
качества ИСО 9001-2001. Ассортимент обновляется на 40-50% в год.
Руководство ЗАО "Пинскдрев" постоянно работает над совершенствованием его организационной структуры. В обществе систематически происходит реорганизация его функциональных служб в целях поиска наиболее оптимального варианта управления по обеспечению роста объемов продаж, ускорения оборачиваемости денежных средств и получения максимальной прибыли. Текущее функциональное руководство деятельностью ЗАО "Пинскдрев" осуществляет директор.
Бухгалтерия занимается бухгалтерским учетом и отчетностью, анализирует выполнение плана, фактические расходы на производство, составляет смету расходов, акты на списание израсходованных материалов, также отвечает за статистическую и финансовую отчетность предприятия.
Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности по ЗАО «Пинскдрев» за 2010-2011 гг. представлены в таблице.
Таблица - Основные показатели деятельности ЗАО "Пинскдрев" за 2010-2011гг., млн. руб.
Показатели |
2010г., млн. руб. |
2011г., млн. руб. |
Отклонение от прошлого периода | |
в стоимостном выражении |
в % | |||
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
129147 |
153904 |
24757 |
119,2 |
Налоги, включаемые в выручку от реализации продукции, товаров, работ, услуг |
10189 |
10564 |
375 |
103,7 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (за минусом налога НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) |
118958 |
143340 |
24382 |
120,5 |
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг |
92390 |
103692 |
11302 |
112,2 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
Расходы на реализацию |
2743 |
3371 |
628 |
122,9 |
Прибыль (убыток) от реализации |
23825 |
36277 |
12452 |
152,3 |
Операционные доходы |
54612 |
46580 |
-8032 |
85,3 |
Налоги, включаемые в операционные доходы |
70 |
39 |
-31 |
55,7 |
Операционные доходы (за минусом НДС, иных аналогичных обязательных платежей) |
54542 |
46541 |
-8001 |
85,3 |
Операционные расходы |
54561 |
45515 |
-9046 |
83,4 |
Прибыль (убыток) от совместной деятельности |
- |
- |
- |
- |
Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов |
-19 |
1026 |
1045 |
- |
Внереализационные доходы |
2529 |
5485 |
2956 |
216,9 |
Внереализационные расходы |
7750 |
11004 |
3254 |
142 |
Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов |
-5221 |
-5519 |
-298 |
- |
Прибыль (убыток) за отчетный период |
18585 |
31784 |
13199 |
171 |
Налог и сборы, производимые из прибыли |
6961 |
10790 |
3829 |
155 |
Расходы и платежи из прибыли |
14 |
12 |
-2 |
85,7 |
Прибыль (убыток) к распределению |
11610 |
20982 |
9372 |
180,7 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Подводя итог в целом, следует отметить, что результатами финансовой деятельности ЗАО "Пинскдрев" за 2011 гг. является прибыль, по сравнению с 2010 г. она увеличилась на 13199 млн. руб., темп роста составил 171,0 %. Налоги и сборы, производимые из прибыли увеличились на 3829 млн. руб., а расходы и платежи из прибыли уменьшились на 2 млн. руб. Нераспределенная прибыль увеличилась на 9372 млн. руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
2.2 Конфликты на ЗАО «Пинскдрев» и способы их разрешения
Причиной низких рабочих показателей на предприятии иногда может стать ситуация, при которой сталкиваются интересы работников, когда две и более сторон противодействуют друг другу. Являясь сложным феноменом, конфликт редко возникает по одной-единственной причине, он обычно является результатом целой серии взаимосвязанных причин. Руководителям необходимо уделять большое внимание конфликтам, существующим на их предприятиях, их причинам и последствиям, и в соответствии с этими данными стараться предотвращать (если конфликт приводит к отрицательным последствиям) или провоцировать (если конфликт ведет к улучшению ситуации) эти явления.
Как показали данные из личных бесед с некоторыми работниками предприятия, а также в ходе наблюдений, ЗАО «Пинскдрев» не является исключением из общего правила. Ему присущи типичные причины конфликтов, в которых можно выделить следующие три основные группы: во-первых, причины, порожденные трудовым процессом; во-вторых, причины, вызываемые психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, в-третьих, коренящихся в личном своеобразии членов коллектива. Встречаются также причины, обусловленные экономическим состоянием жизни в нашей стране, которые нельзя игнорировать. Не исключен и небольшой процент людей (5 %), которых не беспокоят отношения в коллективе.
Остановимся на группе причин, порожденных трудовым процессом. Для многих трудовых коллективов они являются главным источником возникновения конфликтных ситуаций. Изучая межличностные конфликты на предприятии, попытаемся их систематизировать:
-конфликты вызываются факторами, препятствующими достижению людьми основной цели трудовой деятельности – получению определенных продуктов. Такими факторами являются: а) непосредственно технологическая взаимосвязь работников, когда действия одного из них влияют (в данном случае негативно) на эффективность действий другого); б) перенос проблем, решение которых должно было идти по вертикали, на горизонтальный уровень отношений (нехватка оборудования, инструментов нередко приводит к конфликтам между рядовыми работниками, хотя решать эту проблему должны не они, а их руководители); в) невыполнение функциональных обязанностей в системе «руководства – подчинения» (например, руководитель не обеспечивает надлежащие условия работы для успешной деятельности подчиненных, или, наоборот, подчиненные не выполняют соответствующих требований руководителя);