Сущность конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - исследование теоретических основ конфликта, его виды и причины возникновения на предприятиях, а также способы разрешения, проанализировать конфликты на ЗАО «Пинскдрев», предложить рекомендации по их предотвращению.
Данный вопрос рассматривается на примере ЗАО «Пинскдрев».

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..4
1. Сущность конфликтов………………………………………………………….6
1.1 Понятие и виды конфликтов ………………………………….……………..6
1.2 Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения……......10
1.3 Структурные и межличностные методы разрешения конфликта…….......14
2. Анализ деятельности по управлению конфликтами, существующих на ЗАО "Пинскдрев" …………………………………………………………………… 17
2.1 Общая характеристика предприятия………………………………….……17
2.2 Конфликты на ЗАО "Пинскдрев" и способы их разрешения……………..20
2.3 Предложения по предотвращению конфликтов и способов их
разрешения………………………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………29
Список использованных источников…………………………………….….…30
Приложение А Типы и виды конфликтов ………….………………………..31
Приложение Б Структура ЗАО «Пинскдрев»………….…………………....32

Работа содержит 1 файл

Курсовая).docx

— 95.48 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ

Курсовая  работа: 32с., 2 рис.,1 таблица, 2 прил., 9 источников

 

КОНФЛИКТЫ, СУЩНОСТЬ КОНФЛИКТОВ, УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ, АНАЛИЗ КОНФЛИКТОВ, СОТРУДНИК, ПРОТИВОРЕЧИЕ, КОМПРОМИСС

 

Объект исследования - ЗАО «Пинскдрев».

Предмет исследования – существующие на предприятии конфликты.

Цель работы: исследование теоретических основ конфликта, его виды и причины возникновения на предприятиях, а также способы их разрешения, проанализировать конфликты на ЗАО «Пинскдрев», предложить рекомендации по их предотвращению.

Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, социологические методы опроса и наблюдения.

Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию конфликтов между участниками взаимодействия выделены их основные виды и типы, основные методы управления, приведена классификация конфликтов,  изучена методика управления конфликтами и  их основные причины. В процессе работы была произведена оценка взаимоотношений между сотрудниками на ЗАО «Пинскдрев» и разработаны предложения по предотвращению конфликтов и способы их разрешения.

 

_________________

(подпись  студента)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….………..4

1. Сущность конфликтов………………………………………………………….6

1.1 Понятие и виды конфликтов ………………………………….……………..6

1.2 Причины возникновения конфликтов и способы их разрешения……......10

1.3 Структурные и межличностные методы разрешения конфликта…….......14

2. Анализ деятельности по управлению конфликтами, существующих на ЗАО "Пинскдрев" ……………………………………………………………………  17

2.1 Общая характеристика предприятия………………………………….……17

2.2 Конфликты на ЗАО "Пинскдрев" и способы их разрешения……………..20

2.3 Предложения по предотвращению конфликтов и способов их

 разрешения………………………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………………29

Список использованных источников…………………………………….….…30

Приложение А Типы и виды конфликтов ………….………………………..31

Приложение Б Структура ЗАО «Пинскдрев»………….…………………....32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они  только в процессе общения людей. Большую часть времени человек  проводит на работе, взаимодействуя с  начальством и подчиненными, общаясь  с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике  общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно  понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает  конфликт. Под конфликтом принято  понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т. д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.

Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И  потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. А в условиях современной нестабильной экономической жизни и постоянно развивающихся технологий, каждая компания стремится к достижению наивысшего результата и получению максимальной прибыли. Именно поэтому так важно недопущение или сведение к минимуму возникновения конфликтных ситуаций в организации.

Актуальность  данной темы обусловлена, прежде всего, тем, что факт конфликта, как неотъемлемой части жизнедеятельности организации  на сегодняшний день является общепризнанным. Сегодня многие руководители либо стремятся  подавлять конфликты, либо не хотят  вмешиваться в них.

Плюс ко всему  перечень возникающих конфликтов и  их причин не ограничивается описанными в книгах, а постоянно увеличивается и требует постоянного контроля и новых решений. Таким образом, можно понять, что проблема управления конфликтами очень актуальна для эффективной работы организации, и она требует  более детального изучения.  

Цель  данной курсовой работы - исследование теоретических основ конфликта, его виды и причины возникновения на предприятиях, а также способы разрешения, проанализировать конфликты на ЗАО «Пинскдрев», предложить рекомендации по их предотвращению.

Данный  вопрос рассматривается на примере  ЗАО «Пинскдрев».

Для достижения цели данной курсовой работы необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить теоретические аспекты понятия «конфликт». 
  2. Рассмотреть виды конфликтов.
  3. Рассмотреть причины возникновения конфликтов и способы  их разрешения.
  4. Изучить социально-психологический климат на примере конкретного предприятия.

Для написания  данной курсовой использовались различные  учебники и книги следующих авторов:

Балдин И.В., Беляцкий Н.П., Брасс А., ВолодькоВ.Ф., Ворожейки,И.Е., Курганов В.М, Кошелев А.Н.,Ильин А.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность конфликтов

1.1 Понятие и виды конфликтов

Существуют различные определения  конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Одна сторона пытается навязать свои взгляды и воспрепятствовать другой стороне сделать то же самое. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, отличная от точки зрения и целей другой стороны. 

