Стратегия развития предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 01:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть пути и методы, а также факторы влияющие на разработку эффективной стратегии развития предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

глава 1. теоритические основы стратегии управления предприятием

1.1. сущность стратегии предприятия

1.2. типы стратегий

1.3. выработка стратегий

глава 2. разработка стратегиИ развития предприятия

2.1. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , Характеристика организации ЗАО «СибЭнергоТех»

2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации

2.3. оценка стратегии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

разработка эффективной стратегии развития предприятия.docx

— 100.93 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ 

глава 1. теоритические основы стратегии управления предприятием  

1.1. сущность стратегии предприятия

1.2. типы стратегий

1.3.  выработка стратегий  

глава 2. разработка стратегиИ развития предприятия 

2.1.   КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , Характеристика организации ЗАО «СибЭнергоТех»

2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации

2.3. оценка стратегии 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

     

Введение

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать  за изменениями, происходящими в  их окружении. В прошлом многие фирмы  могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблем, связанные  с повышением эффективности использования  ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно  важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию  фирмы к быстро меняющимся условиям ведения бизнеса. Ускорение изменений  в окружающей среде, появление новых  запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых неожиданных  возможней для бизнеса, открываемых  достижениями науки и техники, развитие информационных сетей, делающих возможным  молниеносное распространение и  получение информации, широкая доступность  современных технологий, изменение  роли человеческих ресурсов, а также  ряд других причин привели к резкому  возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как и не существует единого  универсально стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем  роде, поэтому и процесс выработки  стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции  фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых ею услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов. В то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить о некоторых обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Таким образом, разработка стратегии предприятия  является актуальной проблемой и  необходимой задачей для максимально  эффективной деятельности предприятия.

В условиях постоянно меняющихся факторов внешней  среды и внутренних условий осуществления  деятельности увеличивается вероятность  периодического возникновения кризиса  предприятия, который может приобретать  различные формы. В связи с  этим все большую актуальность приобретает  выработка стратегии развития предприятия.

С развитием  российского бизнеса возрастает и сложность проблем его координации. По мере увеличения штата персонала, создания новых отделов, усложнения производственных функций у менеджеров появляется потребность в более  детальной информации о том, что  происходит с их бизнесом сейчас, что  будет с ним в ближайшей  перспективе, каких целей необходимо достичь и на основе каких ресурсов. Среди современных элементов  управления эффективностью планирование занимает одно из ведущих мест.

Цель  данной работы - рассмотреть пути и методы, а также факторы влияющие на разработку эффективной стратегии развития предприятия.

Задачи:

- рассмотреть теоретические основы разработки стратегии предприятия;

- провести анализ особенностей стратегического планирования на ЗАО «СибЭнергоТех», рассмотреть сложившееся положение деятельности фирмы и необходимость в разработке новой стратегии развития данного предприятия, а также осветить пути решения выявленных проблем предприятия при подробном анализе деятельности фирмы.

- предложить  рекомендации и мероприятия по  повышению эффективности разработки  стратегии развития предприятия;

Практический  интерес к данной теме обусловлен тем, что разработка эффективной  стратегии развития предприятия  - один из факторов, определяющих перспективы  развития организации, ее будущую инвестиционную привлекательность, кредитоспособность.

Данная  работа включает введение, две главы, заключение и список литературы. В первой главе работы рассмотрены общие принципы формирования стратегии развития предприятия. Во второй главе характеризуется организация ЗАО «СибЭнергоТех» .

 

глава 1. теоритические основы стратегии управления предприятием  

    1.   Сущность стратегии предприятия
 

     В последнее время возросло значение стратегического поведения, позволяющего организации выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе. Все предприятия в условиях жесткой  конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать  внимание на внутреннем состоянии дел  в самой фирме, но и вырабатывать долгосрочную стратегию, которая позволила  бы им успевать за изменениями, происходящими  в их окружении. Появление новых  запросов и изменение позиции  потребителя, возрастание конкуренции  за ресурсы, интернационализация и глобализация бизнеса, а также появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное получение и распространение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Научная дисциплина, которая занимается проблематикой  стратегии деятельности, носит название стратегического управления. Помимо всего прочего, стратегическое управление - это еще и трудное искусство  управления развитием организации  в течение длительного периода  времени так, чтобы максимально  использовать появляющиеся шансы и  избегать угроз, возникающих во внешнем  окружении. По этой причине стратегическое управление является объектом интереса таких научных дисциплин, как  экономика, кибернетика, финансы, экономика  предприятия, а также теория организации  и менеджмент.

В научной  литературе можно встретить много  определений стратегии, понимаемой как искусство проведения больших  операций, включающих их подготовку, организацию и использование имеющихся в распоряжении средств таким образом, чтобы в фактически существующих условиях достигнуть поставленной цели.

