Стратегия развития Самарской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:37, курсовая работа

Описание работы

Предметом курсовой работы являет стратегия развития Самарская область Российской Федерации.

Основной целью курсовой работы является изучение стратегии развития Самарская область Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

1. Изучение методического обеспечения процесса разработки плана стратегического развития региона.

2. Рассмотрение концепции планирования стратегического развития региона.

3. Раскрыть методику развития стратегического плана развития региона.

4. Дать характеристику стратегии развития Самарской области.

5. Проанализировать механизм реализации стратегии развития Самарской области

Содержание

Введение……………………………………………………….………………... 3
1. Методическое обеспечение процесса разработки плана
стратегического развития региона……………………………….....................

5
1.1. Концепция планирования стратегического развития региона….……… 5
1. 2. Методика развития стратегического плана развития региона….……... 9
2. Основные характеристики стратегии развития Самарской области…….. 21
2.1. Цели и направления стратегии социально-экономического
развития Самарской области…………………………………………………...

21
2.2. Механизм реализации стратегии развития Самарской области……….. 30
3. Экономическая эффективность расходования бюджетных средств
в процессе реализации стратегии развития Самарской области

в 2009 году………………………………………………………………………


38
Заключение……………………………………………………………………… 51
Список литературы…………………………………………………………….. 54
Приложение 1…………………………………………………………………... 56

Работа содержит 1 файл

Стратегия развития Самарской области.docx

— 1.87 Мб (Скачать)
 

     Далее представлены первые шесть этапов разработки стратегического плана развития, реализация которых позволяет собрать  требуемую для принятия решения  информацию о состоянии региона, его окружения, сформировать стратегическую систему целей, систему критериев  и ограничений, а также систему  показателей регионального развития. [11]

     Этап 1. Актуализация потребности в разработке стратегии

     Актуализация  потребности в разработке стратегического  плана развития региона может  быть как инициативной (внутрирегиональной, как инициатива администрации или иных региональных субъектов целеполагания), так и директивной (установленной к исполнению нормативными актами надсистемы).

     И в том, и в другом случае результатом  этапа должно быть решение главы  администрации, обеспечивающее формирование субъектного состава процесса разработки, компетенции субъектов, а также  определяющее цели предстоящего процесса, детализированного до задач. Целью  процесса является детализированный план развития региона, задачи же представляют собой этапы процесса разработки плана, см. таблицу 1.

     Этап 2. Определение региональных целей, их детализация и разработка системы показателей развития региона. Определение видения региона как объекта стратегического планирования. На рисунке 3 представлено видение региона в четырёх аспектах.

     Все четыре аспекта видения должны быть взаимосвязаны. Например, «ЭКОВИДЕНИЕ» региона как средоточия туристических  услуг и глобального регионального  туристического комплекса предполагает также «ХОМОВИДЕНИЕ» как видение  различного по составу, но обязательно  исторически и культурно образованного  человека - субъекта общественной деятельности. Это не означает, что торговый работник должен в совершенстве владеть иностранными языками, но знания разговорного английского  не помешают при общении с иностранными клиентами.

     То  же касается и «ТЕХНОВИДЕНИЯ» - оно  обязательно должно включать видение  системы образования как специализирующейся на обеспечении сферы туризма  требуемыми кадрами, научными и техническими разработками, совершенствующими данную сферу услуг.

     «СОЦИОВИДЕНИЕ»  должно обеспечивать приемлемые условия  существования человека как элемента системы производства туристических  услуг, как  демосферы региона. [4] Это может быть и видение региона как социально ориентированной системы, где человек и его благосостояние понимаются не как цель, а скорее как необходимое условие развития региона.

     Видение региона в перечисленных аспектах предполагает конструирование модели будущего региона как связанной  иерархически системы, на нижнем уровне которой конструируется сам человек - главная детерминанта регионального развития. Пересечение всех четырёх аспектов даёт разработчикам стратегии «ОБЩЕЕ ВИДЕНИЕ» региона как образа будущего данной территории.

     Распространение влияния видения на дальнейшие этапы  планирования позволяет говорить о  построенной модели как о четырёхаспектной концепции регионального видения.

     Определение миссии региона является логическим продолжением разработки видения. Это  уже не столько образ региона  в различных аспектах, сколько  «амбициозное заявление о намерениях». Миссия не обязательно должна быть амбициозной, но чаще всего несколько завышенная формулировка миссии является дополнительным стимулом достижения поставленных целей. Создаётся ситуация, когда реализация миссии является победой над ограниченными возможностями, своеобразным «прыжком выше головы», представляя сверхзадачу, решение которой ассоциируется с общим успехом. Упрощённо миссия региона определяется ответом на два вопроса:

     «Что  регион, как часть мирового сообщества, намеревается предложить окружающей среде (в том числе государству как  надсистеме), каково его предназначение в мировой системе хозяйствования?»

     «В  каком направлении регион намерен  развиваться, каковы его обязательства  перед субъектами, входящими в  его состав и формирующими его (перед  предприятиями, муниципальными образованиями, перед социумом вообще и каждым жителем  в частности)?» 

