Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:01, курсовая работа
Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации.
№ п/п | Наименование показателя | Значение для бизнеса | Значение
средне-
отраслевое |
Выводы |
1 | Доля на рынке,
2004 2003 2002 |
14% 15% 15% |
25% |
Фирма не является
лидером рынка. Наблюдается незначительное
изменение позиций: с 2002 по 2004 гг. – незначительное
ослабление позиций,
Ослабление позиций к 2004 году может быть обусловлено некоторым вытеснением фирмы конкурентами. |
2 | Рентабельность продукции фирмы | Растет
26,5% |
Не изме
няется с 2003 г 21% |
Рентабельность продукции фирмы является выше среднеотраслевой. Можно предположить, что цена на предлагаемые коттеджи колеблется в больших пределах, что позволяет в отличии от конкурентов охватить более широки круг покупателей. Можно также предположить, что нас бизнес имеет более низкий уровень издержек по сравнению с конкурентами. |
3 | Доля субподряда | Растет
7,1% |
Растет
35% |
Доля субподряда фирмы в сравнении со среднеотраслевым значением значительно меньше, следовательно фирма имеет возможность выполнять большой спектр специализированных работ собственными силами с надлежащим качеством. При этом можно предположить, что издержки производства фирмы практически не отличаются от издержек в общем по отрасли. |
4 | Вертикальная интеграция | Не изменяется
12,6% |
Растет 35% | Доля продукции
подсобных производств в |
5 | Загруженность производственной мощности | 70 % | Не изме
няется 66 % |
В целом для
рынка на стадии насыщения низкая
ЗПМ свидетельствует о высоких
барьерах выхода. Наш бизнес имеет
хоть и незначительный, но больший уровень
загруженности по сравнению со среднеотраслевой
загруженностью, что дает небольшое преимущество
перед конкурентами.
Определим также, каким образом изменяется объем продаж фирмы с 2002 по 2004 гг. Умножим размер рынка каждого года на доли фирмы, занимаемую ею в каждом году и получим: О02 = 0,15*134986,31=20247,95 т. р. О03 = 0,15*141735,96 = 21260,39 т. р. О04 = 0,14*140554 = 19677,56 т. р. Исходя из расчетов видно, что в 2004 году происходит сокращение объемов продаж фирмой, что обусловлено уменьшением размеров рынка и уменьшением доли бизнеса на рынке. |
6 | Число сегментов
рынка,
2003
2002 2001 |
1 1 1 |
4 3 1 |
В 2002 году рынок
состоял из 1 сегмента. В 2003 наблюдается
увеличение числа сегментов до 3, а к
2004 году увеличение количества сегментов
до 4, при этом наша фирма с 2003 по 2004 гг.
работает на 1 сегменте.
Наша фирма не является лидером отрасли и работает всего на одном сегменте. Но анализирую все вышеперечисленные данные можно предположить, что фирма крепко занимает свою нишу и для дальнейшего стабильного развития ей требуется использование одной их трех стратегий: формирование на растущих рыночных сегментах в отрасли; дифференциация на основе улучшения качества и инноваций или обеспечение наименьших издержек по сравнению с другими. |
7 | Отличия продукции фирмы | Продукция
фирмы является достаточно конкурентоспособной.
Минимальное количество вариантов планировки не является слишком большим недостатком, если варианты планировки являются удачными, так же площадь предлагаемых коттеджей в среднем больше чем у конкурентов, а цена имеет множество вариантов и колеблется в широких пределах, что увеличивает круг потенциальных клиентов. Наша фирма работает на олигополистическом рынке, где конкуренты более или менее равны. Доля крупнейшего конкурента (25%) не значительно отличается от доли нашего бизнеса (14%). Дальнейшее же развитие фирмы может происходить по следующим сценариям:
| ||
площадь | В среднем больше чем у конкурентов | |||
планировка | Минимальное количество вариантов | ¨ | ||
районы | Районы средней отдаленности | ¨ | ||
инфраструктура | Средняя, соответствует предложению конкурентов | |||
возможность оплаты | Только наличная оплата, хуже конкурентов | |||
цена | Множество вариантов, колеблется в широких пределах | |
2.2.2. Стратегические ресурсы, потенциал и ключевые компетенции
Анализ стратегических ресурсов, потенциала приведем в табличной форме в виде таблицы
Составляющая потенциала | Состояние,
абсолютная оценка |
Оценка
относительно конкурентов |
Выводы | Рекомендации |
1.Технический потенциал | Обеспеченность
строительными механизмами Таким образом, присвоим абсолютную оценку 3. |
Для конкурентов
также характерна высокая обеспеченность
современными строительными механизмами.
