Стратегическое развитие первого российского низкотарифного перевозчика – авиакомпании «Скай -экспресс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена наличием большого количества противоречивых суждений по поводу существования подобных компаний, их рентабельности и способности выживать в современных условиях.
В своей работе мне хотелось бы максимально подробно рассмотреть вопрос о низкотарифных авиакомпаниях, определить все «за» и «против», выяснить причины их бурного развития, преимущества по отношению к сетевым перевозчикам, а так же узнать, существуют ли барьера на пути их развития.

Содержание

Введение………………………………………………………. 3
Раздел 1. Анализ стратегической ситуации
1.1 Из истории бизнес – модели low cost………………... 4
1. 2 Первые шаги «Скай Экспресс»……………………… 5
1.2 Анализ внешней среды……………………………….. 8
1.3 Анализ и оценка потенциала фирмы…………………12
Раздел 2. Формирование стратегии авиакомпании «Скай Экспресс»
2.1. Установление базовых стратегий…………………. 16
2.2 Выбор и формулирование предпочтительной
стратегии……………………………………………. 17
Раздел 3. Реализация стратегии
3.1 Разработка стратегического проекта и плана……... 20
3.2 Осуществление стратегического контроля…………25
3.3Оценка эффективности стратегического проекта…..27
Заключение…………………………………………………….. 30
Приложение 1…………………………………………………...31
Приложение 2…………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

СМ.doc

— 214.50 Кб (Скачать)

3.              Рыночные факторы. Рыночная среда представляет собой постоянную опасность  для предприятия. К факторам, воздействующим на успехи и провалы авиапредприятия, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

4.              Технологические факторы.  Анализ технологической среды может, по  меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, в проектировании и предоставлении продукции или успехи в технологии средств связи. Руководитель любого предприятия должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающему организацию.

5.              Факторы конкуренции. Авиакомпания должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов,  обзор предпосылок в  отношении конкурентов и  отрасли, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

6.              Факторы социального поведения. Эти факторы включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества

7.              Международные факторы. Руководство авиапредприятий, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

Таким образом, анализ  внешней  среды позволяет авиапредприятию создать перечень опасностей и возможностей, с которыми оно сталкивается в этой среде. Для успешного формирования стратегии руководство должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах.

Анализируя факторы прямого и косвенного воздействия, можно выявить сильные и слабые стороны организации, возможности  и барьеры на пути ее развития.

Главным отличием и преимуществом «Скай Экспресс» является низкая цена: покупая билет, пассажир оплачивает только стоимость полета и страховки. В стоимость полета не включен дополнительный сервис, но также предлагается полный комплекс дополнительных услуг. Пассажир «Скай Экспресс» может выбрать и заказать именно те услуги, которые ему необходимы, ни в чем себе не отказывая, но и не платя лишнего. «Скай Экспресс» работает на массовых направлениях. Обеспечивает эффективную загрузку самолетов — не поднимает в небо полупустые самолеты, что невыгодно с экономической точки зрения, но и не заставляет долго ждать следующего рейса.

«Скай Экспресс» использует единообразный парк самолетов Боинг 737, что также позволяет сократить издержки на обслуживание и повысить качество работы летного и технического персонала.

В самом начале операционной деятельности «Скай Экспресс» заявили о снижении издержек на агентских продажах своих услуг и стали первой российской компанией, внедрившей электронный билет. Спустя 4 месяца, «Скай Экспресс» подтверждает растущую популярность on-line ticketing. Таким образом, «Скай экспресс» не придется печатать бланки, за счет чего она сэкономит около $10 с каждого билета, в том числе благодаря минимальным затратам на содержание бэк - офиса. В крупных российских авиакомпаниях бумажной волокитой вынуждены заниматься от нескольких десятков до сотен человек. Более 60% полетов забронировано и оплачено через веб - сайт компании, еще порядка 20% забронировано по телефону через Центр бронирования. Продажи авиабилетов через сети агентств составляют менее 20%. При этом соотношение оплаты полетов наличными к безналичным платежам составляет 75% к 25% соответственно. Сбор наличных платежей обеспечивают партнеры авиакомпании ВТБ24, Почта России, CONTACT, "Евросеть", а с недавнего времени и «Диксис». В настоящее время на сайте авиакомпании доступна оплата по двум типам пластиковых карт: VISA и Master Card. Ведется работа по подключению платежной системы Visa Electron Maestro.

Для удобства своих пассажиров «Скай Экспресс» регулярно вводит в действие специальные дополнительные сервисы. Одной из самых привлекательных услуг компании является услуга "Выходные в Москве", осуществляемая в сотрудничестве с агентством SvoyTravel. С 5 июня пассажирам доступны такие сервисы, как "Скай Экспресс Такси" - такси для прибывающих в аэропорт Адлер, услуга "Приоритет", позволяющая пройти регистрацию вне очереди и разместиться на первых трех рядах самолета, а также "Дополнительная страховка" путешественника на время полета. За 4 месяца работы доходы от продаж неавиационных услуг в выручке «Скай Экспресс» составили около 15%.