     Ответ на первый вопрос позволяет сформулировать миссию, направленную во внешнюю среду, «миссию вовне». Ответ на второй вопрос определяет предназначение региона самого для себя, сформулировать «миссию вовнутрь».

     «Миссия вовне» и «миссия вовнутрь» являются взаимосвязанными векторами развития региона, обеспечивая важнейший  метод стимулирования, когда каждый субъект региональной хозяйственной  деятельности вносит вклад в осуществление  «миссии вовне», осознавая необходимость  её реализации для обеспечения «миссии  вовнутрь» в обмен на гарантии выполнения притязаний на новые возможности, возникающие в результате развития региона.

     Так, например, миссия вовне для видения  региона глобальным туристическим  комплексом может звучать так: «Обеспечить  каждому въезжающему на территорию региона туристу культурный, дифференцированный отдых уровня качества, соответствующего мировым стандартам». Миссия вовнутрь может в зависимости от амбициозности варьировать, но в большинстве случаев её направленность одинакова: развитие региона во всех четырёх рассмотренных выше аспектах направления видения.

     Такое разделение весьма условно, т.к. вообще миссия представляет вектор, направленный в сторону видения, т.е. достижения состояния, ассоциируемого у субъектов  целеполагания с успехом, с выполнением  миссии. Миссия - это предназначение региона в структуре мировой  социально-экономической системы, двуединство направления её развития и общественной функции.

     Цели  региона представляют собой детализированную до описанного качественными показателями модель состояния региона, соответствующую  его видению. Если видение - это образ, миссия - предназначение, то цель - это не существующее на данный момент, но требуемое для реализации миссии, идеальное состояние региона.

     Например, если видение региона определено как средоточие туристических услуг  и глобального регионального  туристического комплекса с высоким  уровнем социальной обеспеченности и развития среднестатистического  индивида, то цели должны описывать  все три обозначенных аспекта развития региона в качественных, однозначно характеризующих его состояние показателях (занимаемый сегмент туристических услуг, доходы на душу населения, структура населения по уровню развития). Показатели должны быть исчислены не от настоящего состояния региона, а от показателей развития субъектов Федерации. Следует, например, говорить не о росте рынка на 25%, а о 10% занимаемого сегмента туристических услуг. [15]

     Исполнение  стратегии требует привлечения  ресурсов в сферы стратегического  развития. Значит, ресурсы необходимо будет отвлекать из тех сфер, развитие которых является следствием движения сфер - «паровозов». Графически это  может выглядеть так, как изображено на рисунке 4.

     Нетрудно  заметить, что обеспечение интенсивного экономического развития и развития системы образования требует  отвлечения ресурсов из сфер социального  обеспечения и обеспечения равных возможностей в получении образования. В условиях ограниченных ресурсов обеспечение  интенсивного развития одновременно с  сохранением социального обеспечения  возможно лишь в случае поддержки  программ развития из внешней среды (например, из бюджета государства).

     Развитие  экономики и системы образования  позволит усилить потенциал региона  и тем самым обеспечить ресурсы  для усиления социального патронажа, а также увеличения уровня образования, что является гарантией сбалансированного  развития региона во всех его аспектах. Таким образом стратегическая система целей определяет приоритеты развития, а они позволяют реализовывать миссию в других аспектах.

     Система показателей развития региона - это  комплексная количественная модель, характеризующая состояние региона  и позволяющая судить об относительном  уровне его развития. Поэтому такая  модель должна либо быть построена  на основе общих показателей, используемых для характеристик уровня развития региона либо государства, либо позволять  переходить к таким показателям. Модель можно описать как конфигуратор состояния региона по четырём  аспектам видения. [5]

     Наличие связей между показателями развития региона и возможность определения  стратегической значимости каждого  показателя позволяют говорить о  сбалансированности такой системы, а это, в свою очередь, говорит  о применимости концепции стратегических карт в процессе моделирования системы показателей стратегического развития региона.

     В соответствии с четырьмя аспектами  развития региона могут быть разработаны  четыре стратегические карты (рис. 5), которые  можно детализировать до требуемого уровня и корректировать на последнем  этапе разработки стратегии.

     Этап 3. Определение текущего состояния региона

     При определении текущего состояния  региона необходимо рассматривать  его сильные стороны (свойства региона, определяющие стержневые компетенции) и слабые стороны (свойства региона, определяющие главные противоречия в его развитии).

     Определение текущего состояния региона требует  анализа трёх объектов (состояние  социума; состояние материальных систем и подсистем; текущая стратегия  региона) в четырёх аспектах его  деятельности: научно-техническом, социальном аспекте развития общества, развития экономики и экологии (см. табл. 2).

     Анализ  каждого объекта по каждому аспекту  должен проводиться с позиции  выявления сильных и слабых сторон. Так, одно и то же свойство объекта  в различных условиях может определять как сильную сторону, так и  слабую.