Состояние машинного парка фирмы не уступает
конкурентам. В связи с этим, относительно
конкурентов состояние
потенциала находится также на уровне 3 по пяти бальной шкале. |
Таким образом,
видим, что фирма обладает достаточно
высоким уровнем технического потенциала,
ничем не уступая в этом плане конкурентам.
Коэффициент использования строительных машин по времени менее 70%, что говорит о имеющихся свободных ресурсах (наличие неиспользуемой техники). |
Коэффициент использования
строительных машин по времени менее
70%, что говорит об имеющихся свободных
ресурсах (наличие неиспользуемой техники).Её
целесообразно продать или сдавать в аренду,
если рынок не будет расти.
Износ основных средств небольшой и на настоящем этапе не требует обновления. |
2.Технологи-ческий потенциал | Уровень технологического
развития фирмы высокий использует
самые современные технологии. Отчисления
на технологические разработки 11% от
прибыли - ниже чем у конкурентов.
Исходя их этих данных, присвоим данной составляющей потенциала оценку 4. |
Для отрасли в целом характерен средний уровень технологического развития, но, в связи с тем, что отчисления на разработки ниже чем у конкурентов оценку относительно конкурентов примем на уровне 4. | Отчисления на разработки должны в среднем соответствовать таковым у конкурентов, но если имеется значительное технологическое превосходство, они могут быть и ниже. Отчисления нашей фирмы в размере 11% от прибыли являются достаточными для стадии насыщения | В отрасли происходят технологические изменения в области отделки. Используя высокий уровень технологического развития, наша фирма имеет неплохие шансы для конкуренции за счет улучшения реальных качественных свойств товара. |
3. Оргструк-
турный потенциал |
Организационная
структура управления фирмы является
линейно-функциональной.
Наше предприятия является малой фирмой, поэтому использование для её управления линейно-функциональной структуры нецелесообразно. Доля АУП в общей численности составляет 25%. Поэтому оценим состояние потенциала в 1 балл. |
Для отрасли в целом характерно применение линейно-функциональной организационной структуры управления. При этом учитывая, что структура конкурентов аналогична, присвоим оценку относительно конкурентов равной 1 баллу. | Организационная
структура используемая нашей фирмой
не соответствует масштабам её деятельности.
Линейно-функциональная структура обычно
используется средними фирмами, наша фирма
является малой и использование этой структуры
не оправдывает себя.
Доля АУП в 25% от общей численности, является очень большой (для линейных структур она характерна в 10-15%). |
По результатам
анализа структуры можно |
4. Кадровый
потенциал |
Фирма обладает
недостаточно высоким уровнем квалификации
сотрудников. Так как фирма занимается
жильем высоко класса, то и уровень квалификации
персонала должен соответствовать специфике
её продукции, её качественным характеристикам
и технологии строительства. Жилье высокого
класса требует и более высокого уровня
квалификации. В нашем случае недостаточный
уровень квалификации персонала является
большим минусом.
Специализация рабочих мест является предметно-функциональной – это значит, что бригады специализируются не только на определенных видах работ, но и на типах зданий. Наша фирма работает на рынке коттеджей, для неё, в принципе, приемлемо использование этого вида специализации. Таким образом, оценка данной составляющей потенциала принимается равной 2. |
Уровень квалификации
работников фирмы аналогичен с уровнем
квалификации конкурентов.
