Стратегия развития Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы являет стратегия развития Самарская область Российской Федерации.

Основной целью курсовой работы является изучение стратегии развития Самарская область Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. Изучение методического обеспечения процесса разработки плана стратегического развития региона.

2. Рассмотрение концепции планирования стратегического развития региона.

3. Раскрыть методику развития стратегического плана развития региона.

4. Дать характеристику стратегии развития Самарской области.

5. Проанализировать механизм реализации стратегии развития Самарской области

Содержание

Введение……………………………………………………….………………... 3
1. Методическое обеспечение процесса разработки плана
стратегического развития региона……………………………….....................

5
1.1. Концепция планирования стратегического развития региона….……… 5
1. 2. Методика развития стратегического плана развития региона….……... 9
2. Основные характеристики стратегии развития Самарской области…….. 21
2.1. Цели и направления стратегии социально-экономического
развития Самарской области…………………………………………………...

21
2.2. Механизм реализации стратегии развития Самарской области……….. 30
3. Экономическая эффективность расходования бюджетных средств
в процессе реализации стратегии развития Самарской области

в 2009 году………………………………………………………………………


38
Заключение……………………………………………………………………… 51
Список литературы…………………………………………………………….. 54
Приложение 1…………………………………………………………………... 56

Работа содержит 1 файл

Стратегия развития Самарской области.docx

— 1.87 Мб (Скачать)
 

 

Таблица 3.4

    22.Ставро-польский 23.Сызранский 24.Хворостянский 25.Челно-Вершинский 26.Шенталинский 27.Шигонский 28.Жигулевск
Здравоохранение 
на  кадровое обеспечение 2008 0 0 283458.94 5600327.34 7512909.52 0 0
  2009 0 0 1389497.36 7568344.46 10685803.56 0 0
на  стационарную медицинскую помощь; 2008 0 0 0 1485374.70 0 0 0
  2009 0 0 0 0 882880.32 0 0
на  амбулаторную медицинскую помощь; 2008 0 0 0 2740712.83 0 0 0
  2009 505730.82 0 3652957.28 10057546.24 14122030.21 0 0
на  медицинскую помощь дневных стационаров; 2008 2093260.40 0 0 0 0 0 0
  2009 3237048.71 0 140980.80 0 186610.32 0 0
на  скорую медицинскую помощь 2008 0 386112.59 0 0 0 0 3647423.71
  2009 0 114319.66 0 0 0 0 4668870.05
Итого на здравоохранение 2008 2093260.40 386112.59 283458.94 9826414.87 7512909.52 0 3647423.71
  2009 3742779.53 114319.66 5183435.43 17625890.70 25877324.42 0 4668870.05
На 1 жителя 2008 40.96 14.89 19.02 558.32 431.78 0 58.58
  2009 71.02 4.44 350.23 1012.98 1504.50 0 74.72
Образование
на  управление кадровыми ресурсами  2009 33989377.06 16888554.25 33113042.15 28542713.47 29827614.87 27137562.49 7314406.03
в связи с низкой наполняемостью классов 2009 0 1853562.05 0 4483650.34 3449430.73 847838.69 746102.06
Итого на образование 2009 33989377.06 18742116.31 33113042.15 33026363.81 33277045.60 27985401.18 8060508.10
На 1 жителя 2009 644.96 727.17 2237.37 1898.07 1934.71 1332.64 129.01
ЖКХ 
  2008 12651000 15790000 0 0 8461000 5158000 39921000
  2009 14402000 2790000 0 0 2140000 4347000 66044000
На 1 жителя 2008 247.57 608.92 0 0 486.26 241.03 641.19
  2009 273.28 108.25 0 0 124.42 207 1057.03
Муниципальное управление
  2008 0 0 0 0 0 0 0
  2009 0 0 0 0 0 0 0
ВСЕГО НЕЭФФЕКТИВНЫХ РАСХОДОВ
Итого 2008 14744260.40 16176112.59 283458.94 9826414.87 15973909.52 5158000 43568423.71
  2009 52134156.59 21646435.97 38296477.58 50652254.51 61294370.03 32332401.18 78773378.15
На 1 жителя 2008 288.54 623.81 19.02 558.32 918.04 241.03 699.77
  2009 989.26 839.86 2587.60 2911.05 3563.63 1539.64 1260.76
Среднегодовая численность постоянного населения 2008 51100 25931 14900 17600 17400 21400 62261
  2009 52700 25774 14800 17400 17200 21000 62481
Общий объем расходов бюджета муниципального образования 2008 721595000 403205100 226060000 258079000 314378000 268151000 572115000
  2009 785746000 295524500 243620000 226616000 170708000 229303000 540753000
Доля  неэффективных в бюджете % 2008 2.04 4.01 0.13 3.81 5.08 1.92 7.62
  2009 6.63 7.32 15.72 22.35 35.91 14.10 14.57

