Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 16:29, курсовая работа
Формирование стратегии предприятия требует интегрированного учета финансово-экономических и социально-политических аспектов. Управление предприятием строится на основе рациональных и общечеловеческих подходов. Рациональные подходы учитывают влияние экономических, финансовых, маркетинговых, технологических и правовых факторов. Общечеловеческие подходы – факторы психологические, политические, культурные. Пренебрежение каким-либо подходом или фактором может привести к управленческим ошибкам.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 5
2.КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 11
2.1.РОЛЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 11
2.2.МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ 19
2.3.УРОВНИ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ 21
2.4.ПРЕИМУЩЕСТВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ 28
3.ВНЕДРЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 30
3.1.РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ. 30
3.2.ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 33
3.3.ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КПРП 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Применительно
к нашим проблемам японский опыт
дает много позитивного в активизации
человеческого фактора, повышении творческой
активности, формировании работника как
истинного хозяина
производства. Перестройка сознания, производственной
культуры вместе с воздействием на экономические
интересы работников предприятий
всех форм собственности становятся важнейшим
фактором стратегического управления
и на наших предприятиях.
По мнению американских ученых, стратегия - это общее направление или сочетание ряда направлений, на которых следует искать пути достижения целей. Выбор стратегии осуществляется с учетом прогнозов развития техники и технологии производства, а также ситуации на рынках. Широко распространена концепция «корпорации, ориентированной на будущее». Суть ее сводится к тому, что вместо слепого следования внешним условиям (тенденциям развития научно-технического, экономического, а также социального и политического окружения) корпорациям предлагается активно формировать эти условия, воздействовать на них и тем самым на свое будущее. При этом важнейшей задачей корпоративного стратегического планирования становится воздействие на научно-техническую политику и определение наиболее выгодных направлений работы фирм и корпораций при ограниченных ресурсах.
Известно, что эволюционный путь развития техники менее рискован и дорог, чем внедрение революционных инноваций, но он приносит меньший выигрыш. Поэтому зарубежные корпорации предпочитают инновации на основе правильно выбранной стратегии, т.е. готовы идти на риск ради существенного укрепления своего финансового благополучия. С этой целью ведется продуктивный поиск идей и изобретений, как в своей стране, так и за рубежом, покупка лицензий.
Такая стратегическая политика в принципе соответствует и нашим потребностям повышения эффективности работы предприятий в условиях рыночной экономики. Но, к сожалению, у нас стимулируются лишь незначительные технические усовершенствования и тормозятся нетрадиционные нововведения, связанные с риском.
Механизм стратегического управления предприятием в условиях рынка проходит на российских предприятиях этап становления. Сегодня на передний план выдвигается система стратегического менеджмента, которая предусматривает анализ различных управленческих ситуаций, связанных с изменением отношений поставщиков и потребителей, когда в центре внимания оказывается потребитель. Отсюда вытекает необходимость в новой концепции маркетинга, учитывающей обоснованные стратегические направления развития предприятия.
Стратегический менеджмент относится к программным способам управления, когда важнейшие функции предприятия осуществляются с учетом технологических, экономических и экологических изменений, чтобы устранить возникающие на практике несоответствия между запланированным и фактическим положением дел.
Опыт работы на крупных промышленных объединениях и предприятиях предлагает несколько подходов к реализации стратегического планирования.
Выбор того или иного подхода определяется спецификой предприятий. Но таким программам присущи и общие черты, обусловленные логикой программно-целевого подхода в планировании, что позволяет сделать вывод о возможности отнесения комплексной программы развития к числу основных стратегических документов.
Итак, на современном этапе развития экономики условием успешной деятельности предприятия становится хорошо продуманная стратегия управления им – формулирование общих направлений развития, конкретизируемых затем в виде проблем, задач, правил, которые в вопросах будущего развития предприятия становятся руководством к действию. Отсюда комплексная программа развития предприятия – это форма представления выбранной стратегии (или группы стратегий) и возможных вариантов ее реализации. Она концентрирует внимание на магистральных направлениях развития. В ней отражается комплекс стратегических решений и наиболее эффективных способов достижения поставленных конечных целей.
Рис.1. Логика разработки комплексной программы развития
Однако комплексный подход важен не сам по себе, а в связи с тем, что он обеспечивает достижение стратегической цели развития. Программно-целевой подход является одним из основных инструментов реализации принципа комплексности. В условиях ускорения НТП ядро работ по созданию КПРП составляет стратегия научно-технического развития, разрабатываемая в увязке со всеми другими проблемами и задачами, структурированными в блок. Каждый блок может быть развернут в целевые программы, которые составят отдельные элементы комплексной программы.
Соблюдение перечисленных выше принципов при формировании КПРП обеспечивает единую стратегию, объединяющую различные направления развития предприятия,
Основные этапы формирования КПРП
Этап I. Задача – диагностическое обследование предприятия для определении основных стратегических направлений развития и формирование справочно-информационного банка стратегических данных. Исследуется положение предприятия в рыночной среде, проводится ретроспективный анализ его деятельности, выявляются сильные и слабые стороны. Определяется перспектива и выбирается стратегия.
В итоговом документе должны быть отражены следующие позиции: Общая характеристика предприятия:
Характеристика выпускаемой продукции:
Технологические факторы:
Характеристика взаимоотношений с:
Кадры и социальная сфера: