Стратегическое развитие первого российского низкотарифного перевозчика – авиакомпании «Скай -экспресс»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена наличием большого количества противоречивых суждений по поводу существования подобных компаний, их рентабельности и способности выживать в современных условиях.
В своей работе мне хотелось бы максимально подробно рассмотреть вопрос о низкотарифных авиакомпаниях, определить все «за» и «против», выяснить причины их бурного развития, преимущества по отношению к сетевым перевозчикам, а так же узнать, существуют ли барьера на пути их развития.

Содержание

Введение………………………………………………………. 3
Раздел 1. Анализ стратегической ситуации
1.1 Из истории бизнес – модели low cost………………... 4
1. 2 Первые шаги «Скай Экспресс»……………………… 5
1.2 Анализ внешней среды……………………………….. 8
1.3 Анализ и оценка потенциала фирмы…………………12
Раздел 2. Формирование стратегии авиакомпании «Скай Экспресс»
2.1. Установление базовых стратегий…………………. 16
2.2 Выбор и формулирование предпочтительной
стратегии……………………………………………. 17
Раздел 3. Реализация стратегии
3.1 Разработка стратегического проекта и плана……... 20
3.2 Осуществление стратегического контроля…………25
3.3Оценка эффективности стратегического проекта…..27
Заключение…………………………………………………….. 30
Приложение 1…………………………………………………...31
Приложение 2…………………………………………………...32
Список литературы……………………………………………..33

Работа содержит 1 файл

СМ.doc

— 214.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЕ ФЕДЕРАЦИИ

« Ульяновское Высшее Авиационное Училище Гражданской Авиации»                                                  (институт)

Факультет: Менеджмент на ВТ

Кафедра Управления и экономики на ВТ

 

 

 

 

Курсовая работа

 

     по дисциплине :     Стратегический менеджмент

на тему: «Стратегическое развитие первого российского          низкотарифного перевозчика – авиакомпании

«Скай -экспресс»

 

 

 

 

    Выполнил: к-т гр. М-04-1

                                                                                              Палибина А.М.

                                                                              Проверил: Лобанов С.Д.

 

 

 

 

Ульяновск

2008

 

 

 

Содержание

 

 

 

        Введение………………………………………………………. 3

Раздел 1. Анализ стратегической ситуации

1.1 Из истории бизнес – модели low cost………………... 4

1. 2 Первые шаги «Скай Экспресс»……………………… 5

1.2 Анализ внешней среды……………………………….. 8

1.3 Анализ и оценка потенциала фирмы…………………12

Раздел 2. Формирование стратегии авиакомпании «Скай Экспресс»

2.1. Установление базовых стратегий…………………. 16

2.2 Выбор и формулирование предпочтительной

       стратегии……………………………………………. 17

Раздел 3. Реализация стратегии

3.1 Разработка стратегического проекта и плана……... 20

3.2 Осуществление стратегического контроля…………25

3.3Оценка эффективности стратегического проекта…..27

       Заключение…………………………………………………….. 30

       Приложение 1…………………………………………………...31

       Приложение 2…………………………………………………...32

       Список литературы……………………………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мировой гражданской авиации насчитывается немногим больше, чем 80 лет. Тем не менее, за это время отрасль изменилась коренным образом. Существовавшие ранее мелкие, можно даже сказать частные, авиакомпании, сменили гигантские межнациональные фирмы, а также их объединения. Полет стал восприниматься не только как перемещение на дальние расстояния, а скорее как комплекс услуг, предоставляемых на борту и на земле. Становится ясным, что это «удовольствие» не из дешевых. Именно поэтому все большее распространение за рубежом, а с недавнего времени и в России, получают так называемые авиакомпании дискаунтеры или низкотарифные перевозчики.

В настоящее время  они стали играть вполне существенную роль  на рынке авиаперевозок  и составляют высокую конкуренцию крупным авиакомпаниям, ведь в большинстве случаев, первое, на что клиенты обращают внимание – это цена, что особенно характерно для нашей страны.

Актуальность данной темы обусловлена наличием большого количества противоречивых суждений по поводу существования подобных компаний, их рентабельности и способности  выживать в современных условиях.

В своей работе мне хотелось бы максимально подробно рассмотреть вопрос о низкотарифных авиакомпаниях, определить все «за» и «против», выяснить причины их бурного развития, преимущества по отношению к сетевым перевозчикам, а так же узнать, существуют ли барьера на пути их развития.

Ну и конечно же  в качестве центральной темы исследования, изучить обстановку на российском рынке авиаперевозок и роль на нем  low-cost перевозчиков. В данный момент первым и единственным представителем здесь является авиакомпания «Скай Экспресс».

