Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:37, курсовая работа
Предметом курсовой работы являет стратегия развития Самарская область Российской Федерации.
Основной целью курсовой работы является изучение стратегии развития Самарская область Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучение методического обеспечения процесса разработки плана стратегического развития региона.
2. Рассмотрение концепции планирования стратегического развития региона.
3. Раскрыть методику развития стратегического плана развития региона.
4. Дать характеристику стратегии развития Самарской области.
5. Проанализировать механизм реализации стратегии развития Самарской области
Введение……………………………………………………….………………... 3
1. Методическое обеспечение процесса разработки плана
стратегического развития региона……………………………….....................
5
1.1. Концепция планирования стратегического развития региона….……… 5
1. 2. Методика развития стратегического плана развития региона….……... 9
2. Основные характеристики стратегии развития Самарской области…….. 21
2.1. Цели и направления стратегии социально-экономического
развития Самарской области…………………………………………………...
21
2.2. Механизм реализации стратегии развития Самарской области……….. 30
3. Экономическая эффективность расходования бюджетных средств
в процессе реализации стратегии развития Самарской области
в 2009 году………………………………………………………………………
38
Заключение……………………………………………………………………… 51
Список литературы…………………………………………………………….. 54
Приложение 1…………………………………………………………………... 56
Стратегия
развития Самарской области
Елена
Содержание
Введение………………………………………………………. |
3 |
1. Методическое
обеспечение процесса стратегического
развития региона………………………………........... |
5 |
1.1. Концепция планирования стратегического развития региона….……… | 5 |
1. 2. Методика развития стратегического плана развития региона….……... | 9 |
2. Основные характеристики стратегии развития Самарской области…….. | 21 |
2.1. Цели
и направления стратегии развития
Самарской области………………………………… |
21 |
2.2.
Механизм реализации стратегии
развития Самарской области………. |
30 |
3. Экономическая
эффективность расходования в процессе реализации стратегии развития Самарской области в 2009 году…………………………………………………………………… |
38 |
Заключение…………………………………………………… |
51 |
Список
литературы…………………………………………………… |
54 |
Приложение 1…………………………………………………………………... | 56 |
Введение
Самара — крупный город в России на левом берегу реки Волги.
Самара
является крупнейшим
центром машиностроения
и металлообработки,
пищевой, а также
космической и
авиационной промышленности.
Многие называли Куйбышев-Самару
космической столицей
страны.
Мир вокруг нас непрерывно меняется. Органы государственной власти в регионах должны своевременно реагировать на эти изменения, чтобы обеспечивать достижение своей генеральной цели – повышение качества жизни населения на основе обеспечения устойчивого функционирования хозяйственного комплекса, развития человеческого потенциала и формирование благоприятного социального климата и качественной среды проживания. То же самое можно сказать и в отношении содержания процессов стратегического планирования и управления, так как в многочисленных публикациях на эту тему и имеющиеся оценки сущности процессов стратегического планирования определенности в систематизации выбора и выполнения стратегических решений, которые кардинально меняли бы происходящее состояние общества на долгосрочную перспективу пока не отмечено.
Актуальность затронутых вопросов вызывается такими проблемами, как регулирование развития и роста; преобладание производственных функций при ведущей роли промышленности; трудоизбыточность и старение населения; рост числа безработных и слоя малоимущих граждан; неконтролируемый рост городской территории и нерациональное ее использование; наступление на природу пригородной зоны и общее экологическое неблагополучие. Этим обусловлена необходимость стратегического планирования регионального развития.
Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов – относительно новое явление для России. За последние годы в большинстве субъектов РФ были достигнуты общественно-политическая стабильность, устойчивое развитие экономики и социальной сферы, что обусловило возможность и необходимость использования стратегического планирования в качестве инструмента государственного управления.
Следует так же отметить что научное обоснование и необходимость определения своего видения будущего, разработка индивидуальной стратегии развития базирующегося на конкурентной силе и способности каждого региона и присущих одному ему ресурсах и особенностях составляет сегодня главное условие стратегического планирования развития каждого региона РФ.
Объектом изучения курсовой работы является Самарская область Российской Федерации.
Предметом курсовой работы являет стратегия развития Самарская область Российской Федерации.
Основной целью курсовой работы является изучение стратегии развития Самарская область Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Изучение методического обеспечения процесса разработки плана стратегического развития региона.
2. Рассмотрение концепции планирования стратегического развития региона.
3. Раскрыть методику развития стратегического плана развития региона.
4. Дать характеристику стратегии развития Самарской области.
5. Проанализировать механизм реализации стратегии развития Самарской области
Курсовая
работа состоит из введения, двух основных
глав, каждая из которых разделена
на параграфу, заключения, списка литературы,
приложения.
1. Методическое обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона
1.1. Концепция планирования стратегического развития региона
Анализ
различных школ стратегического
управления позволяет построить
иерархическую структуру
Регион
как сложная социально-
Анализ отношений стратегий трёх уровней иерархии (государство; регион; территориальные образования и хозяйствующие субъекты) позволяет выделить следующие детерминанты регионального стратегического планирования.