Специалисты компании работают над расширением ассортимента продаваемых на борту товаров.

        С появлением в России первого российского авиаритейлера «Скай Экспресс» путешествие самолётом стало доступно самому широкому кругу людей - от студентов до пенсионеров. Благодаря невысокой цене билета, у пассажиров появилась возможность чаще встречаться, видеться со своими родственниками, которые живут далеко, или просто знакомиться с другими городами необъятной родной страны.

Но к сожалению, специфика формата low cost в том, что наземные службы должны действовать очень оперативно, поскольку время стоянки сведено к минимуму. Работа в таком темпе не всегда возможна в российских аэропортах, в частности, в условиях затянувшейся реконструкции.

К тому же, «Скай Экспресс» может столкнуться с монополизмом региональных авиакомпаний.

В России отсутствуют второстепенные аэропорты, которые так же способны сократить издержки. Такая практика широко распространена за границей. Но в нашей стране их нет, и в ближайшем будущем не будет. Руководству крупных аэропортов крайне не выгодно снижать цены на услуги, а значит у «Скай Экспресс» нет возможности уменьшать тарифы.

Еще  одним сдерживающим фактором является то, что российское население не привыкло много путешествовать. Кто раньше пользовался услугами авиатранспорта, будет продолжать летать, но для того, чтобы пересадить пассажиров с поезда на самолет потребуется немало времени.

В обобщенном виде данный анализ представлен в Таблице 1 (Приложение 2).

 

1.3 Анализ и оценка потенциала фирмы

Говоря о потенциале фирмы, мы предполагаем функциональные, ресурсные, материально – технические, трудовые, информационные, финансовые и иные возможности организации, которые она сможет в полной мере реализовать за определенное время в конкретно сложившейся ситуации, учитывающей как внешние, так и внутренние факторы.

«Скай Экспресс» не единственная компания, работающая в области низкотарифных перевозок, но полностью полагаться на зарубежный опыт не приходится. Главная особенность российского рынка – недоверие людей такого рода компаниям. В самом начале деятельности прогнозы о востребованности дисконтных перевозок были и вовсе не утешительными. Но практика и год работы показали - услуги пользуются успехом!

По итогам операционной деятельности с 1 января по 31 декабря 2007 года авиакомпания «Скай Экспресс» заняла 3 % рынка внутренних авиаперевозок, за неполные 12 месяцев деятельности перевез почти 750 тысяч пассажиров по 8 действующим направлениям и стала седьмой авиакомпанией страны по количеству перевезенных пассажиров на внутренних воздушных линиях. Таким образом, цели руководства о достижении семимиллионного рубежа нельзя назвать однозначно недостижимыми.

Среди направлений авиакомпании наибольшей популярностью у пассажиров пользовались направления полетов в Сочи и Калининград - 28% и 20% всех перевезенных соответственно. Оставшийся пассажиропоток распределился следующим образом: Ростов-на-Дону - 16%, Мурманск - почти 12%, Санкт - Петербург - 11%, Тюмень - 9,5%, Екатеринбург - более 3%. Доля пассажиров на направления Москва - Казань в общем объеме пассажиров пока мала, в связи с открытием этого направления  только 5 декабря 2007 года.

Авиакомпании удалось войти в 20-ку крупнейших перевозчиков в рейтинге 180 российских авиакомпаний по объему перевозок. 

На сегодняшний день парк воздушных судов авиакомпании состоит из 9 воздушных судов типа Боинг 737. Общий налет парка составил более 15000 часов. Пассажирооборот компании достиг 875 млн.пкм. Средний показатель использования воздушных судов составило около 10 часов в сутки - что является одним из высоких показателей в российской авиаотрасли. «Скай Экспресс» выполнила около 8000 самолето - вылетов. Регулярность полетов в 2007 году составила: 75%, 85% рейсов выполнено с задержкой в пределах часа. Оборот компании в 2007 году составил 1,8 млрд. рублей.

Кроме того, компания обладает колоссальным инновационным потенциалом. Буквально каждый сезон, а иногда и чаще,  внедряются разнообразные предложения для пассажиров: различного рода подарки, скидки, новые услуги на борту и т. д. Это говорит о развитой системе маркетинговых коммуникаций и эффективности исследований в этой области.

В течение года авиакомпания внедрила ряд уникальных для России дополнительных сервисов 'Багажный сертификат', 'Приоритет', 'Скай Экспресс Такси', 'Дополнительная страховка', 'Выдача Маршрут/квитанции в аэропорту', 'Услуга SMS оповещения', а также специальное предложение - 'полет + отель'. Средний доход от реализации дополнительных услуг на одного пассажира составил более 200 рублей. Доля дополнительных доходов составила более 10%, что сравнимо с  показателями европейских низкобюджетных авиаперевозчиков

В сентябре 2007 на авиационный рынок «Скай Экспресс» вывела инновационный продукт, аналогов которому нет в мире - карта оплаты полета. За 4 месяца было реализовано более 30000 карт, номинал которых составляет 2500 рублей, на сумму более 50 млн. рублей. Номинал карты включает в себя стоимость перевозки и все обязательные сборы, включая топливный.

В декабре 2007 года «Скай Экспресс» успешно прошел международный аудит по стандартам безопасности IOSA[4]. В ближайшее время будет получен соответствующий сертификат о прохождении аудита.

Но в то же время, достаточно сложно складывается ситуация с материально – технической стороны. Это связано в основном с противоборством аэропортов, которые отказываются снижать тарифы. На мой взгляд, этого и не произойдет, поэтому рассчитывать на сокращение издержек таким путем не стоит.

Еще одним нестабильным, а потому сдерживающим фактором, является цена на топливо, да и инфляция вцелом. Особенно остро эта проблема отражается именно на деятельности «Скай Экспресс», потому как цена – их главный козырь.

Таким образом, основной задачей авиакомпании является полная ориентация на клиента, предоставление тех услуг, сервисов, поощрений, а также удобств, в которых нуждается каждый отдельно взятый пассажир. Необходимо не просто заботиться о клиенте, а вступать с ним в партнерские отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Формирование стратегии авиакомпании «Скай Экспресс»

2.1. Установление базовых стратегий

Любая организация нуждается в планировании своей дальнейшей деятельности. Но становится ясно, что строить четкие планы не всегда удается из-за изменчивости как внутренней,  так и внешней среды организации. Таким образом, планирование должно быть подчинено четкой схеме для максимального уменьшения степени неопределенности и риска.

В стратегическом менеджменте стратегия рассматривается как план, маневр, позиция, взгляд в будущее. Можно дать, например, такую формулировку. Стратегия компании представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов компании. Ее цель – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат компании высокую рентабельность.

Стратегическое планирование можно определить как систему мер, направленных на долгосрочное выслеживание бизнеса, ориентированного на достижение конкретных целей. Цель стратегического планирования – выявить наиболее перспективные направления деятельности организации, которые обеспечат ее рост и процветание.

В стратегическом менеджменте выделяют 4 базовые стратегии развития, то есть такие, которые направлены на деятельность организации вцелом.

1.     Стратегии интенсивного роста.

Подходит для фирм, уже заявивших себя на данном рынке и ставит главной целью – укрепление уже имеющихся позиций. Стратегия роста реализуется посредством ежегодного существенного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных показателей развития, в сравнении с достигнутыми в предыдущем году.

 

 

2.     Стратегии интеграционного роста.

Предполагают объединение различных этапов жизненного цикла изделия, которые традиционно реализуют отдельные фирмы для сокращения сроков изготовления, уменьшения затрат и получения синергетического эффекта за счет такого объединения.

3.     Стратегии диверсификации.

Предполагают, что фирма начинает работать в новых отраслях, происходит коренная смена деятельности, начинается производство совершенно нового для данной организации продукта.

4.     Стратегии сокращения.

Предусматривает проведение мероприятий по свертыванию какого – либо производства с минимальными потерями для фирмы.

 

2.2 Выбор и формулирование предпочтительной

стратегии

Приведенный выше анализ внутренней и внешней среды авиакомпании, сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, потенциала дает возможность определить, какое стратегическое направление наиболее приемлемо для «Скай Экспресс».

Молодая, но подающая большие надежды авиакомпания  изначально заявила о себе как об очень амбициозном проекте. Основанием для таких прогнозов послужило динамичное развитие зарубежных дискаунтеров, а также сравнительно удачный первый год работы «Скай Экспресс».

Руководство авиакомпании планирует в ближайшее время более прочно обосноваться на внутреннем рынке авиаперевозок, поэтому можно сказать, что авиакомпания встала на путь интенсивного роста, т.  е. увеличения объема перевоз, расширение маршрутной сети, формирование базы постоянных клиентов и стабильной организационной структуры.

Стратегия интенсивного роста более детально описывается в форме матрицы «Рынки – товары».

 

 

Таблица 2

Матрица «Рынки – товары»

 

     Товары

 

 

Рынки

 

 

 

Существующий

Новый

Существующий

 

 

Стратегия глубокого прникновения

 

Стратегия развития  рынка

 

 

Новый

 

 

Стратегия развития товара

 

Стратегия диверсификации

Информация о работе Стратегическое развитие первого российского низкотарифного перевозчика – авиакомпании «Скай -экспресс»