Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 17:01, курсовая работа
Стратегическое планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации.
Поставщики обладают незначительными возможностями и тогда, когда снабжаемая ими отрасль является главным потребителем. В этом случае благосостояние поставщика оказывается прямо связанным с благосостоянием главных потребителей.
Однако
если изделия поставщиков составляют
значительную часть стоимости продукции
отрасли, являются важнейшей частью
производственного процесса и/или
от них существенно зависит
Поставщики обладают рыночной властью и тогда, когда они могут поставлять детали за меньшую стоимость, чем та, которую придется затратить компании при их самостоятельном изготовлении.
Определим
рыночную власть поставщиков на отрасль.
Для рынка характерен рост средней
доли подсобных производств в
себестоимости, и к 2003 году она в
итоге становится равной 35 %. Индекс
Херфиндаля-Хиршмана рынка основного
материала находится на уровне 7409, что
больше уровня 6300 и может объясняться
стремлением к монопольному положению.
Использование вертикальной обратной
интеграции целесообразно лишь в случае
стабильного, долгосрочного развития
основной отрасли. В нашем же случае нет
смысла организовывать столь значительные
производства при уменьшающихся объемах
основного строительного рынка (рынок
находится на стадии насыщения). Наиболее
целесообразно использование стратегии
дезинтеграции и приобретения основного
материала из внешних источников, что
снижает риск компаний в случае перехода
на новые технологии или изменения предпочтений
потребителей. Поэтому можно предположить,
что со временем рост средней доли
продукции подсобных хозяйств прекратиться.
Рыночная власть покупателей. Как и у поставщиков, конкурентная сила потребителей может находиться в диапазоне от мощной до слабой. В ряде ситуаций потребители обладают значительной рыночной властью.
Наиболее очевиден случай, когда имеется крупный потребитель, покупающий значительную часть продукции отрасли. Закупки больших количеств продукции часто дают покупателю рычаги влияния, позволяющие добиться уступок в цене и других выгодных для него условий сделки. Покупатели обладают рыночной властью и тогда, когда стоимость переключения на продукцию конкурентов или заменители относительно мала. Если же продукция поставщиков сильно дифференцирована, то покупатели имеют меньше возможностей для переключения.
В
курсовом проекте влияние поставщиков
мы не будем рассматривать специально,
в связи с тем, что потребители являются
физическими лицами, их количество довольно
велико и целенаправленного влияния они
не оказывают. Отметим лишь, что поведение
потребителя при выборе жилья является
более рациональным, чем на других рынках,
в связи с тем, что покупка жилья является
довольно дорогостоящим и ответственным
мероприятием. При этом доступность, различные
психологические воздействия, иные характеристики
отходят на задний план перед такими параметрами
как цена товара, качественные характеристики,
являющиеся определяющими в выборе потребителя.
Ключевые
факторы успеха. Важный итог отраслевого
анализа — определение и
Отраслевые КФУ – это те действия по реализации стратегии, конкурентные возможности, результаты деятельности которые каждая фирма должна обеспечивать (или стремиться к этому), для того, чтобы быть конкурентоспособной и добиться успеха на рынке.
Они зависят:
Обычно число этих факторов не превышает трех-четырех, из которых только один является главным.
В связи с тем, что КФУ определяют преимущества в конкуренции, при выборе их для нашей отрасли, необходимо учесть особенности конкурентной борьбы на данном рынке, а также стратегии конкурентов-лидеров отрасли.
Таким
образом, рынок коттеджей
В связи с тем, что рынок поделен на 4 сегмента при значительных признаках дифференциации продукции (площадь квартир, выбор форм оплаты) и, как, например, видно из табл.2 исходных данных к курсовому проекту и ранее проводимых анализов фирмы-лидеры выбрали для себя нишевую стратегию. Поэтому для данного рынка, учитывая то, что он находится на стадии насыщения, наиболее важным из ключевых факторов успеха является благоприятный имидж, репутация фирмы у покупателей.
2.1.4.
Комплексная оценка
долгосрочной
Комплексная оценка долгосрочной привлекательности отрасли – показатель, обобщающий различные оценки различных критериальных факторов, определяющих привлекательность отрасли.
В
состав комплексной оценки входят несколько
оценок частных показателей
Таким образом, комплексная оценка необходима для составления общего представления о перспективах отрасли, которая в дальнейшем будет использоваться при сопоставлении различных отраслей для выбора конкурентной стратегии, как корпорации, так и бизнеса.
Расчет комплексной оценки начинается с отбора факторов, в нее входящих, то есть из большого числа всех показателей, характеризующих отрасль, выберем те факторы, которые в наибольшей степени свидетельствуют о высокой или низкой привлекательности отрасли.
Следующим этапом комплексной оценки является оценка каждого фактора в 2004 году по пяти бальной шкале. При оценке факторов важно учитывать их наиболее типичные значения, а также максимально и минимально возможные.
Факторы, определяющие привлекательность отрасли зависят от стадии жизненного цикла, на которой в данный период находится отрасль. На стадии зрелости и насыщения актуальными являются следующие факторы: уровень рентабельности, выраженность конкуренции, стабильность отрасли, потенциал спроса.