Что касается приверженности фирм отрасли к использованию предметно-функциональной специализации, то здесь можно отметить, что это достаточно узкая специализация и ее применение актуально и снижает затраты лишь при большой производственной производитель-ности (что не актуально для нашего рынка). Оценка потенциала относительно конкурентов равна 3 баллам. |
Так как основной
стратегией конкуренции на нашем
рынке является дифференциация по качеству,
то недостаточный уровень квалификации
является серьезным недостатком.
Предметно-функциональная
специализация рабочих мест ограничивает
возможности стратегического И это необходимо учесть при выборе стратегии. |
Для дальнейшей
успешной работы на данном сегменте
рынка фирме необходимо предусмотреть образовательную программу для сотрудников с целью повышения уровня их квалификации. Если фирма планирует в дальнейшем переход на другие сегменты рынка ей можно предложить обдумать переход к функциональной специализации рабочих мест. |
5.Информа-
ционный потенциал |
Наличие связей
в деловых кругах, репутация фирмы
находятся на уровне главных конкурентов. Оценка данной составляющей потенциала принимается равной 4. |
В связи с тем, что репутация фирмы, наличие связей в деловых кругах находятся на уровне главных конкурентов, присвоим оценке относительно конкурентов значение 5. | Репутация фирмы является очень важным фактором. Недвижимость является дорогостоящим приобретением. И отдавая за нее деньги человек хочет быть уверен, что в дальнейшем у него не будет проблем связанных с этой покупкой. Поэтому репутация фирмы является во многом решающим фактором. Человек скорее пойдет в фирму имеющую хорошую репутацию на рынке, чем доверится малоизвестному продавцу. | На стадии насыщения к наличию связей в деловых кругах и репутации обычно предъявляются особые требования, очень важно для фирмы сохранить их на должном уровне. |
6. Финансовый
потенциал |
Финансовая
устойчивость, то есть обеспеченность
фирмы собственными средствами для
долгосрочного |
В целом, для фирм
отрасли характерна ситуация нормальной
финансовой устойчивости.
Поэтому оценка относительно конкурентов принимается также на уровне 5. |
Наша фирма
работает на рынке который находится
на стадии насыщения. При сохранении
спроса на уровне прогнозного эта стадия
продлится 2,5 года. Это не слишком большой
срок, чтобы начинать активную борьбу
за главенство на рынке. В то же время на
стадии насыщения инвестиционные потребности
минимальны, а финансовые потоки становятся
положительными.
Поэтому в краткосрочной перспективе целесообразно прилагать усилия к сохранению своей ниши и доли на рынке. В долгосрочной же перспективе рассматривать варианты ухода из отрасли в более выгодные сферы строительной деятельности. |
Далее, проанализируем обладает ли фирма ключевыми компетенциями и какими именно.
Ключевые компетенции – те виды деятельности, в которых организация наиболее конкурентоспособна или является лидером. Под видами деятельности подразумеваются скорее внутренние составляющие бизнес процесса фирмы (участки ее внутренней цепочки ценностей).
Например,
фирма может обладать ключевыми
компетенциями в области
Ключевые
компетенции могут и
Таки
образом, сделаем вывод о том,
какие виды деятельности удаются
фирме больше всего, в какой области
является она лидером, то есть какими
ключевыми компетенциями
Исходя из анализа внешней и внутренней среды видно, что фирма занимает стабильное положение на рынке коттеджей, доля бизнеса на рынке 14%, что незначительно отличается от доли крупнейшего конкурента. Рентабельность продукции фирмы составляет 26,5%, этот показатель больше чем по отрасли в целом и выше среднерегионального уровня. Её ключевой компетенцией является то, что используя высокий уровень технического развития и самые современные технологии, фирма имеет возможность производить продукцию более высокого качества относительно конкурентов (отличия выражаются в капитальности конструкций, дороговизне строительных материалов, в больших размерах помещений и дома в целом, в поиске индивидуализации облика дома, в разнообразии отделки), то есть является лидером в области производства.