 

 

 

Раздел 1. Анализ стратегической ситуации

1.1 Из истории бизнес – модели low cost

Сама бизнес-концепция авиакомпаний-дискаунтеров была придумана в Америке в 1972 году, чтобы пересадить туристов с автобусов и поездов на самолеты, что у них с успехом и получилось. С тех пор количество таких компаний в мире постоянно растет. Около 15 лет такие авиакомпании действуют и в Европе. Ключ к low-cost – финансовый менеджмент.

Сегодня не все низкотарифные авиакомпании похожи друг на друга. За последнее десятилетие бурного роста во всем мире появилось более 100 новых авиакомпаний, начавших полеты по принципам low cost - low fare [1]. Некоторые классические авиакомпании под давлением конкуренции также изменили свои бизнес модели, превратившись в авиакомпаний-дискаунтеров. Появление новых и развитие существующих авиакомпаний разнообразят модель бизнеса на основе низких расходов.

Можно выделить следующие типы бюджетных авиакомпаний:

1. Классический Low Cost

Классическая бизнес-модель авиакомпании Low Cost - это концентрация усилий на снижении расходов всеми возможными средствами: полеты во второстепенные аэропорты, полное отсутствие бесплатного сервиса в воздухе и на земле, уменьшенный шаг кресел в салоне самолета и т.п.

К таким авиакомпаниям применяется определение "no frills" (без излишеств). При полете с ними нужно быть готовым к тому, что Вам придется носить с собой багаж в самолет, платить за воду, не получить ни копейки при отказе от полета. Но зато и цены на авиабилеты в таких авиакомпаниях - самые низкие.

2. Low Cost с излишествами

Некоторые бюджетные авиакомпании находят, что выгоднее предложить некоторый сервис, чтобы привлечь более состоятельные и требовательные категории пассажиров. Такие авиакомпании могут летать из крупных известных аэропортов, выдавать бесплатно воду и легкие закуски, предлагать транзитные перелеты через хабовые аэропорты и т.п.

3. Супер Low Cost

Ряд бюджетных авиакомпаний при минимуме сервиса предлагают своим пассажирам высочайший уровень комфорта в полете - новые самолеты, кожаные кресла, сверхсовременная система развлечений на борту, включающая индивидуальные мониторы в каждом кресле, телевидение и интернет. Авиабилеты на рейсы таких авиакомпаний дороже, но зато комфорт в полете даже выше, чем у большинства традиционных перевозчиков.

4. Бизнес Low Cost

В последние два года появился новый тип авиакомпаний -  дискаунтеров, предлагающих дешевые перелеты в салоне бизнес - класса. Такие авиакомпании осуществляют полеты на дальние расстояния (Европа-США, Европа-Азия, Азия-США) на самолетах, оснащенных салонами бизнес-класса. Иногда используются самолеты, имеющие только бизнес-класс на борту.

Авиакомпании, использующие данную модель, привлекают "деловых" пассажиров, предлагая многочасовой перелет в бизнес - классе на 30-50% дешевле, чем у крупных национальных авиакомпаний.

Первая российская низкотарифная авиакомпания «Скай Экспресс» на начальном этапе своего развития была близка к первому типу, но в результате своего динамичного развития, на сегодняшний день есть все предпосылки для работы по любой из предложенных схем.

Для начала немного из истории «Скай Экспресс». 

 

1. 2 Первые шаги «Скай Экспресс»

В декабре 2006 года на рынок авиаперевозок вышел перевозчик нового формата — авиакомпания эконом - класса «Скай Экспресс». С этого момента можно говорить о появлении в России принципиально новой концепции перевозок — low-cost, до сих пор отсутствовавшей в нашей стране.

Свои полеты компания начала в январе 2007 г.[2] и сразу же показала свое стремление повторить историю многих других low cost авиакомпаний мира и добиться успеха на внутреннем российском рынке.

Работа над проектом создания первой российской авиакомпании - дискаунтера проводилась несколько лет. В результате создатели компании смогли заручиться поддержкой влиятельных российских и европейских инвестиционных фондов, что позволило авиакомпании «Скай Экспресс» взять уверенный старт, постоянно наращивая объемы перевозок и пополняя самолетный парк.

Инвесторами стали Европейский Банк Реконструкции и Развития, инвестиционные фонды Altima Partners, Sloan & Robinson. российские и иностранные частные лица, в том числе гендиректор и совладелец «Красноярских авиалиний» Борис Абрамович. Первоначальный капитал составил $48 млн.

Традиционно для дискаунтеров, авиапарк состоит из однотипных самолетов Boeing 737-300. На начальном этапе  деятельности их было 6. Все они  приобретены на условиях лизинга. В частности, первый самолет, который взят в операционный лизинг у компании AirCastle.