 

Таблица 3.5

    29.Кинель 30.Ново-куйбышевск 31.Октябрьск 32.Отрадный 33.Похвистнево 34.Самара 35.Сызрань 36.Тольятти 37.Чапаевск
Здравоохранение 
на  кадровое обеспечение 2008 0 0 0 3067824.79 2434319.295 0 1012212.23 0 0
  2009 0 0 0 4003264.18 1650434.512 0 0 0 0
на  стационарную медицинскую помощь; 2008 0 0 0 0 0 0 0 32783110.53 0
  2009 0 0 0 0 0 0 10246438.27 122093647.41 0
на  амбулаторную медицинскую помощь; 2008 0 0 0 1268033.36 0 0 0 0 0
  2009 0 0 0 7052673.61 0 75302723.18 5107459.25 0 0
на  медицинскую помощь дневных стационаров; 2008 843233.49 0 0 0 0 1886021.28 0 0 93536.10
  2009 454562.56 0 0 350802.43 68203.33 16239477.18 887489.29 0 786451.32
на  скорую медицинскую помощь 2008 0 0 2263200 2600664.07 144853.98 0 7441023 0 8564220
  2009 0 0 4010529.76 3233273.08 411765.59 0 13032338.30 0 1881660.35
Итого на здравоохранение 2008 843233.49 0 2263200 6936522.22 2579173.27 1886021.28 8453235.23 32783110.53 8657756.10
  2009 454562.56 0 4010529.76 14640013.30 2130403.44 91542200.37 29273725.11 122093647.41 2668111.66
На 1 жителя 2008 16.53 0 82 144.21 88.63 1.66 47.01 45.57 117.79
  2009 8.95 0 144.26 305.64 73.21 80.70 163.08 169.34 36.30
Образование 
на  управление кадровыми ресурсами 2009 5426546 7599198.63 4230926.64 4665272.31 10172907.26 208154188.41 24674448.28 303954158.18 3977177.96
в связи с низкой наполняемостью классов 2009 1673107.83 1812559.09 926032.10 3056656.76 2227473.78 12348645.40 2198109.94 20616107.32 800840.90
Итого на образование 2009 7099653.83 9411757.72 5156958.74 7721929.08 12400381.03 220502833.81 26872558.21 324570265.50 4778018.86
На 1 жителя 2009 139.76 83.66 185.50 161.21 426.13 194.40 149.71 450.17 65.01
ЖКХ 
  2008 22424000 10526000 18108200 5832000 3053000 1223200500 14857100 259882000 2920000
  2009 28360000 103241000 28772500 10185000 2106000 2103973000 6908500 116485000 11343000
На 1 жителя 2008 439.69 93.23 656.09 121.25 104.91 1077.52 82.63 361.25 39.73
  2009 558.27 917.70 1034.98 212.63 72.37 1854.86 38.49 161.56 154.33
Муниципальное управление 
  2008 0 0 0 0 0 0 0 0 0
  2009 0 0 0 0 0 0 0 0 0
ВСЕГО НЕЭФФЕКТИВНЫХ РАСХОДОВ 
Итого 2008 23267233.49 10526000 20371400 12768522.22 5632173.27 1225086521.28 23310335.23 292665110.53 11577756.10
  2009 35914216.39 112652757.72 37939988.50 32546942.38 16636784.47 2416018034.18 63054783.32 563148912.91 18789130.52
На 1 жителя 2008 456.22 93.23 738.09 265.46 193.55 1079.18 129.65 406.82 157.52
  2009 706.97 1001.36 1364.75 679.48 571.71 2129.96 351.28 781.07 255.63
Среднегодовая численность населения 2008 51000 112900 27600 48100 29100 1135200 179800 719400 73500
  2009 50800 112500 27800 47900 29100 1134300 179500 721000 73500
Общий объем расходов бюджета 2008 681343000 1756895000 326419400 796944000 338805000 13177712900 2566108000 7595380000 729337000
  2009 431492000 1558886000 235131000 586337000 348816000 13424226200 1479204200 7564141000 529639000
Доля  неэффективных в бюджете % 2008 3.41 0.60 6.24 1.60 1.66 9.30 0.91 3.85 1.59
  2009 8.32 7.23 16.14 5.55 4.77 18 4.26 7.44 3.55

