Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:37, курсовая работа
Предметом курсовой работы являет стратегия развития Самарская область Российской Федерации.
Основной целью курсовой работы является изучение стратегии развития Самарская область Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучение методического обеспечения процесса разработки плана стратегического развития региона.
2. Рассмотрение концепции планирования стратегического развития региона.
3. Раскрыть методику развития стратегического плана развития региона.
4. Дать характеристику стратегии развития Самарской области.
5. Проанализировать механизм реализации стратегии развития Самарской области
Введение……………………………………………………….………………... 3
1. Методическое обеспечение процесса разработки плана
стратегического развития региона……………………………….....................
5
1.1. Концепция планирования стратегического развития региона….……… 5
1. 2. Методика развития стратегического плана развития региона….……... 9
2. Основные характеристики стратегии развития Самарской области…….. 21
2.1. Цели и направления стратегии социально-экономического
развития Самарской области…………………………………………………...
21
2.2. Механизм реализации стратегии развития Самарской области……….. 30
3. Экономическая эффективность расходования бюджетных средств
в процессе реализации стратегии развития Самарской области
в 2009 году………………………………………………………………………
38
Заключение……………………………………………………………………… 51
Список литературы…………………………………………………………….. 54
Приложение 1…………………………………………………………………... 56
Таблица 3.4
22.Ставро-польский | 23.Сызранский | 24.Хворостянский | 25.Челно-Вершинский | 26.Шенталинский | 27.Шигонский | 28.Жигулевск | ||
Здравоохранение | ||||||||
на кадровое обеспечение | 2008 | 0 | 0 | 283458.94 | 5600327.34 | 7512909.52 | 0 | 0 |
2009 | 0 | 0 | 1389497.36 | 7568344.46 | 10685803.56 | 0 | 0 | |
на стационарную медицинскую помощь; | 2008 | 0 | 0 | 0 | 1485374.70 | 0 | 0 | 0 |
2009 | 0 | 0 | 0 | 0 | 882880.32 | 0 | 0 | |
на амбулаторную медицинскую помощь; | 2008 | 0 | 0 | 0 | 2740712.83 | 0 | 0 | 0 |
2009 | 505730.82 | 0 | 3652957.28 | 10057546.24 | 14122030.21 | 0 | 0 | |
на медицинскую помощь дневных стационаров; | 2008 | 2093260.40 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2009 | 3237048.71 | 0 | 140980.80 | 0 | 186610.32 | 0 | 0 | |
на скорую медицинскую помощь | 2008 | 0 | 386112.59 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3647423.71 |
2009 | 0 | 114319.66 | 0 | 0 | 0 | 0 | 4668870.05 | |
Итого на здравоохранение | 2008 | 2093260.40 | 386112.59 | 283458.94 | 9826414.87 | 7512909.52 | 0 | 3647423.71 |
2009 | 3742779.53 | 114319.66 | 5183435.43 | 17625890.70 | 25877324.42 | 0 | 4668870.05 | |
На 1 жителя | 2008 | 40.96 | 14.89 | 19.02 | 558.32 | 431.78 | 0 | 58.58 |
2009 | 71.02 | 4.44 | 350.23 | 1012.98 | 1504.50 | 0 | 74.72 | |
Образование | ||||||||
на управление кадровыми ресурсами | 2009 | 33989377.06 | 16888554.25 | 33113042.15 | 28542713.47 | 29827614.87 | 27137562.49 | 7314406.03 |
в связи с низкой наполняемостью классов | 2009 | 0 | 1853562.05 | 0 | 4483650.34 | 3449430.73 | 847838.69 | 746102.06 |
Итого на образование | 2009 | 33989377.06 | 18742116.31 | 33113042.15 | 33026363.81 | 33277045.60 | 27985401.18 | 8060508.10 |
На 1 жителя | 2009 | 644.96 | 727.17 | 2237.37 | 1898.07 | 1934.71 | 1332.64 | 129.01 |
ЖКХ | ||||||||
2008 | 12651000 | 15790000 | 0 | 0 | 8461000 | 5158000 | 39921000 | |
2009 | 14402000 | 2790000 | 0 | 0 | 2140000 | 4347000 | 66044000 | |
На 1 жителя | 2008 | 247.57 | 608.92 | 0 | 0 | 486.26 | 241.03 | 641.19 |
2009 | 273.28 | 108.25 | 0 | 0 | 124.42 | 207 | 1057.03 | |
Муниципальное управление | ||||||||
2008 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
2009 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
ВСЕГО НЕЭФФЕКТИВНЫХ РАСХОДОВ | ||||||||
Итого | 2008 | 14744260.40 | 16176112.59 | 283458.94 | 9826414.87 | 15973909.52 | 5158000 | 43568423.71 |
