Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 18:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить стратегии фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка, полностью их раскрыть, выявить проблемные вопросы и пути их решения.
Введение…………………………………………………………………………......3
Глава 1. Понятие стратегии и стратегического управления………………….…5
Глава 2. Стратегия зрелых и переживающих упадок фирм……………..……...9
2.1. Стратегия фирм, переживающих период промышленной зрелости……..10
2.1.1. Стратегия лидерства в издержках………………………………………...13
2.1.2. Дифференциация продукции……………………………………………....16
2.1.3. Стратегия фокусирования………………………………………………….23
2.1.4. Источники конкурентных преимуществ в зрелых отраслях…..............26
2.2. Стратегия фирм, переживающих период промышленного упадка………27
2.2.1. Важнейшие конкурентные преимущества отрасли, переживающей спад……………………………………………………………………………..…..27
Заключение………………………………………………………………….…..….31
Список использованной литературы……………………………………..………...33
Стратегическое
управление как прогнозное представление
возможных изменений социальных систем
не может дать точной и идеальной картины
в будущем, поэтому в целом это не функциональная,
а сугубо творческая коллективная мысль,
обеспечивающая системное изменение организованной
жизнедеятельности во взаимосвязи с динамикой
социума.
Глава
2. Стратегии зрелых
и переживающих упадок
фирм
Фирмы, как и товар, имеют свой жизненный цикл (рис. 1), в котором выделяются стадии зарождения фирмы, ее роста, зрелости и спада. В первые годы изменения в фирме (инновации) осуществляются динамично, жизненный цикл товаров короток. По мере развития скорость инноваций уменьшается, а рост поддерживается увеличением доли рынка.
С достижением зрелости темпы роста рынка уменьшаются, конкуренция возрастает, а прибыльность падает.
Исходя из модели жизненного цикла, все отрасли можно разделить на три группы: инновационные, или развивающиеся, зрелые и отрасли переживающие спад. Предприятия в этих отраслях имеют схожие стратегии, несмотря на то, что могут производить совершенно разные товары. При разработке стратегии перед предприятием любой отрасли встают такие проблемы:
- определить, на какой стадии жизненного цикла находится отрасль в данный момент;
-
установить, можно ли что-то предпринять,
чтобы замедлить спад или
В
разных странах одни и те же отрасли
могут находиться на различных стадиях
жизненного цикла, эти различия определяются
состоянием и динамикой местного
рынка. Например, производство автомобилей
в США и Японии можно отнести к зрелым
отраслям, в то же время в восточноевропейских
странах автомобильная отрасль переживает
стадию роста. Жизненный цикл отрасли
может меняться под воздействием спроса,
развития конкуренции, появления и распространения
новых знаний (новые технологии производства,
новые товары-заменители, новые потребности),
изменения отраслевого окружения».
Характеристики зрелых отраслей представлены на рис. 2. На стадии зрелости находятся очень разные отрасли: транспорт, строительство, машиностроение, судостроение и т.д. М. Портер отмечает следующие особенности зрелых отраслей.
Оживить
развитие зрелых отраслей можно с помощью
внедрения новшеств или использования
новых смелых стратегий (рис. 3). Например,
рынок домашней аудиотехники в 1980-е годы
оценивался как зрелый и даже вступающий
в полосу спада, однако организация производства
компакт-дисков позволила оживить данный
рынок. Перспективными является поиск
новых сфер использования старых или модифицированных
продуктов, как, например, организация
производства небольших переносных холодильников.
Оживить рынок можно с помощью маркетинговых
мероприятий (например, использования
новых форм и каналов сбыта, новой оригинальной
рекламы) или новой ценовой политики. Развитие
сетевого маркетинга по типу сбыта компании
Herbalife позволило, например, внести оживление
на рынок косметики. Другим способом оживления
рынка является помощь правительства,
которое может изменить «правила игры»,
снизив налоги или предоставив налоговые
каникулы, изменив нормы амортизации,
введя высокие (запретительные) таможенные
тарифы и т.д».