Таким образом, проведем комплексную оценку долгосрочной привлекательности отрасли. Итак, в 2004 году рынок коттеджей проходит на стадии насыщения. На стадии насыщения отрасль оценивается, обычно, как умеренно привлекательная, но с позиций долгосрочной перспективы важно учитывать следующие факторы.
Первым
фактором, используемым для оценки
долгосрочной
Следующими факторам, характеризующими привлекательность отрасли можно назвать характер конкуренции. Конечно, наиболее выгодной формой существования на рынке является монополия, в этом случае привлекательность отрасли оценивалась бы оценкой 5 по пяти бальной шкале. В нашем же случае, рынок характеризуется олигополистической конкуренцией, при том, что она носит неценовой характер и существенной возможностью конкуренции является дифференциация продукции. Охарактеризуем привлекательность отрасли, относительно этого фактора 3 баллами по пяти бальной шкале.
Далее рассмотрим фактор, используемым для оценки долгосрочной привлекательности отрасли. Этим фактором является темп сокращения размеров рынка: в 2003 – 1,05; в 2004 уже составляет 0,99; к 2005 – будет иметь значение 1,04, таким образом, видно, что отрасль находится в относительно стабильном состоянии. Для рынка, находящегося на стадии насыщения естественным является значение темпа роста примерно равное ВНП. В нашем случае, дадим фактору оценку 2, который характеризует уровень привлекательности ниже среднего.
Последним фактором, используемым нами для оценки долгосрочной привлекательности отрасли, является потенциал спроса по оценке на конец 2003 года. Соотношение потенциала спроса по оценке на конец 2004 года (коттеджей) к прогнозу спроса на 2004 год (коттеджей), в нашем случае равен 2,69. В течение 2,5 лет рынок, при условии сохранения размера рынка на уровне прогноза спроса по все последующие годы, пробудет в стадии насыщения. Значение этого показателя свидетельствует о средней привлекательности отрасли коттеджей, а также о возможном переходе главных фирм отрасли в наиболее привлекательные: отрасли жилья экономического класса (8,4) или жилья повышенной комфортности (7,6).
Значение соотношения потенциала спроса к прогнозу спроса на 2005 год для коттеджей является ниже, чем для рынка жилья экономического класса, жилья повышенной комфортности, элитного жилья, исходя из чего, можно этому фактору присвоить оценку 1.
Оцененные
факторы не являются равнозначными,
некоторые из них более важны,
в большей степени
Далее
определим вес каждого фактора.
Для этого представим матрицу
попарных сравнений, представленную в
виде таблицы
|
Рентабельность среднеотраслевая | Уровень
конкуренции |
Темп сокращения размера рынка | Потенциал спроса | Средняя геометрическая оценка важности Хi | Нормализованные веса Рi |
Рентабельность
среднеотраслевая |
1 | 2 | 3 | 4 | √1*2*3*4 = 2,213 | 2,213/4,777=0,464 |
Уровень конкуренции | 1/2 | 1 | 2 | 3 | √1/2*1*2*3 = 1,316 | 1,316/4,777=0,275 |
Темп сокращения размера рынка | 1/3 | 1/2 | 1 | 3 | √1/3*1/2*1*3 = 0,84 | 0,84/4,777=0,176 |
Потенциал спроса | 1/4 | 1/3 | 1/3 | 1 | √1/4*1/3*1/3*1 = 0,408 | 0,408/4,777=0,085 |
Σ |
2,08 | 3,83 | 6,33 | 11 | 4,777 | 1 |
λmax = 2,08*0,464+3,83*0,275+6,33*0,
ИС= λmax-n/n-1=(4,067-4)/3=0,0223
ОС=0,0223/0,9=0,0248 < 0,1 Индекс согласнованности в пределах нормы
Где 0,9
– значение средней случайной
согласованности, для 4-мерной матрицы
Обоснование оценок самих факторов и расчет комплексной оценки занесем в таблицу
Факторы | Значение
(характеристика) фактора |
Оценка | Вес | Комплексная оценка |
Рентабельность
среднеотраслевая |
Среднеотраслевая рентабельность (21%) на уровне среднерегиональной (21%) | 3 | 0,464 | 30,464*30,275*
20,176*10,085 = 1,664*1,353* 1,13*1=2,54 |
Уровень конкуренции | Средний. Неценовая конкуренция при отсутствии явного лидера (ИХХ близок к минимальному), при отсутствии агрессивной борьбе | 3 | 0,275 | |
Темп сокращения размера рынка | Темп сокращения размера рынка примерно равен темпу ВНП | 2 | 0,176 | |
Потенциал спроса | Соотношение потенциала и прогноза спроса 2,69 | 1 | 0,085 |
Таким
образом, мы получили комплексную оценку
долгосрочной привлекательности отрасли,
которая составляет 2,54. Оценка является
довольно низкой и обуславливает то,
что отрасль в долгосрочной перспективе
является непривлекательной.
2.2.
Анализ внутренней
среды бизнеса
2.2.1.
Анализ основных
показателей бизнеса
Анализ
основных показателей бизнеса приведем
в виде таблицы