2009 | 52134156.59 | 21646435.97 | 38296477.58 | 50652254.51 | 61294370.03 | 32332401.18 | 78773378.15 | |
На 1 жителя | 2008 | 288.54 | 623.81 | 19.02 | 558.32 | 918.04 | 241.03 | 699.77 |
2009 | 989.26 | 839.86 | 2587.60 | 2911.05 | 3563.63 | 1539.64 | 1260.76 | |
Среднегодовая
численность постоянного |
2008 | 51100 | 25931 | 14900 | 17600 | 17400 | 21400 | 62261 |
2009 | 52700 | 25774 | 14800 | 17400 | 17200 | 21000 | 62481 | |
Общий объем расходов бюджета муниципального образования | 2008 | 721595000 | 403205100 | 226060000 | 258079000 | 314378000 | 268151000 | 572115000 |
2009 | 785746000 | 295524500 | 243620000 | 226616000 | 170708000 | 229303000 | 540753000 | |
Доля неэффективных в бюджете % | 2008 | 2.04 | 4.01 | 0.13 | 3.81 | 5.08 | 1.92 | 7.62 |
2009 | 6.63 | 7.32 | 15.72 | 22.35 | 35.91 | 14.10 | 14.57 |
Таблица 3.5
29.Кинель | 30.Ново-куйбышевск | 31.Октябрьск | 32.Отрадный | 33.Похвистнево | 34.Самара | 35.Сызрань | 36.Тольятти | 37.Чапаевск | ||
Здравоохранение | ||||||||||
на кадровое обеспечение | 2008 | 0 | 0 | 0 | 3067824.79 | 2434319.295 | 0 | 1012212.23 | 0 | 0 |
2009 | 0 | 0 | 0 | 4003264.18 | 1650434.512 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
на стационарную медицинскую помощь; | 2008 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 32783110.53 | 0 |
2009 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 10246438.27 | 122093647.41 | 0 | |
на амбулаторную медицинскую помощь; | 2008 | 0 | 0 | 0 | 1268033.36 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2009 | 0 | 0 | 0 | 7052673.61 | 0 | 75302723.18 | 5107459.25 | 0 | 0 | |
на медицинскую помощь дневных стационаров; | 2008 | 843233.49 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1886021.28 | 0 | 0 | 93536.10 |
2009 | 454562.56 | 0 | 0 | 350802.43 | 68203.33 | 16239477.18 | 887489.29 | 0 | 786451.32 | |
на скорую медицинскую помощь | 2008 | 0 | 0 | 2263200 | 2600664.07 | 144853.98 | 0 | 7441023 | 0 | 8564220 |
2009 | 0 | 0 | 4010529.76 | 3233273.08 | 411765.59 | 0 | 13032338.30 | 0 | 1881660.35 | |
Итого на здравоохранение | 2008 | 843233.49 | 0 | 2263200 | 6936522.22 | 2579173.27 | 1886021.28 | 8453235.23 | 32783110.53 | 8657756.10 |
2009 | 454562.56 | 0 | 4010529.76 | 14640013.30 | 2130403.44 | 91542200.37 | 29273725.11 | 122093647.41 | 2668111.66 | |
На 1 жителя | 2008 | 16.53 | 0 | 82 | 144.21 | 88.63 | 1.66 | 47.01 | 45.57 | 117.79 |
2009 | 8.95 | 0 | 144.26 | 305.64 | 73.21 | 80.70 | 163.08 | 169.34 | 36.30 | |
Образование | ||||||||||
на управление кадровыми ресурсами | 2009 | 5426546 | 7599198.63 | 4230926.64 | 4665272.31 | 10172907.26 | 208154188.41 | 24674448.28 | 303954158.18 | 3977177.96 |
в связи с низкой наполняемостью классов | 2009 | 1673107.83 | 1812559.09 | 926032.10 | 3056656.76 | 2227473.78 | 12348645.40 | 2198109.94 | 20616107.32 | 800840.90 |
Итого на образование | 2009 | 7099653.83 | 9411757.72 | 5156958.74 | 7721929.08 | 12400381.03 | 220502833.81 | 26872558.21 | 324570265.50 | 4778018.86 |
На 1 жителя | 2009 | 139.76 | 83.66 | 185.50 | 161.21 | 426.13 | 194.40 | 149.71 | 450.17 | 65.01 |
ЖКХ | ||||||||||
2008 | 22424000 | 10526000 | 18108200 | 5832000 | 3053000 | 1223200500 | 14857100 | 259882000 | 2920000 | |
2009 | 28360000 | 103241000 | 28772500 | 10185000 | 2106000 | 2103973000 | 6908500 | 116485000 | 11343000 | |
На 1 жителя | 2008 | 439.69 | 93.23 | 656.09 | 121.25 | 104.91 | 1077.52 | 82.63 | 361.25 | 39.73 |
2009 | 558.27 | 917.70 | 1034.98 | 212.63 | 72.37 | 1854.86 | 38.49 | 161.56 | 154.33 | |
Муниципальное управление | ||||||||||
2008 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
2009 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
ВСЕГО НЕЭФФЕКТИВНЫХ РАСХОДОВ | ||||||||||
Итого | 2008 | 23267233.49 | 10526000 | 20371400 | 12768522.22 | 5632173.27 | 1225086521.28 | 23310335.23 | 292665110.53 | 11577756.10 |
