Стратегического и тактического планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 15:57, курсовая работа

Описание работы

В условиях современной экономики ни у кого уже не вызывает сомнения, что грамотное и продуманное стратегическое управление является важнейшим и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия - это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Разрабатывая стратегию действий, фирма определяет общие направления деятельности. Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции. Методы планирования, начиная с 70-х годов, обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Понятие стратегического и тактического планирования в менеджменте
Теоретическая часть
Понятие, сущность и функции тактического планирования
Практическая часть
1. Общая характеристика организации
2. История создания и развития ресторана
3. Организационно-технологические аспекты деятельности ресторана Структура организации и деятельность основных структурных подразделений
4. Анализ ассортимента оказываемых услуг (выпускаемой продукции) за 4-5 периодов (месяцев, кварталов, лет)
5. Анализ себестоимости оказываемых услуг
6. Анализ конкурентной отрасли по модели М. Портера «Пять сил».
Угроза появления новых конкурентов
7. Swot-анализ Ресторана «Санкт – Петербург».
8. Характеристика основных проблем деятельности организации
9. Анализ эффективности деятельности организации
10. Анализ эффективности работы ресторана

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по менеджменту.docx

— 136.79 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию


 

Санкт-Петербургский  государственный университет          сервиса и экономики

 


 

                                         

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 ПО ДИСЦИПЛИНЕ

                          МЕНЕДЖМЕНТ В ТУРИЗМЕ И ГОСТЕВОМ  СЕРВИСЕ

ТЕМА: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ТАКТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

 

                                              Подготовила: Студентка 5 курса

                                              заочного отделения   ИТИМЭО

                                              Гицина Е.Ю.

                                             Проверил: профессор, кан.н.           

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Санкт-Петербург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ                 

  1. Введение
  2. Понятие стратегического и тактического планирования в менеджменте
  3. Теоретическая часть
  4. Понятие, сущность и функции тактического планирования
  5. Практическая часть
  6. 1. Общая характеристика организации
  7. 2. История создания и развития ресторана
  8. 3. Организационно-технологические аспекты деятельности ресторана Структура организации и деятельность основных структурных подразделений
  9. 4. Анализ ассортимента оказываемых услуг (выпускаемой продукции) за 4-5 периодов (месяцев, кварталов, лет)  
  10. 5. Анализ себестоимости оказываемых услуг
  11. 6. Анализ конкурентной отрасли по модели М. Портера «Пять сил».

  Угроза появления новых конкурентов

  1. 7. Swot-анализ Ресторана «Санкт – Петербург».
  2. 8. Характеристика основных проблем деятельности организации
  3. 9. Анализ эффективности деятельности организации
  4. 10. Анализ эффективности работы ресторана    
  5. Список литературы                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

В условиях современной экономики  ни у кого уже не вызывает сомнения, что грамотное и продуманное  стратегическое управление является важнейшим  и основополагающим условием успеха любого предприятия. В общем смысле стратегия - это обобщающая модель длительных действий, необходимых фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Разрабатывая стратегию действий, фирма определяет общие направления деятельности. Хорошо продуманное стратегическое видение готовит компанию к будущему, устанавливает досрочные направления развития и определяет намерение компании занять конкретные деловые позиции. Методы планирования, начиная с 70-х годов, обогащаются и совершенствуются ускоряющимися темпами. Особую роль в этом играют два фактора. Первый - это экономические кризисы последней четверти ХХ века. Они вынудили экономистов и менеджеров разных стран изыскивать новые адекватные методы управления. Второй фактор связан с быстрым распространением информационных технологий и компьютерной техники. Эти средства сделали общедоступными анализ перспектив развития предприятия и их прогнозирование. Создание информационных систем на предприятиях позволили автоматизировать, упростить и ускорить выполнение огромного числа функций планирования и контроля.

Отказ от неэффективной командно-административной системы был воспринят многими  руководителями и специалистами  как возможность отказаться от планирования вовсе. Однако такой подход губителен, результаты его, как правило, плачевны. Недооценка планирования - одна из причин разорения и банкротства предприятия.

На протяжении последних  лет многие экономисты ломали копья  в спорах по проблеме сочетания плана  и рынка. Когда рыночные отношения  стали реальностью, пришло понимание  того, что план и рынок - это отнюдь не антиподы, а взаимодополняющие  элементы экономической системы как на макро, так и на микроуровнях управления. Управление производственно-хозяйственным развитием предприятия в условиях рынка без сбалансированных планов себя не оправдывает.

Однако построение системы  планирования на предприятии, отвечающей современным требованиям, - достаточно сложный процесс. Для этого необходимы соответствующие ресурсы, а работники  предприятия должны обладать определенными  навыками и уменьем, так как требуется  решать ряд сложных методологических и организационно-технических проблем, связанных с кардинальной перестройкой всех элементов внутрифирменного планирования.

Особое внимание в данной работе уделено стратегическому  и тактическому планированию - одним  из функций управления, которые представляют собой процесс выбора целей организации  и путей их достижения. Существуют принципиальные различия между стратегическим и тактическим планированием. Так, основным вопросом стратегического планирования является - чего хочет добиться фирма. А тактическое планирование, имеющее дело с конкретными решениями, определяет, как должны быть распределены ресурсы фирмы для достижения стратегических целей. Тактическое планирование основывается на конкретной информации, и его решения легче оцениваются в конкретных цифрах, они менее подвержены риску, поскольку касаются в основном внутренних проблем. Соответственно, выполнение показателей тактического плана лучше отслеживается.