Конфликт - это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.)

Для выяснения  сути конфликта важно выделить его  основные признаки, сформулировать условия  его возникновения. Конфликт всегда возникает на основе противоположно направленных мотивов и суждений, которые можно считать необходимым  условием для возникновения конфликта.

Основными структурными элементами конфликта являются:

       -стороны конфликта;

       -предмет конфликта;

       -образ конфликтной ситуации;

       -мотивы конфликта;

-позиции сторон  конфликта.

Сторонами конфликта считают субъекты социального взаимодействия, интересы которых нарушены непосредственно.

Предмет конфликта - объективно имеющаяся или кажущаяся проблема, что служит причиной противоборства между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, первенства сотрудников, их совместимости). Это именно та противоречивость, которая является причиной возникновения конфликта.

Отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия определяет образ предмета конфликта.

Мотивы конфликта, как внутренние побудительные силы, подталкивают субъектов социального взаимодействия к конфликту. Мотивы проявляются в форме потребностей, интересов, целей, убеждений.

Позиции сторон конфликта - это то, о чем заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

  Зарождение и развитие конфликта можно охарактеризовать следующей схемой, которую можно рассмотреть на основании рисунка 1:

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1- Схема зарождения и развития конфликта

Примечание  – Источник: [2, с.37]

 

Присутствие серьезных причин вовсе  не означает, что конфликт произойдет. Обычно он не происходит, если стороны  считают, что выгоды от конфликта  меньше возможных затрат и потрясений. Но когда конфликт происходит, приходится применять разные методы для его  разрешения, что обычно зависит от причины возникновения конфликта.

 В современной теории конфликта существует много точек зрения на природу этого явления, неодномерны и практические рекомендации различных авторов. 

Для правильного  понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей, функций  и последствий, важное значение имеет типологизация, т.е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и различия, надежных способов идентификации конфликтов с общностью существенных признаков и отличий.

Для выбора адекватного метода воздействия  и управления соответствующим конфликтом целесообразно проводить классификацию  в зависимости от основных признаков: способу решения; сферы проявления; направленности воздействия; степени  выраженности; количества участников; нарушенных потребностей.

На основе классификации определяют виды и  разновидности конфликтов. Вид конфликта - вариант конфликтного взаимодействия, выделен по определенному признаку.

На мой  взгляд, наиболее полной является приводимая   система конфликтов  [Приложение A].

Сферы проявления конфликтов крайне разнообразны: политика, экономика, социальные отношения, взгляды  и убеждения людей. Выделяют политические, социальные, экономические, организационные  конфликты.

Политические конфликты - столкновение по поводу распределения властных полномочий, формы борьбы за власть.

Социальные конфликты представляет собой противоречия в системе отношений людей (групп), которые характеризуются усилением противоположных интересов, тенденций социальных сообществ и индивидов. Разновидностью социальных конфликтов считаются конфликты трудовые и социально-трудовые, т.е. в сфере трудовой деятельности. Это большая группа конфликтов, которая возникают очень часто в виде забастовок, пикетов, выступлений больших групп работников.

Экономические конфликты представляют собой широкий спектр конфликтов, в основе которых лежат противоречия между экономическими интересами отдельных личностей, групп. Это борьба за определенные ресурсы, льготы, сферы экономического влияния, распределение собственности и т.д.

Организационные конфликты являются следствием иерархических отношений, регламентирования деятельности человека, применение распределительных отношений в организации: использование должностных инструкций, функционального закрепления за работником прав и обязанностей; внедрения формальных структур управления; наличия положений по оплате и оценки труда, премирования сотрудников.

По направленности воздействия выделяют вертикальные и горизонтальные конфликты. Характерной чертой их является распределение объема власти, которая находится у оппонентов на момент начала конфликтных взаимодействий.

 В вертикальных конфликтах объем власти уменьшается по вертикали сверху вниз, что и определяет разные стартовые условия для участников конфликта: начальник - подчиненный, высшая организация - предприятие, основатель - малое предприятие.

 В горизонтальных конфликтах происходит взаимодействие равноценных по объему имеющейся власти или иерархическим уровнем субъектов: руководители одного уровня, специалисты между собой, поставщики - потребители.

Степень выраженности конфликтного противостояния предполагает выделение скрытых  и открытых конфликтов.

Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, столкновение. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуациями статусу участников конфликта.

В случае скрытого конфликта отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, или же у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы.

Количество  участников конфликтного взаимодействия позволяет разделять их на внутриличностные, межличностные, межгрупповые, между личностью и группой.

Внутриличностные конфликты - представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.

Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не совпадают с личными потребностями или ценностями.

Межгрупповые конфликты - конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных в период конфликта в единые сплоченные сообщества.

Следует отметить, что эта сплоченность может  исчезнуть сразу после прекращения  конфликта, но в момент отстаивания  общих интересов единство группы может быть достаточно значительным.

Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон. Это один из наиболее распространенных видов конфликтов.

По значению для организации конфликты делятся  на конструктивные и деструктивные.

Конструктивный конфликт возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы. Последствия такого конфликта являются функциональными и ведут к повышению эффективности организации.

Информация о работе Сущность конфликтов