Стратегическое управление персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание работы

Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты стратегии управления персоналом;
- проанализировать и дать оценку стратегии управления персоналом на примере ООО «Спецстроймастер»;
- разработать мероприятия по совершенствованию стратегии управления персоналом.
Объект исследования: предприятие ООО «Спецстроймастер».

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты стратегии управления персоналом………………5
1.1. Стратегическое управление организацией………………………………..5
1.2. Кадровая политика организации – основа формирования
стратегии управления персоналом……………………………………………..7
1.3 Классификация стратегии управления персоналом………………………10
1.4 Выбор и реализация стратегии управления персоналом…………………15
2. Анализ и оценка стратегии управления персоналом на примере
ООО УК «Спецстроймастер»…………………………………………………. 18
2.1 История развития и краткая характеристика организации………………18
2.2 Анализ организационной структуры и структуры управления………….20
2.3 Статистика качественных и количественных показателей персонала…. 23
2.4 Особенности системы управления персоналом…………………………..26
3. Мероприятия по совершенствованию системы управления
персоналом в ООО УК «Спецстроймастер»………………………………… 29
Заключение…………………………………………………………………… 35
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 95.16 Кб (Скачать)

    Главной целью службы управления персоналом является обеспечение организации  кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие, причем кадрами, способными эффективно решать задачи в организации в  рыночных условиях. Новая кадровая политика предполагает перестройку  работы службы управления персоналом организации.

    Служба  управления персоналом организации  должна разрабатывать и реализовывать  следующие мероприятия:

    - разработать кадровую политику, концепцию управления персоналом  и план реформирования кадровой  службы;

    - обновить положения о подразделениях  кадровой службы;

    - введение новых методов подбора,  отбора и оценки персонала;

    - внедрение системы планирования  деловой карьеры и служебно-профессионального  продвижения, ротации кадров;

    - разработка новой системы стимулирования  и трудовой мотивации;

     - разработка мер по управлению  трудовой дисциплины;

    - компьютеризация работы служб управления персоналом;

      Разработка системы разрешения  конфликтов в коллективе и др.

    Для реализации этих мероприятий и поддержания  эффективной работы в дальнейшем необходимо усовершенствовать организационную  структуру самой службы управления персоналом организации. Она должна иметь в своем составе подразделения, имеющие целью осуществление всех возложенных на нее функций. 
 

     1.3 Классификация стратегии управления персоналом 

     Следует помнить, что стратегия управления персоналом теснейшим образом связана  с общей стратегией организации. В свою очередь, стратегия организации изменяется в зависимости от этапа жизненного цикла, который преодолевает фирма. Выделяют 4 таких этапа: 1) рождение; 2) рост; 3) зрелость; 4) упадок. Им соответствуют стратегии: предпринимательская, динамического роста, прибыльности, ликвидационная. (6)

     1. Предпринимательская стратегия нацелена на поиск: товара, который сможет найти свой рынок, источников инвестиций, способов привлечения средств, нового персонала. Главная задача фирмы – закрепиться на рынке. Наиболее востребованные направления и мероприятия стратегии управления персоналом:

     – разработка общих принципов стратегии. Определяются цели стратегии управления персоналом, создается план кадровых мероприятий. Формируется кадровая служба (организационная структура, набор состава сотрудников). Организуется кадровое делопроизводство;

     – планирование потребности в персонале. Разрабатывается организационно-штатная структура, штатное расписание, должностные инструкции, система стимулирования труда. Формируются критерии отбора кандидатов на замещение должностей;

     – привлечение, отбор и оценка персонала. Выбираются наименее затратные источники привлечения персонала.

     2. Стратегия динамического роста реализуется в условиях, когда организация растет, появляются все новые и новые клиенты, и поэтому стратегия ориентирована на расширение и создание имиджа фирмы. (13)

     Самые важные направления стратегии:

  • привлечение, отбор и оценка персонала. Ведется активная работа по привлечению профессионалов. Используются возможности кадровых агентств;
  • адаптация персонала. Все принятые работники должны быстро и с минимальными затратами воспринять корпоративную культуру. Корпоративная культура – сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации;
  • стимулирование персонала и система продвижения по службе. Активно ведется разработка и переработка положения о премировании в зависимости от вклада и выслуги лет. Проводятся внутрифирменные программы обучения.

     3. Стратегия прибыльности нацелена на получение максимально возможной отдачи от уже занятой предприятием ниши рынка. Главные для данного этапа направления стратегии управления персоналом:

     – повышение квалификации персонала и его переподготовка. Для выявления резервов использования кадров регулярно проводятся оценочные процедуры – аттестация персонала и рабочих мест. Продолжается обучение персонала как собственными силами, так и с привлечением внешних источников информации;

     – стимулирование персонала и система продвижения по службе. Ведется разработка карьерных планов конкретных работников, формирование кадрового резерва фирмы. Увеличивается объем стимулирующих выплат;

     – управление затратами на персонал. Пересматриваются и улучшаются системы распределения работы. Затраты на персонал перераспределяются, минимизируются расходы на привлечение персонала и повышаются – на поощрение уже имеющихся работников. Цель – при стабильном объеме расходов на кадры достичь максимально возможной заинтересованности персонала в работе и производительности труда.