Несмотря на различия, наблюдается  тесная взаимосвязь между стратегическим и тактическим планированием. Она  связана, прежде всего, с тем, что  второе представляет собой составную  часть, последующий этап первого.

 

2. Понятие стратегического и тактического планирования в менеджменте

 О проблеме дефиниций многие авторы полагают правильным упоминать лишь вскользь, давая, что называется, общее представление о том, как следует трактовать конкретные понятия. Вероятно, по этой причине сегодня нет единого подхода к тому, что, казалось бы, не должно вызывать споры – понятиям о стратегии и тактике, а, следовательно, и определению тактического и стратегического планирования.

Так, один из наиболее известных ученых в этой области  г-н Зуб А.Т. пишет1: «…стратегический менеджмент есть процесс планирования, определения и осуществления деятельности организации в долговременной перспективе…», далее по тексту: «отметим, что его возникновение как самостоятельной научной дисциплины также было связано с новыми условиями деятельности корпораций, прежде всего в США, сложившимися к началу 1960-х годов. Эти условия определялись, во-первых, технологическими взрывами, вызванными научно-технической революцией, требующими прогнозирования новых производственно-технологических прорывов, возможных в будущем; во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции; в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса. Корпорации уже не могли ограничиваться в своей деятельности оперативным планированием и функциональным менеджментом. Возникла необходимость в долгосрочном планировании и управлении, нацеленном на будущее. Она была реализована в стратегическом менеджменте.

Становление стратегического  менеджмента как самостоятельной  области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа:

1. Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно  разрабатывались и совершенствовались  уже в первой четверти XX в. Значительный  вклад в их развитие внесла  школа научного менеджмента. ... Основная  посылка бюджетирования и контроля  — представление о стабильной  среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие  условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень  доступности ресурсов, уровень квалификации  персонала и т.п.) в будущем  существенно не изменятся. Перемена  начальных условий рассматривается  как препятствие, преодолимое  на основе прошлого опыта. Бюджетирование  и контроль по-прежнему являются  важнейшими методами управления, однако в настоящее время более  точно определена область их  успешного применения — это,  так называемые, «жесткие» проблемы, которые характеризуются определенностью  задач, средств для их решения, необходимого количества ресурсов; применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками.

2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в  1950-е годы. Он основывается на  выявлении текущих изменений  определенных экономических показателей  деятельности организации и экстраполяции  выявленных тенденций (или трендов)  в будущее. Этот подход оказался  наиболее полезным для планирования  использования ресурсов в долгосрочной  перспективе с учетом, как потенциального  роста компании, так и запланированного  сокращения производства того  или иного вида продукции или  услуг.

3. Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике  бизнеса начинается с конца  1960-х — начала 1970-х годов. Этот  подход основывается на выявлении  трендов не только экономического  развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности, предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения.

4. Стратегический менеджмент  подобно стратегическому планированию  основывается на изучении изменений  во внешней среде организации.  Однако этот подход не сводится  к восприятию окружения как  фактора, ограничивающего процесс  организационного планирования, но  предполагает установление ясно  определенных целей и разработку  путей их достижения на основе  использования сильных сторон  организации и благоприятных  возможностей среды, а также  компенсации слабых сторон и  методов избежания угроз…»2

Таким образом, очевидно, что  А.Т. Зуб рассматривает стратегический менеджмент, как понятие более  общего толка и стремится показать, что планирование является лишь его  составной частью, выделяя при  этом, что существует оперативное, стратегическое и долгосрочное планирование. Очевидно, однако, что разница между двумя  последними заключается лишь в том, что долгосрочное основывается на выявлении  трендов экономического развития корпорации, а стратегическое включает также  процесс анализа среды ее существования.

Такая классификация –  деление на оперативное, стратегическое и долгосрочное планирование, в целом, соответствует общей точке зрения на этот вопрос, принятой в науке.

В то же время понятие  «стратегический менеджмент» может  быть соотнесено с самим понятием «планирования», которое в «Словаре по экономике и финансам» определяется так: «Планирование - вид управленческой деятельности, связанный с определением целей управляемой системы; c поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей; и c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей; результатом планирования является план..» и формулирует стадии этого процесса как: «анализ состояния системы и определение ее возможностей; определение цели системы и способов ее достижения; доведение планов до всех (ответственных) исполнителей; выбор методов оперативного контроля.

В том же ключе следует  понимать синонимичную связь понятий  «стратегическое управление» и  «стратегическое планирование», которое  О.С. Виханский в своем определении формулирует так: «Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе».

Уже сопоставив эти трактовки, следует заметить, что в них  стратегическое планирование ассоциируется  с долговременным, в отличии, судя по всему, от тактического.

На это же указывает  и определение, данное в «Словаре по экономике и финансам»: «Стратегическое  планирование - управленческий процесс  создания и поддержания стратегического  соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями  и ситуацией на рынке, а также  прогнозирование финансовой деятельности предприятия на длительный период».

Углубляясь в трактовки  стратегического планирования можно  привести еще ряд примеров3: А. Роув: «процесс принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой»; Д. Шендел рассматривает его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям»; У. Глук и Л. Джаух — это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей»; А. Томпсон и А. Стрикленд: «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей»; Дж. Пирс и Р. Робертсон «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации». Данные подходы можно охарактеризовать в качестве двух основных направлений:

Информация о работе Стратегического и тактического планирования