Стратегическое управление конкретной фирмы : сущность, составляющие и связь между ними, проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность стратегического управления состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.
Цель данной курсовой работы – осветить теоретические аспекты стратегического управления, раскрыть методы анализа внутренней и внешней среды в стратегическом управлении, а также проанализировать как осуществляется выбор и выполнение стратегии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ……………………………………………………………………………………...4
1.1. Сущность стратегического управления и его составные элементы………4
1.2. Миссия и цели как главные составляющие стратегического управления..8
1.3. Проблемы стратегического управления…………………………………...13
2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАКРО И МИКРО ОКРУЖЕНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ…………………………………………16
2.1 SWOT-анализ.………………………………………………………………..16
2.2. SPACE- метод……………………………………………………………….20
2.3. Матрица BCG ……….....................................................................................22
2.4. Матрица Ансоффа…………………………………………………………..25
3. ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ…………………….....................28
3.1. Выбор стратегии………………………………………………...................28
3.2. Выполнение стратегии……………………………………………………...30
3.3 Оценка и контроль выполнения стратегии………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...36

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 444.88 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра менеджмента 
 
 
 
 

Курсовая  работа по предмету «Управление организацией» 
 
 

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ  УПРАВЛЕНИЕ КОНКРЕТНОЙ ФИРМЫ: СУЩНОСТЬ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ И СВЯЗЬ МЕЖДУ НИМИ, ПРОБЛЕМЫ 
 
 
 
 
 
 
 

Специальность «Менеджмент» 
 

Автор работы

Студентка 3 курса 5 группы Д.В.Мулевич 
 

Руководитель

Преподаватель, м.э.н. Н.Ф.Сервич  
 
 
 
 
 
 
 

Гродно 2010 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ……………………………………………………………………………………...4

1.1. Сущность стратегического управления и его составные элементы………4

1.2. Миссия и цели как главные составляющие стратегического управления..8

1.3. Проблемы стратегического управления…………………………………...13

2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАКРО И МИКРО ОКРУЖЕНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ…………………………………………16

2.1 SWOT-анализ.………………………………………………………………..16

2.2. SPACE- метод……………………………………………………………….20

2.3. Матрица BCG ……….....................................................................................22

2.4. Матрица Ансоффа…………………………………………………………..25

3.  ВЫБОР  И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ…………………….....................28

3.1. Выбор стратегии………………………………………………...................28

3.2. Выполнение стратегии……………………………………………………...30

3.3 Оценка  и контроль выполнения стратегии………………………………...32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………...34

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...36 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Характерная черта современного  менеджмента организации – это  усиление внимания к стратегическим  аспектам управления, связанным  с решением проблемы постоянного  развития организации в соответствии  с динамично меняющимися условиями  внешнего окружения.

       Актуальность стратегического управления  состоит в том, что никакая  организация не может успешно  выживать в конкурентной среде,  если она не имеет четко  определенных ориентиров, направлений,  которые задают то, к чему она  стремится, чего она хочет добиться  в своей деятельности.

    Цель  данной курсовой работы – осветить теоретические аспекты стратегического  управления, раскрыть методы анализа  внутренней и внешней среды в  стратегическом управлении, а также  проанализировать как осуществляется выбор и выполнение стратегии.

      Первая глава работы посвящена  теоретическим основам и проблемам стратегического управления. Вторая глава содержит подробный обзор и анализ методов стратегического управления. Третья глава посвящена проблеме выбора и выполнения стратегии.

    При написании курсовой работы была использована экономическая учебная литература белорусских авторов.  Практическую значимость оказали учебники таких  авторов как: А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин, О.С. Виханский, А.Г, Поршнев, З.П.Румянцева, Н.А. Саломатин. А также была использована  зарубежная литература таких авторов: Ф. Аналоуи, А.Карами.   

1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  СТРАТЕГИЧЕСКОГО  УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Сущность стратегического управления и его составные элементы 

    Термин  «стратегическое управление» был  введен в обиход на стыке 60 – 70-х  гг. для того, чтобы отражать отличие  управления, осуществляемого на высшем уровне, от текущего управления на уровне производства. Необходимость проведения такого различия была вызвана в первую очередь изменениями в условиях осуществления бизнеса. В качестве ведущей идеи, отражающей сущность перехода к стратегическому управлению от оперативного управления, явилась  идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на окружение для того, чтобы соответствующим образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения, своевременно отвечать на вызов, брошенный внешней средой.

     Стратегическое  управление можно определить как  такое управление организацией, которое  опирается на человеческий потенциал  как основу организации, ориентирует  производственную деятельность на запросы  потребителей, осуществляет гибкое регулирование  и своевременные изменения в  организации, отвечающие вызову со стороны  окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в  совокупности позволяет организации  выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.

     Хотя  стратегическое управление является важнейшим  фактором успешного выживания в  усложняющейся конкурентной борьбе, тем не менее постоянно можно наблюдать в действиях организаций отсутствие стратегичности, что и приводит их зачастую к поражению в рыночной борьбе. Отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в следующих двух формах.

