Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 18:07, курсовая работа
Актуальность стратегического управления состоит в том, что никакая организация не может успешно выживать в конкурентной среде, если она не имеет четко определенных ориентиров, направлений, которые задают то, к чему она стремится, чего она хочет добиться в своей деятельности.
Цель данной курсовой работы – осветить теоретические аспекты стратегического управления, раскрыть методы анализа внутренней и внешней среды в стратегическом управлении, а также проанализировать как осуществляется выбор и выполнение стратегии.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ……………………………………………………………………………………...4
1.1. Сущность стратегического управления и его составные элементы………4
1.2. Миссия и цели как главные составляющие стратегического управления..8
1.3. Проблемы стратегического управления…………………………………...13
2. МЕТОДЫ АНАЛИЗА МАКРО И МИКРО ОКРУЖЕНИЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ…………………………………………16
2.1 SWOT-анализ.………………………………………………………………..16
2.2. SPACE- метод……………………………………………………………….20
2.3. Матрица BCG ……….....................................................................................22
2.4. Матрица Ансоффа…………………………………………………………..25
3. ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ…………………….....................28
3.1. Выбор стратегии………………………………………………...................28
3.2. Выполнение стратегии……………………………………………………...30
3.3 Оценка и контроль выполнения стратегии………………………………...32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………………...34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………...36
Нередко
сильные стороны организации
выделяют в результате проведения внутреннего
стратегического анализа и
Параллельно с выявлением сильных сторон организации производится идентификация слабостей и конкурентных недостатков. Слабость – это то, чего недостаёт организации, является её недостатком или ухудшает её положение относительно конкурентов. Источники слабости организации, как правило, связаны с:
Другим аспектом SWOT-анализа является внешняя среда с точки зрения её влияния на организацию. Поэтому при проведении анализа выявляются рыночные возможности компании. Возможности – это благоприятные для организации факторы внешней среды, способствующие усилению её конкурентной позиции или ослабляющие положение основных конкурентов. Рыночные возможности нередко обеспечивают организации наилучшую перспективу для долгосрочного увеличения прибыли, стабильные конкурентные преимущества, хорошее сочетание с источниками финансовых и организационных преимуществ. Возможности организации возникают не только в области экономики, но могут быть связаны с политическими, правовыми, социальными и другими изменениями в регионе, стране и на глобальном уровне.
Наряду с возможностями во внешней среде формируются факторы, негативно влияющие на стратегическую позицию организации. Эти факторы получили название внешних угроз. Они также идентифицируются при проведении SWOT-анализа. К их числу, как правило, относят:
После того, как составлен конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая представлена в табл. 2.1.
Таблица 2.1.
Матрица SWOT
Факторы | |||
Внутренняя среда | Внешняя среда | ||
S
Сильные стороны |
O
Возможности |
Позитивное | Влияние на деятельность предприятия |
Слабые
стороны
W |
Угрозы
Т |
Негативное |
Источник:[3, с. 148]
SO – сочетание возможностей (столбцы) и сильных сторон организации (строки), на пересечении которых формируются стратегические задачи/конкретные меры организации, как правило, связанные с наступлением на основных конкурентов и усилением собственной конкурентной позиции.
WO – сочетание возможностей (столбцы) и слабых сторон организации (строки), на пересечении которых формируются стратегические задачи/конкретные меры организации, как правило, с защитой и/или усилением собственной конкурентной позиции при благоприятных внешних условиях.
ST – сочетание угроз (столбцы) и сильных сторон организации (строки), на пересечении которых формируются стратегические задачи/ конкретные меры организации, как правило, связанные с сохранением собственной конкурентной позиции в условиях неблагоприятной внешней среды.
WT – сочетание угроз (столбцы) и слабых сторон организации (строки), на пересечении которых формируются стратегические задачи/конкретные меры организации, как правило, связанные с защитой собственной конкурентной позиции.[5, с. 51]
Вырабатывая
стратегии, следует помнить, что
возможности и угрозы могут переходить
в свою противоположность. Так, неиспользованная
возможность может стать
Для
успешного применения методологии
SWOT-анализа окружения организации важно
уметь не только вскрыть угрозы и возможности,
но и попытаться оценить их с точки зрения
того, сколь важным для организации является
учет в стратегии её поведения каждой
из выявленных угроз и возможностей.
2.2.