Эффективное функционирование предприятия в  условиях рыночной экономики требует, чтобы были определены не только цели и способы их достижения, но и  оценены шансы на успех и угрозы, которые могут возникнуть при  его развитии. Таким образом, руководство  фирмы должно программировать текущие, оперативные и перспективные  задачи фирмы, иными словами, должно разработать целостную концепцию  развития своего предприятия и его  будущую позицию на рынке и  во внешнем окружении, т.е. в соответствии с современной теорией управления необходимо определить стратегию фирмы.

Стратегия фирмы обязательно должна учитывать  продуманные долговременные цели и  задачи этой фирмы (новые ценности для  ее клиентов: изделия, услуги, формы  продажи и т.д.), а также направления  вложения тех средств, которые имеются  в ее распоряжении и предназначаются  для достижения поставленных целей. Подражание стратегии других фирм вместо создания своей собственной чаще всего не приносит успеха.

В большинстве  случаев фирмы не располагают  ясной и четко сформулированной стратегией деятельности. На вопрос о  стратегии фирмы чаще всего приходится слышать в ответ, что речь идет о развитии, а это не совсем точно. Опыт фирм, которые смогли добиться успеха, свидетельствует о том, что  они располагали очень продуманной, выверенной, четко определенной стратегией деятельности.

     По  своему существу стратегия - комплексный  план для принятия управленческих решений, определяющий границы возможных  действий организации. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы  перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние.

     Стратегия организации – взаимосвязанный  комплекс долгосрочных мер по укреплению жизнеспособности и мощи организации  по отношению к ее конкурентам. Стратегия  поведения организации в рыночной экономике должна нести в себе возможность получения преимуществ  от изменений и порождаемых ими  возможностей.

     Стратегия организации по существу - набор  правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в  своей деятельности. Правила устанавливают  границы деятельности и поведения  в организации, направляя тем  самым функционирование организации  на реализацию ее стратегий.

     Экономическая сущность стратегии организации  состоит в следующем: стратегия  – это процесс, определяющий последовательность действий организации по разработке и реализации стратегии. Процесс  выработки стратегии включает анализ внешней и внутренней среда организации, постановку целей, выработку стратегии, и не завершается каким-либо немедленным  действием. Обычно он заканчивается  установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит  рост и укрепление позиций фирмы. На следующей ступени в рамках стратегического анализа, фирма  сравнивает полученные результаты первого  и второго этапов и определяет возможные варианты стратегий, выбирает наиболее предпочтительный вариант  и формулирует собственную стратегию. В ходе формулирования стратегии  нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении  проекта конкретных мероприятий. Поэтому  приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией  о различных альтернативах.

Стратегию рассматривают и как общий  комплексный план развития организации, обеспечивающий осуществление миссии и достижение стратегических целей  организации. Стратегия формируется  исходя из стратегических целей, она предлагает основные методы их достижения таким образом, чтобы организация приобрела единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений в зависимости от конкретных условий производственно-хозяйственной деятельности.

На практике, говоря о стратегии, руководители компаний часто имеют в виду деятельность, направленную на изменение конкурентоспособности  выпускаемой продукции (оказываемых  услуг) и/или модификацию бизнес-целей, которым следует управленческий персонал компании. Однако такое понимание  стратегии ориентировано на оперативную  деятельность, связанную с временным  улучшением рыночной позиции компании. В более широком понимании, стратегия - это долгосрочные управленческие "правила игры", направленные на то, чтобы удовлетворить потребности  потребителей лучше остальных конкурентов; укрепить позицию компании в выбранном  рыночном сегменте за счет роста имиджа организации; успешно конкурировать  по ассортименту и качеству, ценам  и сервису в своей отрасли; добиться хорошего исполнения бизнес-функций (внутрифирменной эффективности, качества и своевременности выполнения работ, хорошей управляемости организации). 

Таким образом, стратегии необходимо разрабатывать, чтобы: 

- эффективно  сформулировать условия реализации  бизнеса компании;

- взаимоувязать  необходимые действия и решения  менеджеров и всего персонала,  придать всем производственным  и управленческим процессам общую  направленность, создать единый  для всей компании план действий. 

Следует иметь в виду, что для достижения одних и тех же стратегических целей и задач можно разработать  несколько стратегий, выбор которых  осуществляется в зависимости от условий внешней среды: рыночной конъюнктуры, конкуренции, политических и социальных событий и др. Во многом стратегия определяется внутренним стратегическим потенциалом организации  и особенностями стратегического  видения топ-менеджмента. При изменении  состояния среды, смене руководящего состава организации, других изменениях внутренней и внешней среды происходит переход от одной стратегии к  другой. 

Информация о работе Стратегия развития предприятия