 

     

     Заключение 

     Подводя итог, раскроем, что же представляет собой стратегический план развития и каков механизм его разработки и реализации

     В научной литературе существует множество  определений процесса стратегического планирования, но наиболее полно его сущность выражает следующее: - стратегическое планирование – это процесс самостоятельного определения местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной и конкурентной среде. 

     Таким образом, стратегический план - это  инструмент планирования и управления процессом консолидации городского сообщества для преодоления узких  мест и активизации потенциала саморазвития городского округа.

     Разработка  стратегии развития должна быть нацелена на поддержку именно тех видов  деятельности, где городской округ  обладает хорошим потенциалом развития, а также на определение конкретных задач и мер, выполнение которых  позволит полнее реализовать этот потенциал.

     Необходимо  отметить, что стратегическое планирование не является каким-то обособленным элементом, а входит и дополняет систему  городского управления, позволяя органам  местного самоуправления принимать  эффективные текущие решения  с учетом долгосрочных целей.

     Так как стратегический план затрагивает  все важнейшие сферы жизни  общества, а также определяет перспективные  направления развития городского округа, в его разработку и реализацию должно быть вовлечено все городское  сообщество, т.е. процесс должен быть публичным. 

     По  своему содержанию процесс стратегического  планирования разбивается на ряд  этапов и включает в себя анализ текущего состояния социально-экономического развития городского округа, выработку  на его основе и с учетом мнения населения, представителей бизнеса, общественных организаций и других заинтересованных сторон приоритетных направлений дальнейшего развития городского округа на ближайшие 5 -10 лет и реализацию намеченных программ и проектов.

     Дополняется процесс стратегического планирования механизмами постоянного мониторинга и корректировки стратегического плана.

     В составе Самарской области 10 городских  округов и 27 муниципальных районов, имеющих основные административные и социально-экономические характеристики, представленные в приложении 1.

     Основной  целью стратегического развития Самарской области является – развитие человеческого капитала и обеспечение экономического роста.

     Миссия  Самарской области рассматривается  как социально-экономическое и  пространственное предназначение региона  для остального мира, его наиболее значительные роли и функции в  российском и глобальном развитии.

     Приоритетными направлениями устойчивого развития Самарской области, как современного развивающегося центра являются:

     • инновационно-внедренческая деятельность;

     • автомобилестроение и производство автокомплектующих;

     • авиационное и космическое машиностроение;

     • производство химической продукции и новых материалов;

     • транспортная логистика и коммуникации;

     • рекреационно-туристический сервис;

     • научно-образовательная и медицинская деятельность.

     В долгосрочной перспективе Самарская  область имеет возможность войти  в число пяти российских регионов нестоличного статуса с наибольшим уровнем ВРП на душу населения.

     В результате проведенной оценки эффективности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области можно сделать следующие выводы:

     Общая по всем муниципальным образованиям Самарской области сумма неэффективных  расходов по сферам деятельности (здравоохранение, образование, ЖКХ и муниципальное  управление), составила в 2009 году 4,543 млрд. рублей, что составляет 12.80% от общего объема расходов бюджетов муниципальных  образований. Наибольшая доля неэффективных  расходов из общего объема неэффективных  расходов в 2009 году приходилась на ЖКХ (59,85%), далее следуют образование (30,36%), здравоохранение (9,79%), и муниципальное  управление (0,88%).

     Таким образом были выявлены приоритетные направления развития и совокупность административных и экономических мер, способствующие повышению качества управления социально-экономическим развитием городских округов и муниципальных районов Самарской области в основных сферах муниципального управления.