2009 | 35914216.39 | 112652757.72 | 37939988.50 | 32546942.38 | 16636784.47 | 2416018034.18 | 63054783.32 | 563148912.91 | 18789130.52 | |
На 1 жителя | 2008 | 456.22 | 93.23 | 738.09 | 265.46 | 193.55 | 1079.18 | 129.65 | 406.82 | 157.52 |
2009 | 706.97 | 1001.36 | 1364.75 | 679.48 | 571.71 | 2129.96 | 351.28 | 781.07 | 255.63 | |
Среднегодовая численность населения | 2008 | 51000 | 112900 | 27600 | 48100 | 29100 | 1135200 | 179800 | 719400 | 73500 |
2009 | 50800 | 112500 | 27800 | 47900 | 29100 | 1134300 | 179500 | 721000 | 73500 | |
Общий объем расходов бюджета | 2008 | 681343000 | 1756895000 | 326419400 | 796944000 | 338805000 | 13177712900 | 2566108000 | 7595380000 | 729337000 |
2009 | 431492000 | 1558886000 | 235131000 | 586337000 | 348816000 | 13424226200 | 1479204200 | 7564141000 | 529639000 | |
Доля неэффективных в бюджете % | 2008 | 3.41 | 0.60 | 6.24 | 1.60 | 1.66 | 9.30 | 0.91 | 3.85 | 1.59 |
2009 | 8.32 | 7.23 | 16.14 | 5.55 | 4.77 | 18 | 4.26 | 7.44 | 3.55 |
Заключение
Подводя итог, раскроем, что же представляет собой стратегический план развития и каков механизм его разработки и реализации
В научной литературе существует множество определений процесса стратегического планирования, но наиболее полно его сущность выражает следующее: - стратегическое планирование – это процесс самостоятельного определения местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной и конкурентной среде.
Таким образом, стратегический план - это инструмент планирования и управления процессом консолидации городского сообщества для преодоления узких мест и активизации потенциала саморазвития городского округа.
Разработка стратегии развития должна быть нацелена на поддержку именно тех видов деятельности, где городской округ обладает хорошим потенциалом развития, а также на определение конкретных задач и мер, выполнение которых позволит полнее реализовать этот потенциал.
Необходимо отметить, что стратегическое планирование не является каким-то обособленным элементом, а входит и дополняет систему городского управления, позволяя органам местного самоуправления принимать эффективные текущие решения с учетом долгосрочных целей.
Так как стратегический план затрагивает все важнейшие сферы жизни общества, а также определяет перспективные направления развития городского округа, в его разработку и реализацию должно быть вовлечено все городское сообщество, т.е. процесс должен быть публичным.
По
своему содержанию процесс стратегического
планирования разбивается на ряд
этапов и включает в себя анализ
текущего состояния социально-
Дополняется процесс стратегического планирования механизмами постоянного мониторинга и корректировки стратегического плана.
В
составе Самарской области 10 городских
округов и 27 муниципальных районов,
имеющих основные административные
и социально-экономические
Основной целью стратегического развития Самарской области является – развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста.
Миссия
Самарской области
Приоритетными
направлениями устойчивого
• инновационно-
• автомобилестроение и производство автокомплектующих;
• авиационное и космическое машиностроение;
• производство химической продукции и новых материалов;
• транспортная логистика и коммуникации;
• рекреационно-
• научно-образовательная и медицинская деятельность.
В
долгосрочной перспективе Самарская
область имеет возможность
В результате проведенной оценки эффективности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области можно сделать следующие выводы:
Общая
по всем муниципальным образованиям
Самарской области сумма
Таким образом были выявлены приоритетные направления развития и совокупность административных и экономических мер, способствующие повышению качества управления социально-экономическим развитием городских округов и муниципальных районов Самарской области в основных сферах муниципального управления.