Летать компания планирует исключительно по России. Основные направления: Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Мурманск, Екатеринбург, Тюмень, Волгоград, Калининград, Самара,  Казань, Пермь. В весенне-летний период к этим рейсам добавляются традиционные курортные направления: Анапа, Сочи, Минеральные Воды. Базовый аэропорт авиакомпании – московский Международный аэропорт Внуково - один из крупнейших авиатранспортных комплексов России.

Весь руководящий состав ЗАО «Скай Экспресс» имеет высшее, специальное образование и достаточный опыт работы в гражданской авиации. Общая численность сотрудников компании составляет 489 человек.

Оперативное техническое обслуживание проводится специалистами ОАО «ВАРЗ-400» на основании контракта о техническом обслуживании от 01.11.2006 г. Периодическое техническое обслуживание проводится специалистами «Люфтганза - Текник» на основании агентского договора на техническую поддержку «Agreement on Technical Services» от 08.11.2006.

Организационная структура ЗАО «Скай Экспресс» имеет необходимые производственные подразделения и инженерно-технический персонал, обеспечивающие управление производством и контролем качества технического обслуживания ВС.

Программа технического обслуживания воздушных судов В737-300/500 основывается на выполнении технического обслуживания с учетом наработки, календарных сроков службы ВС и комплектующих изделий, действующих регламентов. Организация обеспечения авиационной безопасности возложена на директора по авиационной безопасности. Обеспечение авиационной безопасности в аэропортах производится по договорам с сертифицированными организациями. Воздушные суда авиакомпании оборудованы бортовым аварийно-спасательным оборудованием согласно РЛЭ.

За первые четыре месяца работы авиакомпании[3] на рейсы «Скай Экспресс» было продано 363 тыс. билетов. Только в мае услугами компании воспользовались 51 тыс. пассажиров, а за 4 месяца авиакомпания перевезла около 130 тыс. пассажиров. Регулярность полётов авиакомпании достигла 80%.

Ежемесячное количество пассажиров «Скай Экспресс» постоянно растёт. Рост обусловлен расширением маршрутной сети и парка воздушных судов. За четыре месяца после начала функционирования выполнено 1680 рейсов.

Одним из самых востребованных стал рейс Москва – Санкт - Петербург, открытый 9 мая. Уже за три недели осуществления полётов на этом направлении авиакомпания «Скай Экспресс» перевезла около 2,5 тыс. пассажиров, что составило более 14% от всех перевезённых на данном направлении пассажиров. Регулярность полётов здесь близка 100%.

В качестве обобщения приведенной информации, хотелось бы сформулировать возможный вариант мисии первого российского дискаунтера.

«Наша авиакомпания, инновационна во всех отношениях. За счет уникальной бизнес - модели и логистики перевозок, мы предлагаем полеты по ценам, сопоставимым со стоимостью ж/д билетов и в самых популярных направлениях. «Скай Экспресс» дает возможность приобрести билет, а также произвести оплату любым удобным для вас способом: через Интернет, по телефону, в кассах. Вы платите только за факт перевозки, а мы предоставляем право выбора и экономим ваши деньги. «Скай Экспресс» - авиакомпания для всех и для каждого в отдельности. Мы поднимаем нацию в воздух».

Исходя из задач, поставленных в миссии, можно построить дерево целей авиакомпании (Приложение 1).

 

1.2 Анализ внешней среды

Для того чтобы начать прогнозирование на будущее и составлять долгосрочные планы, необходимо четко ориентироваться в настоящем. Анализ внешней среды представляет собой процесс, по­средством которого разработчики плана контролируют внешние по отношению к предприятию фак­торы, чтобы определить возможности и угрозы для предприятия. Анализ внешней среды помогает получить важные резуль­таты. Он дает авиапредприятию время для прогнозирования воз­можностей, время для составления плана на случай возмож­ных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.

С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе планиро­вания заключается по существу в ответе на три

 

конкретных вопроса:

1.      Где сейчас находится авиапредприятие?

2.      Где, по мнению высшего руководства, должно нахо­дится авиапредприятие в будущем?

3.      Что должно сделать руководство, чтобы авиапредприятие переместилось из того положения, в котором находится сей­час, в то положение, где его хочет видеть руководство?

Факторы внешней среды чаще всего классифицируют по следующим группам:

1.               Экономические факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс,  уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для авиакомпании.

2.               Политические  факторы. Активное участие коммерческих предприятий в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.

Информация о работе Стратегическое развитие первого российского низкотарифного перевозчика – авиакомпании «Скай -экспресс»