 

     Список  литературы

    1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 9 октября 2006 г. N 129 О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

    2. Боумен К. Стратегия на практике. - СПб.: Питер, 2003.

    3. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004.

    4. Гиболо И.П., Скаржинский М.И., Скаржинская Е.М., Чекмарёв В.В. Проблемы институционализации экономики России. - Кострома; КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002.

    5. Каплан Р.С., Нортон Д.Л. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

    6. Лапыгин Д.Ю. "Менеджмент в России и за рубежом", № 6, ноябрь-декабрь, 2005 г.

    7. Статистические данные Самарской области http://www.economy.samregion.ru/

    8. Стратегия инновационного развития кластерного типа - Журнал "Волга-Бизнес" №05 (155) 2007

    9. Стратегия социально-экономического развития Самарской области до 2020 г.// http://www.protown.ru/

    10. Статистическое планирование в городах и регионах //http://www.city-strategy.ru/

    11. Смирнов Е.: Стратегия регионов: Теория, практика и новые подходы //http://planetaprava.ru

    12. Смирнов Е. Инновации: на пути к стратегической политике// "Экономические стратегии", №01-2009

    13. Территориальное стратегическое планирование - 2010// http://www.forumstrategov.ru/

    14. Шишков М.К. Стратегия территориальной организации //http://www.terrus.ru/

    15. Жабин А.П.; Е.В. Зарова Стратегия социально-экономического развития Самарской области. – М.: ЗАО «Издательство "Экономика"», 2002. – 373с. 
     

 

     Приложение 1

     Основные административные и социально-экономические характеристики  Самарской области за 2009год

Наименование  муниципального образования Площадь территории (км2) Среднегодовая численность постоянного населения  за 2009 год (тыс. чел.) Общий объем  расходов консолидированного бюджета  муниципального образования в расчете  на 1000 человек населения (тыс. руб.)
г.о. Жигулевск 94,0 62,48 8654,68
г.о. Кинель 108,9 50,80 8493,94
г.о. Новокуйбышевск 264,4 112,50 13856,76
г.о. Октябрьск 33,6 27,80 8457,95
г.о. Отрадный 53,5 47,90 12240,86
г.о. Похвистнево 67,7 29,10 11986,80
г.о. Самара 541,4 1134,30 11834,81
г.о. Сызрань 136,1 179,50 8240,69
г.о. Тольятти 284,4 721,00 10491,18
г.о. Чапаевск 200,5 73,50 7205,97
м.р. Алексеевский 1888,6 12,20 9621,66
м.р. Безенчукский 1988,8 40,30 15141,02
м.р. Богатовский 823,0 15,67 13922,78
м.р. Большеглушицкий 2533,4 20,50 11181,28
м.р. Большечерниговский 2808,6 18,40 14526,79
м.р. Борский 2092,2 24,70 7534,29
м.р. Волжский 2482,0 81,90 8803,83
м.р. Елховский 1201,2 9,90 11329,19
м.р. Исаклинский 1587,3 14,00 16630,49
м.р. Камышлинский 823,6 11,40 42289,12
м.р. Кинельский 2049,3 29,30 17678,67
м.р. Кинель-Черкасский 2460,5 47,90 3627,16
м.р. Клявлинский 1252,0 15,00 16189,13
м.р. Кошкинский 1647,7 25,80 9030,43
м.р. Красноармейский 2130,0 18,30 23096,39
м.р. Красноярский 2433,0 51,90 2155,66
м.р. Нефтегорский 1406,6 31,67 10601,52
м.р. Пестравский 1958,7 17,40 18229,30
м.р. Похвистневский 2104,2 28,00 11070,99
м.р. Приволжский 1419,2 23,93 11419,22
м.р. Сергиевский 2749,1 44,87 16228,96
м.р. Ставропольский 3697,5 52,70 14909,79
м.р. Сызранский 1875,5 25,77 11465,99
м.р. Хворостянский 1854,7 14,80 16460,81
м.р. Челно-Вершинский 1162,7 17,40 13023,91
м.р. Шенталинский 1337,3 17,20 9924,88
м.р. Шигонский 1997,4 21,00 10919,19

Информация о работе Стратегия развития Самарской области