Рис.
2. Характеристики фирм
зрелых отраслей.
Новые рынки
Новые/модернизированные
Маркетинговые мероприятия
Правительственная поддержка
Рис. 3. Направления оживления
зрелого рынка.
Основными опасностями в фирмах зрелой отрасли являются:
- неправильная оценка состояния отрасли (или отдельной фирмы), ее зрелости, ключевых факторов успеха и разработка стратегии как для растущей отрасли;
-
пренебрежение необходимостью
- проблемы, вызванные избыточными производственными мощностями, а также бюрократизацией аппарата управления.
Самую
значительную опасность в зрелых
отраслях представляет международная
конкуренция.
2.1.1. Стратегия лидерства в издержках
В основе любой стратегии лежат (или должны лежать) конкурентные преимущества, т.е. положения фирмы на рынке, позволяющие ей преодолевать силы конкуренции и привлекать покупателей.
Стратегия
лидерства в издержках
Ценовое лидерство достигается, если предприятие осуществляет контроль над значительной долей рынка или использует другие преимущества, такие как доступ к источникам сырья, уникальное оборудование, наличие опытной кривой (эффекта масштаба и привлечения большого числа потребителей, для которых цена является определяющим фактором выбора). Данная стратегия означает способность предприятия разрабатывать, производить и продавать аналогичные продукты более эффективно, чем конкуренты. В таком случае основное внимание менеджеров предприятия направлено на контроль затрат, что является необходимым условием реализации такой стратегии. При этом качество продукции и другие параметры не столь значимы. Лидерство в издержках – это агрессивная стратегия, направленная на достижение эффективности производства и обеспечения жесткого контроля всех видов расходов.
Производство с низкими издержками – это нечто большее, чем движение вниз по опытной кривой. В этом случае предприятие старается находить и использовать любую возможность для снижения затрат. Данная стратегия возможна при массовом выпуске стандартизированной, как правило дешевой, продукции и отлаженных каналах сбыта и кроме того, возможна при выпуске продукции, продвинутой на рынок за счет рекламы (сигареты фирмы Philip Morris). Отсюда вытекает, что преимущество в издержках не означает низких цен. Фирма может продавать продукцию по достаточно высоким ценам, получая дополнительную прибыль, или увеличивать затраты на рекламу и осуществлять продвижение продукции на рынок при неизменных ценах. Основные характеристики стратегии лидерства в издержках приведены в табл. 1.
Компания,
осуществляющая лидерство в издержках,
постоянно испытывает давление со стороны
конкурентов. Такая стратегия требует
от предприятия оптимальных
«Считается, что компания, осуществляющая лидерство в издержках, получает следующие выгоды, которые защищают ее от пяти сил конкуренции, по М. Портеру:
-
компания лидер может вести
наступательную ценовую
-
она лучше защищена от диктата
крупных поставщиков,
Необходимые рыночные условия |
- спрос
на продукцию высоко эластичен
по цене и достаточно - преобладает ценовая конкуренция; - различия
в товарных марках мало - наличие
крупных покупателей, которые
могут диктовать условия - отраслевая
продукция стандартизирована, - предприятие
имеет доступ к источникам
дешевого сырья, рабочей силы
или другим источникам |
Риски (опасности) |
-увлечение
производством одного товара, забывая
о необходимости обновления - появление
технологических новинок, - новые конкуренты и последователи получают такие же преимущества путем имитации товаров или осуществления инвестиций в оборудование; - неспособность
уловить необходимость смены
продукции или рынка в - инфляционный рост издержек, подрывающий способность фирмы снижать себестоимость; - изменение
предпочтений потребителей, их чувствительности
к ценам в пользу качества
товаров и других - появление
новых, более совершенных |
Информация о работе Стратегии для фирм, переживающих период промышленной зрелости или упадка