     

     Аспект-анализ состояния региона [14]

Аспект Наука и технологии Социальная  сфера и организация  регионального управления Общество Экология  и экономика
Объект  анализа
Социум Структура социума  в данном аспекте (учащиеся, студенты, аспиранты, докторанты). Степень вовлечённости населения в области науки, доля специалистов и экспертов в населении региона, наличие рационализаторского духа и его проявлений, стремлений к получению образования и развитию Состав населения, его обеспеченность, социальная защищённость, степень удовлетворённости условиями  жизни. Степень самоуправления региона (соотносят ли люди со своим волеизъявлением то, что предпринимают выборные органы управления). Социальная структура общества («пирамидальная»[3] или «ромбовидная»[5]) Исторически сложившийся  менталитет населения (базовые ценности, доминирующий образ жизни). Общее  развитие среднестатического индивида, структура общества по уровням развития, степень осознания человеком себя как части социума. Смысл существования данной общности и система её приоритетов Кадровый  потенциал региона (трудовые ресурсы, профпригодность населения, здоровье населения, уровень безработицы), уровень  предпринимательской активности
Материальные  системы (организации, в том числе  властные) НИИ, КБ, информационные базы ноу-хау (патентные бюро), биржи  новаций, библиотеки. Образовательные, специальные учреждения и университеты Состав и  структура организаций социальной защиты и соцобеспечения. Состав, структура  и функции системы регионального  управления, различных агентств, функциональных подразделений Состав объектов культуры и активного отдыха, их состояние и степень соответствия современным требованиям и уровню развития цивилизации; формальные и  неформальные общественные и политические организации Природно-ресурсный  потенциал. Структура промышленности, сферы услуг, торговли и предпринимательства
Стратегия региона (на момент анализа) Инновационная и научная региональные политики, программы, проекты и мероприятия Социальная  политика, программы, проекты и мероприятия Политика, программы, проекты общественного развития, мероприятия Экологическая и экономическая политика, а также  проекты, программы и мероприятия
 

     Этап 4. Определение состояния внешней среды региона

     Состояние внешней среды региона представляет множество факторов, условно разделяемых  на возможности и угрозы, среди  которых состояние управляющей  надсистемы (государство нормативно регулирует деятельность региона), а  также систему, управляемую волеизъявлением  населения. В этой связи можно  говорить о взаимно регулируемых категориях. Регион опосредованно принимает  участие в управлении государством в целом и способен в некоторой  части воздействовать на политико-экономическую  ситуацию, государство же, со своей  стороны, нормативно определяет приоритеты этого влияния или, иначе, стратегию  государственного развития. Оттого значительную роль приобретает политическая позиция  региона при решении вопросов государственного масштаба, уровень  его притязаний на суверенность выбора направлений своего развития. Поэтому  в число аспектов анализа включены как существующие тенденции развития окружения, так и предпочтительные для реализации стратегического плана развития региона (табл. 3).

     Наполнение  данной таблицы необходимо для выделения  тех особенностей, которые могут  представлять собой угрозы и возможности, для определения того, как среда  может повлиять на развитие региона (что может быть использовано при  взаимодействии со средой для достижения целей и что может помешать реализации стратегического плана). Рассмотрение факторов внешней среды  во временном аспекте необходимо прежде всего для учёта тенденций развития среды при разработке стратегического плана, ибо разрабатываемый план должен быть рассчитан на перспективу. [12]

     Таблица 3

     Матрица состояния и тенденций  развития регионального  окружения

  Объект Временной аспект Текущее состояние Существующие  тенденции развития Желаемое  состояние (желательные  тенденции развития)
Качественный  аспект
Микроокружение Субъекты  государства (например, субъекты Федерации: области, округа, автономные образования, крупные предприятия) Поставщики (наличие  и деловой уровень альтернативных поставщиков всех видов ресурсов, используемых организациями региона в процессе своей деятельности); потребители (наличие и спрос на товары-комплементы, наличие и спрос на товары-субституты, средний доход на душу населения, существующие потребительские предпочтения и тенденции развития); конкуренты (доля рынка, занимаемая конкурентами, их конкурентные стратегии; тенденции развития конкурирующих организаций); наличие естественных монополий и их влияние на общий уровень деловой активности в соседних регионах      
Экономико-политические объединения низшего порядка (например, конфедерации) Положение государства (развитое государство, развивающееся  государство); социальные и идеологические условия страны, природа и характер её общественного строя; конкретное состояние политической сферы страны (политическая ситуация); тенденции  развития государства; как распределены политические функции между субъектами данной общности; насколько согласованы  интересы системы государственного управления с интересами всех других политических и социальных субъектов; уровень государственного регулирования экономики      
Макроокружение Экономико-политические объединения (например, союзы или блоки государств) Существующие  блоки государств и экономических  сообществ, тенденции к появлению  новых и реорганизации существующих      
Система мирового экономико-политического  устройства Мировые условия, в которых развивается жизнь  всего человечества: мир или мировой  военный конфликт; экологическая  катастрофа или стабильная экологическая  ситуация; дефицит или избыток  ресурсов; мировой кризис или мировая  стабильность какой-либо сферы общественных отношений; прогрессивное или регрессивное развитие политических отношений; консолидация или распад отношений между ведущими государствами      

Информация о работе Стратегия развития Самарской области