Выполняется
сводная оценка конкурентной позиции
отделения аналогично комплексной
оценке привлекательности отрасли,
принимая в качестве факторов, характеризующих
конкурентоспособность
Для стадии насыщения наиболее важными факторами, характеризующими конкурентоспособность фирмы являются следующие факторы.
Первым
фактором, характеризующим
Вторым фактором, используемым при оценке конкурентоспособности бизнеса является уровень качества продукции. Уровень качества продукции не уступает уровню качества продукции конкурентов:
Учитывая, что
рынок характеризуется
Следующим
фактором, используемым для оценки
конкурентоспособности фирмы
Последним рассмотрим такой фактор как уровень вертикальной интеграции. В нашем случае наблюдается стремление к монополизации отрасли поставщиков основного материала. Доля подсобных производств растет и равняется 35%. Доля продукции подсобных производств в себестоимости фирмы не изменяется с 2002 года и составляет 12,6%. Средняя доля подсобных производств в материальных затратах характеризует уровень обратной вертикальной интеграции. Развитие собственных производств строительных материалов снижает неопределенность в работе компании, связанную с зависимостью от поставщиков. Однако, большой уровень вертикальной обратной интеграции ведет к возрастанию капиталовложений компании в отрасль, увеличивает предпринимательский риск. Исходя из этого, присвоим данному фактору оценку 3 по пятибалльной шкале.
Далее определим вес каждого фактора. Для этого представим матрицу попарных сравнений, представленную в виде таблицы
|
Доля бизнеса на рынке | Качество продукции | Рентабельность | Вертикальная интеграция | Средняя геометрическая оценка важности Хi | Нормализованные веса Рi |
Доля бизнеса на рынке | 1 | 2 | 2 | 4 | √1*2*2*4 = 2 | 2/4,674=0,428 |
Качество продукции | 1/2 | 1 | 2 | 4 | √1/2*1*2*4 = 1,414 | 1,414/4,674=0,303 |
Рентабельность | 1/2 | 1/2 | 1 | 2 | √1/2*1/2*1*2 = 0,84 | 0,84/4,674=0,179 |
Вертикальная интеграция | 1/4 | 1/4 | 1/2 | 1 | √1/4*1/4*1/2*1 = 0,420 | 0,420/4,674=0,09 |
Σ |
2,25 | 3,75 | 5,5 | 11 | 4,674 | 1 |
Полученную
матрицу можно с достаточной
точностью использовать для определения
весовых коэффициентов. Весовые
коэффициенты показывают относительную
значимость каждого критерия.
Таким образом, сведем все полученные данные анализа в таблицу
Факторы |
Значение или
характеристика |
Оценка | Вес | Средневзве
шенная оценка |
Доля бизнеса на рынке | 14% | 3 | 0,428 | 30,428
* 40,303 *
40,179 * 30,09 = 3,45 |
Качество продукции | Средний, не уступает конкурентам | 4 | 0,303 | |
Рентабельность | 26,5% | 4 | 0,179 | |
Вертикальная интеграция | Уровень значительно меньшей чем у конкурентов | 3 | 0,09 |
Таким
образом, мы получили комплексную оценку
конкурентной позиции отделения, которая
составляет 3,45. Оценка является средней
и характеризует достаточно устойчивую
позицию фирмы на рынке.
3. МАТРИЧНЫЙ АНАЛИЗ БИЗНЕС – ПОРТФЕЛЯ КОРПОРАЦИИ
3.1. Матрица GE/McKinsey
Попытка General Electric проанализировать при содействии консультационной фирмы McKinsey and Company свой весьма диверсифицированный портфель привела к построению матрицы из девяти ячеек, основанной на двух измерениях – долговременной привлекательности отрасли и сильных сторон/конкурентоспособности предприятия.
Сильные
стороны/конкурентоспособность