     Во-первых, организации планируют свою деятельность, исходя их того, что окружение либо не будет вообще меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. При нестратегическом управлении составляется план конкретных действий как и в настоящем, так и в будущем, априори базирующийся на том, что четко известно конечное состояние и что окружение фактически не будет меняться. Составление долгосрочных планов, в которых предписывается, что и когда делать, и поиск в исходный период решений на многие годы вперед, желание строить «на века» либо же приобретать «на долгие годы» - все это признаки нестратегического управления. Видение долгосрочной перспективы – очень важная составляющая управления. Однако это ни в коей мере не должно означать экстраполяции существующей практики и существующего состояния окружения на много лет вперед.

     В случае стратегического управления в каждый момент фиксируется, что  организация должна делать в настоящее  время, чтобы достичь желаемых целей  в будущем, исходя при этом из того, что окружение и условия жизни  организации будут изменяться, т.е. при стратегическом управлении как  бы осуществляется взгляд из будущего в настоящее. Определяются и осуществляются действия организации в настоящее  время, обеспечивающие ей определённое будущее, а не вырабатывается план или  описание того, что организация должна будет делать в будущем. При этом для стратегического управления характерно, что не только фиксируется  желаемое в будущем состояние  организации, но и это является важнейшей  задачей стратегического управления, вырабатывается способность реагировать  на изменения в окружении, позволяющие  достичь желаемых целей в будущем.

     Во-вторых, при нестратегичности управления выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе все, что организация может определить на основе анализа своих внутренних возможностей, это то, какое количество продукта она может произвести и какие издержки при этом она может осуществить. Объем производства и величина издержек не дают ответа на вопрос о том, насколько созданный фирмой продукт будет принят рынком – какое количество будет куплено и по какой цене, определит рынок.

     Важная  характеристика процесса стратегического  управления – непредубежденность лиц, принимающих участие в выработке  эффективной стратегии. Готовность и желание рассматривать новые  точки зрения, новые идеи, и новые  возможности – необходимая черта  стратегического процесса.

     Процесс стратегического управления включает в себя три стадии – стратегическое планирование, реализацию стратегии, стратегический контроль, что представлено на рис. 1.1.

       
 

       

     определен 

     Рис. 1.1. Составные элементы стратегического  управления

     Источник: [5, с. 8]

     Формирование  стратегического плана предполагает развитие мисси и видения, определение внешних возможностей и угроз, внутренних положительных и отрицательных сторон организации, установление долгосрочных целей, разработку альтернативных стратегий и выбор конкретных стратегий для применения. Для коммерческих организаций эта стадия предполагает определение того, в какой новый бизнес войдёт организация, из какого уйдёт, как распределить ресурсы, в какой части распространить диверсификацию, распространять ли свою деятельность на те или иные международные рынки, где и в каком бизнесе сформировать совместные предприятия, как избежать враждебных поглощений, а также многие другие практические вопросы, определяющие судьбу организации и её будущее.

     Стратегический  план – это последовательность укрупненных  действий для достижения поставленных целей. Стратегическое планирование определяет основные цели и направления действий организации, обеспечивает достижение выбранных целей путём использования  имеющихся преимуществ и создания новых.

     Стратегическое  планирование определяет, какие продукты будет выпускать организация, на каких рынках будет присутствовать, какие ресурсы вовлекать, а также  какие технологии использовать на перспективу. Деловые стратегии могут включать в себя географическое расширение, разнообразие, приобретение, развитие изделия, рыночное проникновение, сокращение, ликвидацию, и объединение предприятий. Стратегия в конечном счете определяет конкурентные преимущества.

     Этап  реализации стратегии не менее важен, чем этап её формирования в рамках стратегического планирования. Сформулированная, но не реализованная стратегия –  это не просто бессмысленная трата  времени, это абсурдная ситуация. Каждая стратегия формируется для  её воплощения.

     Реализация  стратегии предполагает, что организация  устанавливает тактические цели, мотивирует работников и распределяет ресурсы таким образом, чтобы  могла быть достигнута стратегическая цель. При этом формируется, развивается  и поддерживается корпоративная  культура, которая способствует реализации стратегии. Также создаётся определённая организационная структура управления, распределяются маркетинговые усилия, подготавливаются бюджеты, развивается соответствующая информационная система, а также устанавливается соответствующая система оплаты труда. Персонал мобилизуется для того, чтобы реализовать выбранную стратегию, что предполагает дисциплину и ответственность. Успех реализации стратегии критическим образом зависит от адекватной мотивации сотрудников.

     На  стадии стратегического контроля осуществляется анализ того, насколько успешна принятая стратегия, насколько полно она  осуществлена. 

     1.2 Миссия и видение как главные  составляющие стратегического управления 

     Видение организации – это представление  смысла деятельности и перспектив (будущего) организаций. Оно объясняет и  демонстрирует всем сотрудникам  и общественности, что представляет собой организация, какой она  должна стать и к чему она стремится.

     Формирование  видения – это одна из задач  высшего  руководства. Горизонт видения, т.е. период отдалённости во времени  формируемого образа предприятия, может  быть различным, от нескольких месяцев  до нескольких лет.

     Видение будущего компании – это представление о политической, экономической, социальной ситуации в стране, в отрасли, а также о желаемом состоянии предприятия в этой ситуации.

Информация о работе Стратегическое управление конкретной фирмы : сущность, составляющие и связь между ними, проблемы