SPACE- метод
Для диагностирования рыночного положения, разработки и выбора варианта стратегии развития и функционирования предприятия предназначен метод SPACE (Strategic Position and Action Evaluation –оценка стратегического положения и действий). Этот комплексный метод позволяет определять стратегическое положение предприятия посредством двух групп факторов, отражающих внутреннее и внешнее положение предприятия. В каждую из групп входит большое количество переменных. Метод SPACE| предполагает выбор стратегически достоверного подмножества характеристик, их группировку и присвоение всем характеристикам весовых коэффициентов согласно условно принятой оценочной шкале.
Выделяют четыре группы критериев оценки, рассматриваемых отдельно: финансовая сила предприятия, его конкурентоспособность и положение на рынке, привлекательность сектора, где действует данное предприятие, стабильность отрасли, в которой оно функционирует.
Группы
критериев формируются на основе
специфических особенностей конкретного
предприятия, стоящих перед ним
задач, имеющихся производственных
возможностей, а также знаний и
умений персонала. В научной литературе
по данному вопросу нет
Однако существуют общие закономерности, облегчающие задачу.
Каждому из критериев одной группы ставится в соответствие некоторое количество факторов, оцениваемых по десятибалльной шкале. Это позволяет учитывать большее количество факторов в рамках данного критерия оценки.
Далее
для каждой из четырёх групп критериев
определяются средние значения, которые
отмечаются на координатных осях модели
SPACE –метода. Соединение полученных точек
дает четырехсторонний многоугольник,
отображающий стратегическое состояние
предприятия (агрессивное, конкурентное,
консервативное, оборонительное), что
представлено на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Стратегии развития и конкуренции в модели SPACE
Источник:[3, с. 155]
Полученные
результаты и типовые рекомендации модели
SPACE позволяют сделать выбор одной либо
несколько альтернативных стратегий развития
предприятия.
2.3
Матрица BCG
Матрица BCG позволяет устанавливать стратегию для конкретных стратегических единиц бизнеса с учётом результатов анализа сильных и слабых сторон предприятия, а также шансов и угроз со стороны внешнего окружения.
Указанные
группы факторов представлены в матрице
BCG посредством двух переменных. Так, факторы,
характеризующие внешнее окружение, воплощены
в переменной «темп роста рынка», внутрифирменные
–переменной «относительное долевое
участие на рынке». Стратегические единицы
бизнеса оцениваются на основе данных
показателей и распределяются по четырём
клеткам матрицы – полям, что проиллюстрировано
на рис. 2.3
ТЕМП РОСТА РЫНКА |
Высокий | ||
Низкий | |||
Низкое | Высокое | ||
ОТНОСИТЕЛЬНОЕ ДОЛЕВОЕ УЧАСТИЕ НА РЫНКЕ |
Рис. 2.3. Матрица BCG
Источник: [3, с. 121]
«Звёзды»
- стратегические единицы бизнеса, характеризующиеся
высоким значением
«Дойные коровы» - стратегические единицы бизнеса, имеющие высокий показатель относительного долевого участия на рынке. И хотя они характеризуются небольшим темпом роста рынка, благодаря приобретенному ранее богатому опыту эти продукты могут выпускаться в массовом количестве при низких затратах. Более выигрышное по сравнению с конкурентами положение на рынке дает им большую свободу в вопросах установления цен и объёмов производства. Низкие расходы на модернизацию и совершенствование данного продукта отражаются на увеличении прибыли, которую можно направить на развитие и финансирование других продуктов.
«Вопросительные знаки» - стратегические единицы бизнеса, рост спроса на которые ожидается в будущем, о чем свидетельствует темп роста рынка. Их отличительными чертами являются: низкое долевое участие на рынке; незначительный опыт в качестве производителей; скромный объём инвестиций на развитие (например, на оплату приобретаемых лицензий, покупку патентов, выход на рынок); отсутствие окончательного решения в отношении продуктов, с которыми связываются надежды на достижение успеха в будущем.
Если
менеджеры предприятия
«Собаки»
- стратегические единицы бизнеса
с низкой рентабельностью, падающим
спросом и зыбкими
Следует пояснить, каким образом при построении матрицы BCG темп роста рынка разделяется на высокий и низкий. Границей, позволяющей судить о темпе роста рынка, служит величина 10%. Быстро растущий рынок (обеспечивающий увеличение спроса на продукты) характеризуется годовым темпом роста, превышающим 10%. Кроме того, признаком стремительно развивающегося рынка является прирост на нем какого-либо продукта более высокий, чем валового национального продукта (без учета инфляции), либо рост анализируемого сектора экономики, опережающий развитие всей промышленности страны в целом.