Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа
Актуальность стратегического управления состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.
Цель данной курсовой работы – осветить теоретические аспекты стратегического управления, раскрыть методы анализа внутренней и внешней среды в стратегическом управлении, а также проанализировать как осуществляется выбор и выполнение стратегии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ……………………………………………………………………………………...4
1.1. Сущность стратегического управления и его составные элементы………4
1.2. Миссия и цели как главные составляющие стратегического управления..8
1.3. Проблемы стратегического управления…………………………………...13
2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАКРО И МИКРО ОКРУЖЕНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ…………………………………………16
2.1 SWOT-анализ.………………………………………………………………..16
2.2. SPACE- метод……………………………………………………………….20
2.3. Матрица BCG ……….....................................................................................22
2.4. Матрица Ансоффа…………………………………………………………..25
3. ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ…………………….....................28
3.1. Выбор стратегии………………………………………………...................28
3.2. Выполнение стратегии……………………………………………………...30
3.3 Оценка и контроль выполнения стратегии………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...36
Определение относительного долевого участия на рынке по признаку «высокое – низкое» обусловлено сравнением с 1 его величины, рассчитываемой на основании статистических данных об объеме продаж или обороте данного предприятия в сопоставлении с количественными или стоимостными показателями самого сильного конкурента.
Рыночная позиция стратегических единиц бизнеса исследуемого предприятия характеризуется положением их в матрице BCG. Графически данные единицы отображаются в виде окружностей, диаметр которых тем больше, чем значительнее долевое участие их оборота в обороте исследуемого предприятия.
Ясная
и прозрачная структура матрицы
BCG способствовала ее широкому распространению
в качестве инструмента принятия решений
по формулированию сбалансированного
бизнес-портфеля предприятия. Благодаря
матрице упростился анализ положения
отдельных стратегических единиц бизнеса
и потоков наличности, она служит источником
информации для построения стратегии
предприятия.
2.4.
Матрица Ансоффа
Матрица
Ансоффа характеризует
Рис.2.4. Матрица Ансоффа
Источник: [3, с. 117]
Каждое
из четырех полей матрицы
Поле I показывает направленность стратегии предприятия на уже имеющиеся продукты и рынки. Цель данной стратегии – стабилизация или расширение рынка, что отвечает условиям развивающегося или ненасыщенного рынка. Возможные пути достижения целей: а)увеличение потребления (через снижение цен, ухудшение качества продукции); б)привлечение покупателей конкурирующих продуктов (через рекламу, снижение цен). Данные стратегии получили название «сокращение расходов», или «обработка рынка». Они предполагают активизацию маркетинговых усилий.
Поле II включает стратегии, направленные на развитие рынка. Они предусматривают выход на новые рынки с уже выпускающимся товаром. Возможные пути достижения цели : а) сбыт на новых региональных, национальных или интернациональных рынках; б)открытие новых областей использования старого продукта, внедрение на новые сегменты рынка.
Поле III предназначено для стратегий, связанных с разработкой новых продуктов (инноваций) для реализации на старых рынках. Эти стратегии применяются предприятиями, имеющими сильные проектные службы.
Поле IV объединяет стратегии диверсификации, цель которых – изменять направления и сферы деятельности. В результате в производственную программу включаются изделия, не имеющие прямого сходства с ранее выпускавшимися. Предприятия приступают к изготовлению новых продуктов и выходят с ними на новые рынки, рассчитывая покинуть стагнирующие рынки данной отрасли и проникнуть в отрасли с высокой нормой прибыли. Они стремятся снизить риски и получить финансовые выгоды. Основная опасность стратегий диверсификации кроется в возможности распыления сил, поэтому их могут себе позволить только крупные предприятия, обладающие большим потенциалом.
Рассмотренные альтернативные стратегии неравноценны с точки зрения связанных с ними расходов и величины риска. Существенным недостатком подхода, ориентированного на генерирование альтернативных стратегий, является его зависимость от состояния двух (хотя и значимых) элементов: рынка и продукта. Другие важные элементы (например, технологии, положение предприятия в отрасли) не учитываются.
3.
ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИЯ
СТРАТЕГИИ
3.1
Выбор стратегии
Выбор
стратегии – центральный момент
стратегического управления. Предшествующие
этапы стратегического
Процесс стратегического выбора состоит из стадий разработки, доводки и анализа (оценки) стратегии. На практике эти стадии трудно разделять, так как они представляют собой различные уровни единого аналитического процесса. Однако по содержанию, методическому и информационному обеспечению эти виды управленческой деятельности имеют свои существенные особенности, которые нельзя игнорировать и целесообразно рассматривать по отдельности.
На
первой стадии (разработка стратегических
альтернатив) создаются стратегии,
позволяющие достичь
На
второй стадии (доводка стратегии) стратегии
во всем их многообразии дорабатываются
с учётом развития ситуации во внешней
среде и изменений внутренней
среды организации. В результате
формируется общая стратегия, которая
затем наполняется конкретным содержанием,
а по отдельным функциональным зонам
организации разрабатываются
На
третьей стадии (анализ/оценка стратегии)
анализируются альтернативы в рамках
выбранной стратегии
Многофакторность
выбора стратегии во многом предопределяет
необходимость разработки нескольких
стратегических альтернатив, из которых
и осуществляется окончательный
выбор. Стратегические альтернативы –
это набор различных частных
стратегий, позволяющих достичь
стратегических целей организации
во всем их многообразии в рамках выбранной
базовой стратегии и
На
выбор стратегии оказывают
3.2
Выполнение стратегии
Выполнение стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирму к достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведён анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется и потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.
Выполнение стратегии направлено на решение следующих трёх задач: 1)установление приоритетности среди административных задач с тем, чтобы их относительная значимость соответствовала той стратегии, которую будет реализовывать организация; 2)установление соответствия между выбранной стратегией и внутриорганизационными процессами с тем, чтобы сориентировать деятельность организации на осуществление выбранной стратегии. 3)выбор и приведение в соответствие с осуществляемой стратегией стиля лидерства и подхода к управлению организацией.[2, с. 253]
Все три задачи решаются посредством изменения. Поэтому именно изменение является сердцевиной выполнения стратегии. И именно поэтому изменение, которое проводится в процессе выполнения стратегии, называется стратегическим.
Проведение
стратегических изменений в организации
является очень сложной задачей.
Трудности решения этой задачи в
первую очередь связаны с тем,
что всякое изменение встречает
сопротивление, которое иногда может
быть столь сильным, что его не
удаётся преодолеть тем, кто проводит
изменения. Носителями сопротивления
так же, как и носителями изменений, являются
люди. В принципе люди не боятся изменений,
они боятся быть изменёнными. Люди боятся
того, что изменений в организации затронут
их работу, их положение в организации,
т.е. сложившийся статус-кво. Поэтому они
стремятся помешать изменениям с тем,
чтобы не попасть в новую, не совсем ясную
для них ситуацию, в которой им придётся
многое делать не так, как они уже привыкли
делать, и заниматься не тем, чем они занимались
ранее. Уменьшению сопротивления изменениям
принадлежит ключевая роль в осуществлении
изменения.
3.3
Оценка и контроль выполнения стратегии
Оценка и контроль выполнения стратегии является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации.
Процесс стратегического контроля включает следующие основные этапы: