Стратегического и тактического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

В условиях современной экономики ни у кого уже не вызывает сомнения, что грамотное и продуманное стратегическое управление является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия - это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Разрабатывая стратегию действий, фирма определяет общие направления деятельности. Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции. Методы планирования, начиная с 70-х годов, обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Понятие стратегического и тактического планирования в менеджменте
Теоретическая часть
Понятие, сущность и функции тактического планирования
Практическая часть
1. Общая характеристика организации
2. История создания и развития ресторана
3. Организационно-технологические аспекты деятельности ресторана Структура организации и деятельность основных структурных подразделений
4. Анализ ассортимента оказываемых услуг (выпускаемой продукции) за 4-5 периодов (месяцев, кварталов, лет)
5. Анализ себестоимости оказываемых услуг
6. Анализ конкурентной отрасли по модели М. Портера «Пять сил».
Угроза появления новых конкурентов
7. Swot-анализ Ресторана «Санкт – Петербург».
8. Характеристика основных проблем деятельности организации
9. Анализ эффективности деятельности организации
10. Анализ эффективности работы ресторана

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по менеджменту.docx

— 136.79 Кб (Скачать)

• анализ окружения, акцентирующий  внимание на параметрах организационного окружения;

• цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей  организации и путей их достижения.

Однако существует еще  один, возможно комбинирующих два предыдущих – деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии. Так, например, Г. Джонсон и К. Скулз выделяют следующую последовательность действий: анализ текущего положения организации в конкурентной среде; выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации; имплементация — процесс реализации, осуществления выбранной стратегии.

Вернемся, однако, к началу, а именно, к той точке зрения, что утверждает наличие трех видов  планирования: оперативное, стратегическое и долгосрочное. Несомненно, что  многие авторы согласны с данной точкой зрения, но существуют и другие. Так Гольдштейн выделяет: общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы), стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала), тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.), оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период). А И. Ф. Симонова и Н.М. Зазовская рассматривают: оперативное и стратегическое планирование.

Очевидно, что следует  самостоятельно определить и само понятие "стратегии". Специалисты высказывают  два противоположных взгляда  на понимание стратегии. Первый базируется на следующем: стратегия - это конкретный долгосрочный план достижения конкретной долгосрочной цели. А выработка стратегии - это нахождение цели и составление  долгосрочного плана. При втором понимании стратегии, которое и  используется в стратегическом управлении, стратегия рассматривается как  долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Если цели организации определяют то, к чему она стремится, что хочет получить в результате своей деятельности, то стратегия дает ответ на вопрос, каким способом, с помощью каких действий организация сумеет достичь своей цели в условиях изменяющегося в конкурентного окружения. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении организации, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как долгосрочную задачу, касающуюся поведения в среде, решение которой должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей. Поскольку стратегическое планирование служит плацдармом для любого другого планирования в рамках фирмы, определим стратегическое планирование следующим образом. Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы и ее потенциальными возможностями. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста. Программа реализации стратегии является критическим процессом, так как именно она в случае успешного осуществления приводит к достижению поставленных целей.

Тактика же есть, в этой связи, четко фиксированные в своей  последовательности способы поведения, ориентированные на достижение конкретных целей, являющихся звеньями реализации стратегических целей. Таким образом, тактическое планирование – это  управленческий процесс более низкого  уровня в сравнении со стратегическим. Более детально определить различия между стратегическим и тактическим планированием позволит сравнительный анализ, представленный далее.

 

3. Теоретическая часть

Термин «стратегия» в переводе с греческого означает « stratos» - войско и  « ago» - веду. Это понятие многогранное. В качестве его важнейших характеристик можно привести следующие определения, которые вполне отвечают сущности понятия:

- средство достижения  конечного результата;

- объединение всех частей  организации в единое целое;

- охват всех основных  аспектов деятельности фирмы;

- обеспечение совместимости  всех планов фирмы;

- план действий;

- прикрытие, т. е. рассматривается  как действия, нацеленные на победу  в конкурентной борьбе;

- порядок действий, т.  е. план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;

- позиция в окружающей  среде, что означает связь со  своим окружением;

- перспектива, т. е.  видение того состояния, к которому  надо стремиться;

- результат анализа сильных  и слабых сторон организации  работы в фирме и определение  возможностей и препятствий ее  развития;

- заранее подготовленная  реакция фирмы на изменения  внешней среды.