Стратегия
государства может оказывать
прямое влияние на процесс регионального
стратегического планирования (может
выражаться в нормативных актах,
касающихся государственной региональной
политики) и опосредованное, когда
государственное регулирование
мягче воздействует на регионы, создавая
ситуацию, когда региону выгоднее
развиваться в направлении
Органы
управления регионом являются источником
субъективных целей и, принимая решения
(в том числе осуществляя
Социум. Уполномоченный избирателями или выборщиками глава администрации региона не способен учитывать интересы всех избирателей [2]. Социальная среда реагирует на «нерешение» актуальных социальных проблем созданием общественных организаций, различных неформальных движений. Если не учитывать интересы социума, проявляющиеся в различных формах, то это может привести к конфронтации, потере избирательных голосов и прочим нежелательным последствиям (крайней формой проявления протеста против существующей стратегии властных структур является революция и насильственное свержение существующих порядков).
Бизнес. В идеальном случае бизнес не должен влиять на то, какая стратегия будет выбрана и как она будет реализовываться. [2] Но крупные организации, равно как и объединения организаций малого бизнеса, во все времена своего существования лоббировали различными способами свои интересы. Иначе как властью капитала этот процесс назвать сложно. Такие традиции ведения бизнеса в России являются серьёзным препятствием для процесса объективного рассмотрения альтернатив решения и проведения стратегического плана развития региона в действие.
Развитие научной сферы, появление новых технологий стратегического планирования и парадигм устройства мирового хозяйства (НИРы, программы исследовательских организаций, проекты развития регионов и субъектов хозяйствования, научно-технические революции).
Изменение общественного сознания является одним из основных, если не первичным инструментом (когда имеется в виду целенаправленный процесс) и обстоятельством (в том случае если такие изменения спонтанны, следуют из мирового революционного развития, «продиктованного» критическими противоречиями, требующими изменений или эволюционного развития, когда изменения происходят плавно, ступенчато, а не лавинообразно).
Тенденции
развития мирового сообщества в целом.
Регион является открытой системой, а
это означает, что он обменивается
на различных уровнях энергией и
веществом (назовем перечисленные дефиниции
компонентами функционирования региона)
с другими регионами и иными подсистемами
системы мирового экономико-политического
устройства на соответствующем каждому
конкретному субъекту хозяйственной деятельности
уровне. Система мирового экономико-политического
устройства является внешней средой по
отношению к региону и представляет стратегический
ресурс его развития. Некоторые факторы
внешней среды, воспринимаемые как угрозы,
при определенных обстоятельствах могут
стать возможностями.
1.
2. Методика развития
стратегического
плана развития
региона
По определению, методика - это совокупность методов, но только ли совокупность? Ведь если речь идет о правилах применения методов, т.е. скорее о технологии, то следует трактовать дефиницию «методика» как систему методов. Такая система должна соответствовать ряду требований [2]:
Таким образом, методика - это система методов, выполняющая роль информационного обеспечения процесса выполнения требуемой функции, описывающая этапы (в том числе результаты по каждому этапу) и технологию применения методов, обеспечивающих логическое завершение каждого этапа и функции в целом.
Далее приведены этапы разработки стратегического плана развития региона, логически и процедурно взаимосвязанные с этапами разработки управленческого решения (УР).
Этапы разработки УР в региональном стратегическом планировании
Этапы
разработки управленческих решений
в региональном стратегическом планировании
непосредственно связаны с
Взаимосвязь
этапов разработки управленческого
решения и стратегического
Таблица 1
Взаимосвязь этапов разработки управленческого решения и стратегического плана развития региона
Этап разработки УР | Этап разработки стратегии | Результат этапа/форма представления |
Этап 1. Информационное обеспечение процесса разработки плана стратегического развития региона | ||
1. Актуализация проблемы | 1. Актуализация потребности в разработке стратегии | Постановление
главы администрации о |
2. Этап сбора информации и построения модели проблемной ситуации | 2. Определение
и детализация региональных |
Философия развития региона (видение, миссия), цели региона. Детализированная модель системы целей и система показателей развития региона |
3. Определение текущего состояния региона | Сильные стороны (стержневые компетенции) и слабые стороны (проблемы) | |
4. Определение состояния внешней среды региона | Возможности, угрозы, тенденции развития внешней среды | |
5. Определение критериев оценки и ограничений | Система критериев и ограничений | |
Этап 2. Разработка плана стратегического развития региона | ||
3. Этап
формирования множества |
1. Формирование
коллекции эталонных |
Множество эталонных
стратегий и альтернатив |
2. Разработка оригинальных альтернатив | Множество оригинальных
стратегий и альтернатив | |
4. Этап фильтрации и выбора | 3. Выбор стратегии
развития региона и |
Концепция стратегии развития региона (в том числе философия развития региона) и перечень первоочередных мероприятий по решению главных оперативных проблем |
5. Корректировка модели изменений и разработка системы показателей | 4. Формирование
стратегического плана |
Стратегический
план развития региона включающий:
концепцию стратегического |
5. Корректировка
и детализация системы |