Список литературы
1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 октября 2006 г. N 129 О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
2. Боумен К. Стратегия на практике. - СПб.: Питер, 2003.
3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.
4. Гиболо И.П., Скаржинский М.И., Скаржинская Е.М., Чекмарёв В.В. Проблемы институционализации экономики России. - Кострома; КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002.
5. Каплан Р.С., Нортон Д.Л. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.
6. Лапыгин Д.Ю. "Менеджмент в России и за рубежом", № 6, ноябрь-декабрь, 2005 г.
7. Статистические
данные Самарской области http://www.economy.samregion.
8. Стратегия инновационного развития кластерного типа - Журнал "Волга-Бизнес" №05 (155) 2007
9. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 г.// http://www.protown.ru/
10. Статистическое планирование в городах и регионах //http://www.city-strategy.ru/
11. Смирнов Е.: Стратегия регионов: Теория, практика и новые подходы //http://planetaprava.ru
12. Смирнов Е. Инновации: на пути к стратегической политике// "Экономические стратегии", №01-2009
13. Территориальное стратегическое планирование - 2010// http://www.forumstrategov.ru/
14. Шишков М.К. Стратегия территориальной организации //http://www.terrus.ru/
15. Жабин
А.П.; Е.В. Зарова Стратегия социально-экономического
развития Самарской области. – М.: ЗАО
«Издательство "Экономика"», 2002. –
373с.
Приложение 1
Основные административные и социально-экономические характеристики Самарской области за 2009год
Наименование муниципального образования | Площадь территории (км2) | Среднегодовая
численность постоянного |
Общий объем расходов консолидированного бюджета муниципального образования в расчете на 1000 человек населения (тыс. руб.) |
г.о. Жигулевск | 94,0 | 62,48 | 8654,68 |
г.о. Кинель | 108,9 | 50,80 | 8493,94 |
г.о. Новокуйбышевск | 264,4 | 112,50 | 13856,76 |
г.о. Октябрьск | 33,6 | 27,80 | 8457,95 |
г.о. Отрадный | 53,5 | 47,90 | 12240,86 |
г.о. Похвистнево | 67,7 | 29,10 | 11986,80 |
г.о. Самара | 541,4 | 1134,30 | 11834,81 |
г.о. Сызрань | 136,1 | 179,50 | 8240,69 |
г.о. Тольятти | 284,4 | 721,00 | 10491,18 |
г.о. Чапаевск | 200,5 | 73,50 | 7205,97 |
м.р. Алексеевский | 1888,6 | 12,20 | 9621,66 |
м.р. Безенчукский | 1988,8 | 40,30 | 15141,02 |
м.р. Богатовский | 823,0 | 15,67 | 13922,78 |
м.р. Большеглушицкий | 2533,4 | 20,50 | 11181,28 |
м.р. Большечерниговский | 2808,6 | 18,40 | 14526,79 |
м.р. Борский | 2092,2 | 24,70 | 7534,29 |
м.р. Волжский | 2482,0 | 81,90 | 8803,83 |
м.р. Елховский | 1201,2 | 9,90 | 11329,19 |
м.р. Исаклинский | 1587,3 | 14,00 | 16630,49 |
м.р. Камышлинский | 823,6 | 11,40 | 42289,12 |
м.р. Кинельский | 2049,3 | 29,30 | 17678,67 |
м.р. Кинель-Черкасский | 2460,5 | 47,90 | 3627,16 |
м.р. Клявлинский | 1252,0 | 15,00 | 16189,13 |
м.р. Кошкинский | 1647,7 | 25,80 | 9030,43 |
м.р. Красноармейский | 2130,0 | 18,30 | 23096,39 |
м.р. Красноярский | 2433,0 | 51,90 | 2155,66 |
м.р. Нефтегорский | 1406,6 | 31,67 | 10601,52 |
м.р. Пестравский | 1958,7 | 17,40 | 18229,30 |
м.р. Похвистневский | 2104,2 | 28,00 | 11070,99 |
м.р. Приволжский | 1419,2 | 23,93 | 11419,22 |
м.р. Сергиевский | 2749,1 | 44,87 | 16228,96 |
м.р. Ставропольский | 3697,5 | 52,70 | 14909,79 |
м.р. Сызранский | 1875,5 | 25,77 | 11465,99 |
м.р. Хворостянский | 1854,7 | 14,80 | 16460,81 |
м.р. Челно-Вершинский | 1162,7 | 17,40 | 13023,91 |
м.р. Шенталинский | 1337,3 | 17,20 | 9924,88 |
м.р. Шигонский | 1997,4 | 21,00 | 10919,19 |