Разрабатывая стратегию  развития фирмы, необходимо добиваться, чтобы она отвечала ряду требований:

- содержала ясные цели, достижение которых является  решающим для общего исхода  дела;

- было обозначено скоординированное  руководство;

- поддерживала прогрессивную  инициативу;

- главные усилия должны  быть сконцентрированы в нужное  время и в нужном месте;

- обеспечивала гарантированные  ресурсы;

- предусматривала гибкость  поведения в тактических действиях  для использования минимума ресурсов  при достижении максимума результата.

Стратегия не может быть простым определением желаемых целей  и удобных способов их претворения. Принять желаемое за действительное - еще не значит разработать стратегию. Стратегия должна исходить не из мечтаний, а из реальных возможностей фирмы. Поэтому стратегия - это, прежде всего, реакция фирмы на объективные внешние и внутренние обстоятельства ее деятельности. Процесс обоснования стратегии развития обусловлен результатами изучения внешней и внутренней среды хозяйствования, прежде всего выявления потребностей рынка и определения возможностей фирмы в их удовлетворении.

Стратегическое планирование - это документальное подтверждение выбранной стратегии развития фирмы.

Стратегическое планирование представляет собой, во-первых, процесс  моделирования будущего, применительно  к которому должны быть определены цели и сформулирована концепция  долговременного развития. Во-вторых, это управленческий процесс создания и поддержания стратегического  соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и  шансами на перспективу. Наконец, в-третьих, стратегическое планирование - это адаптивный процесс, в результате которого происходят: а) регулярные (ежегодные) корректировки решений, оформленных в виде планов; б) пересмотр системы мер по выполнению этих планов на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений в деятельности фирмы.   Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения.

1. Распределение ресурсов. Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

2. Адаптация к внешней среде. Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы).    Задача данной функции - приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее, т.е. спланированы.

3. Координация и регулирование. Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

4. Организационные изменения. Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения.

1. Определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

2. Анализ и оценка внешней и внутренней среды. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Одной из ключевых ролей  любого управления является поддержание  баланса во взаимодействии организации  со средой. Каждая организация вовлечена  в три процесса:

* получение ресурсов из  внешней среды (вход);

* превращение ресурсов  в продукт (преобразование);

* передача продукта во  внешнюю среду (выход). Управление  призвано обеспечивать баланс  входа и выхода. Как только  в организации нарушается этот  баланс, она встает на путь  умирания. Современный рынок резко  усилил значение процесса выхода  в поддержании этого баланса.  Это как раз и находит отражение  в том, что в структуре стратегического  управления первым блоком является  блок анализа среды.

Анализ среды  предполагает изучение трех ее составляющих:

* макроокружения;

* непосредственного окружения;

* внутренней среды организации.

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут  ее ждать, если она не сумеет вовремя  отвратить негативные выпады, которые  может преподнести ей окружение.  Анализ макроокружения включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружение  анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды  вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать фирма  в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше  уяснить цели организации, более  верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования  своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п.

Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениям:

* производство;

* организация управления;

* финансы и учеты;

* маркетинг;

* технологии;

* организационная структура.

Подходы к стратегическому  анализу:

метод цепочки ценностей;

анализ профиля и среды;

SWOT-анализ - метод взаимного  изучения факторов внутренней  и внешней среды в процессе  стратегического анализа, который  позволяет оценить взаимное влияние  и взаимосвязь внешних и внутренних  факторов. SWOT-анализ - выявление и  оценка внутренних слабых и  сильных сторон, а также угроз  и возможностей со стороны  внешней среды. Как сильные,  так и слабые стороны компании  могут иметь различное значение. Одни слабые стороны

способны оказать фатальное  воздействие на организацию, другие же серьезно не повлияют на фирму, либо могут быть легко устранены. Результатом SWOT - анализа должно быть преобладание сильных сторон над слабыми.

3. Выработка стратегий. Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль. Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Ограниченного роста придерживаются большинство организации в развитых странах. Для него характерно установление целей от достигнутого, скорректированных объединений фирм в никак не связанных отраслях. Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения. В ней уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и переориентации операций. В этом случае возможны несколько вариантов:

Информация о работе Стратегического и тактического планирования