     4. Ликвидационная стратегия реализуется на стадии спада в организации – уходят клиенты, уменьшаются объемы производства, сокращаются до минимума все затраты фирмы. Таким образом, стратегия ориентирована на экономию и резкие изменения, способные снова укрепить организацию. Основные направления и мероприятия стратегии управления персоналом:

     – управление затратами на персонал. Производится сокращение издержек, в первую очередь за счет дополнительных выплат социального характера. Создаются нормативные документы по кадровому аспекту ликвидации предприятия;

     – планирование потребности предприятия в персонале с учетом существующего кадрового состава. Проводится оптимизация численности работников. Каждый сотрудник рассматривается с точки зрения его необходимости для организации. Для ценных сотрудников создается индивидуальная стратегия мотивации;

     – высвобождение работников организации. Установление контактов с фирмами по трудоустройству. Консультирование персонала по вопросам профессиональной ориентации, программам обучения и трудоустройства. Использование схем частичной занятости;

     – адаптация персонала к новым условиям. Проводится работа по разрешению конфликтов, особенно обостряющихся в этот период, оказывается психологическая помощь сотрудникам.

     Также существует еще несколько классификаций  стратегий управления персоналом по определенным критериям.

     По  способу реагирования на изменения  среды:

  • внутренняя стратегия – система управления персоналом реагирует приспособлением к изменениям организации и среды;
  • внешняя – система управления персоналом пытается изменить среду так, чтобы она лучше соответствовала возможностям системы и организации в целом.

     В зависимости от условий внешней  среды:

  • определяемая динамизмом внешней среды и стратегиями конкурентов;
  • определяемая изменениями в технологии, организационной структуре предприятия;
  • определяемая финансово-экономическим состоянием предприятия (ситуация банкротства);
  • определяемая уровнем рыночных отношений во внутрифирменных и внешних связях предприятия (стратегия маркетинга персонала).

     В зависимости от базы стратегии:

  • стратегия, базирующаяся на ресурсах, которыми располагает компания;
  • стратегия, базирующаяся на условиях, в которых функционирует компания;
  • стратегия, движимая амбициями.

     В зависимости от механизма разработки и формализации:

  • интуитивная (низкая степень формализации процесса, единоличный стиль управления);
  • авторитарная (высокая степень формализации процесса, единоличный стиль управления);
  • классическая (высокая степень формализации процесса, партисипативный стиль управления);
  • спонтанная (низкая степень формализации процесса, партисипативный стиль управления).

     В зависимости от целей и средств:

  • стратегия инвестирования – большая гибкость и приспособляемость работников, возлагаемые функции широки и четко не сформулированы; инициативность сотрудников ограничена высоким уровнем директивного контроля и широко распространенной системой отчетности;
  • стратегия стимулирования – поддержание минимального количества персонала с четко регламентированными узкими полномочиями, жесткая зависимость между прилагаемыми усилиями к работе и уровнем оплаты;
  • стратегия вовлеченности – значительная доля высококвалифицированных сотрудников, постоянное развитие и стимулирование творчества и инициативы, работа в командах на основе самоконтроля, высокая преданность сотрудников организации.

     В зависимости от ориентиров корпоративной  стратегии:

  • инновационная – характеризуется наличием у персонала склонности к инновациям и возможностью реализации нововведений во всех сферах деятельности организации;
  • стратегия, ориентированная на улучшение качества – предполагает активное вовлечение персонала в решение этих проблем, например, посредством организации «кружков качества»;
  • стратегия сокращения издержек производства – направлена на оптимизацию численности персонала, предполагает поощрение экономии издержек производства.

     В зависимости от объекта:

  • децентрализованная – учитывающая специфику условий деятельности крупных многопрофильных фирм, подразделения которых функционируют в различных природно-климатических, экономических условиях;
  • централизованная – для небольших, узкоспециализированных организаций с однородным составом персонала. [14]
 
 
 

     1.4 Выбор и реализация стратегии управления персоналом 

     Рассмотрев  основные виды стратегий управления персоналом, сформулируем основные факторы, определяющие выбор конкретного  ее вида. К ним можно отнести:

  • стратегия управления организацией;
  • существующая организационная структура;
  • статус организации;
  • численный состав работающих;
  • период, на который составляется прогноз;
  • уровень квалификации руководителей организации в целом и служб управления персоналом. [14]

     Реализация  стратегии управления персоналом является важной стадией процесса стратегического  управления. Для ее успешного протекания руководство организации должно следовать следующим правилам:

     – цели, стратегии, задачи по управлению персоналом должны быть тщательно и своевременно доведены до всех работников организации с тем, чтобы добиться с их стороны не только понимания того, что делает организация и служба управления персоналом, но и неформального вовлечения в процесс выполнения стратегий, в частности выработки у сотрудников обязательств пред организацией по реализации стратегии;

     – общее руководство организации и руководители службы управления персоналом должны не только своевременно обеспечить поступление всех необходимых для реализации ресурсов (материальных, оргтехники, оборудования, финансовых и др.), но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок по состоянию и развитию трудового потенциала и фиксировать достижение каждой цели.

     Целью процесса реализации стратегии является обеспечение скоординированной  разработки и реализации стратегических планов структурных подразделений  организации в целом и системы  управления персоналом.

     В ходе выполнения стратегии решаются 3 задачи:

     Во-первых, устанавливается приоритетность среди  административных задач (задач общего руководства), с тем, чтобы их относительная  значимость соответствовала той  стратегии управления персоналом, которую  будет реализовывать организация  и система стратегического управления персоналом.

     Во-вторых, устанавливается соответствие между  выбранной стратегией управления персоналом и внутриорганизационными процессами, процессами внутри самой системы  управления персоналом. С тем, чтобы  деятельность организации была сориентирована на осуществление выбранной стратегии.

Информация о работе Стратегическое управление персоналом