Стратегическое планирование в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.

Содержание

Введение
1. Стратегическое планирование как основой инструмент менеджмента, его функции. Понятие стратегии
2. Типы стратегий и методика стратегического планирования
3. Процесс стратегического планирования
Цели организации
3.2. Оценка и анализ внешней среды
3.3. Анализ внутренней среды деятельности предприятия
Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Менеджмент. Соболева С20411Т.docx

— 93.26 Кб (Скачать)

 При этом следует  учитывать такие важные движущие  силы, как изменение общественно-политического  строя, вспышки религиозной нетерпимости  и оживление национализма. Нельзя  сбрасывать со счетов угрозу  вооруженных конфликтов, резкое  сокращение импорта или экспорта, введение эмбарго и различных  торговых санкций, рассчитанных  на экономическое подавление.

 При анализе внешней  ситуации (с необходимостью учитывающей  и политические факторы) необходимо  ответить на целый ряд вопросов. Основными из них являются:

  1. Каких ближайших по времени политических решений можно ожидать от ныне существующего (или нового) правительства?
  2. Какое влияние на ваш бизнес оказывают новые программы, которые исходят от правительства?
  3. Считаете ли вы, что законодательные органы оказывают позитивное и стабилизирующее влияние на бизнес вообще и на ваш бизнес в частности? Можете ли вы планировать какие-то факторы на основании принятых сверху решений?
  4. Насколько хорошо вы представляете себе внешнюю политику страны?
  5. Можете ли вы с достаточной долей уверенности предугадать, как государственная политика воздействует на ваш бизнес? (Вполне вероятно, что эмбарго, либо те или иные торговые ограничения, либо установление или разрыв отношений с определенными странами сильно повлияют на вашу компанию.)
  6. Могут ли повлиять на ваш бизнес какие-либо политические изменения (если они будут связаны с поставщиками необходимого вам сырья, материалов и пр.)?
  7. Сможет ли ваша компания адекватно функционировать, если работа производится на условиях аутсорсинга или в тех государствах, которые являются рынками для вашей страны?

Законодательство. Изменения  в законодательстве прямо воздействует на многие виды деловой активности. Эти изменения происходят и на достаточно высоком уровне (так, введение налогового учета в России оказало сильное влияние на деятельность предприятий, которым пришлось организовывать введение дополнительного учета), и в области конкретной отраслевой проблематики (например, круг вопросов, связанных с введением тех или иных санкций и правил, изменениями в законодательстве о труде и в работе).

Для анализа изменений  в законодательстве необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. Какие возможные изменения в существующем законодательстве могут повлиять на вашу компанию? (Например, изменения в законе о трудоустройстве, в законах, регулирующих безопасность окружающей среды и т.п.)
  2. Какие законодательные изменения могут осуществлять местные органы власти (например, предоставление грантов)?
  3. Помогает ли вам действующее в настоящее время законодательство защищаться от конкурентов?
  4. Понимаете ли вы, какие шаги необходимо предпринять, чтобы и позиция, и положение на рынке вашей компании было максимально неуязвимым или, но крайней мере, не было связано с риском?

Экология. В настоящее  время все большее число компаний уделяет внимание состоянию окружающей среды. Поэтому круг вопросов, связанных  с ее защитой, играет важную роль при  стратегическом планировании многих развивающихся  производств и компаний. При анализе  окружающей среды возникают следующие  вопросы:

  1. С какими проблемами экологического характера приходится сталкиваться вашему предприятию?
  2. Есть ли у вас конкуренты, которые в своей маркетинговой политике используют вопросы экологии и защиты окружающей среды? Добиваются ли они в этом успеха?
  3. Использует ли ваша компания вторичное сырье?
  4. Установлено ли на вашем предприятии оборудование, которое защищает окружающую среду от вредных выбросов?
  5. Внедряете ли вы новые способы использования вторичного и переработанного сырья при организации производства на своем предприятии?
  6. Есть ли какие-то группы влияния, которые связаны с тем, чтобы воздействовать на вашу компанию через факторы, связанные с угрозой окружающей среде?

Демографические факторы. В  процессе разработки стратегии развития (особенно в случае долгосрочной стратегии) многие компании нередко учитывают  также демографические факторы. Если компания обеспечивает население  такими услугами и товарами, которые  дифференцированы либо по возрастным категориям покупателей, входящих в  различные группы, либо по половому признаку, то проведение такого анализа  может оказаться чрезвычайно  ценным вкладом в разработку стратегии. Так, в настоящее время в России наблюдается рост рождаемости, в  результате чего увеличивается спрос  на соответствующие товары и услуги. Значит, этот фактор стимулирует развитие именно тех отраслей, которые связаны  с производством товаров и  услуг для удовлетворения многообразных  запросов и потребностей молодых  семей.

 На демографическую  ситуацию немалое влияние оказывают  специфические особенности регионов, где размещаются данные компании  или предприятия. Например, может  иметь место постоянный приток  или, наоборот, отток населения  из региона; национальный состав  зачастую играет определяющую  роль в структуре спроса.

 При анализе демографических  факторов обычно задают следующие  вопросы:

  1. Как вы считаете, изменяется ли население вашей страны по тем или иным демографическим показателям?
  2. Увеличивается ли рождаемость?
  3. Каково процентное соотношение между мужчинами и женщинами в вашей стране (городе, регионе)?
  4. Какой процент от общего числа дееспособного населения составляют молодые и пожилые люди?

Социальные факторы. Деятельность предприятия нередко в существенной степени зависит от различных  социальных факторов. Они могут включать в себя социальные потребности и  запросы, определяющие жизнедеятельность  сотрудников данного предприятия; вопросы, связанные с общественной жизнью региона, где расположено  предприятие.

  • Вот ряд социальных факторов, влияющих на деятельность предприятия: демографическая ситуация в регионе;
  • половозрастная структура населения;
  • средний уровень дохода и прожиточный минимум;
  • культурная среда и моральные ценности, религия;
  • уровень образования.

 К социальным факторам, играющим существенную роль в  функционировании предприятия, относят  также способ привлечения сотрудников  к профессиональной деятельности  и в составе вашего предприятия,  а именно: насколько значима и/или  престижна для них работа в  штате предприятия или же они  вполне удовлетворяются работой  по контракту.

 Кроме того, к социальным  факторам можно отнести стиль  жизни ваших работников; степень  их вовлеченности в решение  внутренних управленческих задач;  качественные изменения во взаимоотношениях  сотрудников, стоящих на разных  ступенях иерархии; внутренние ожидания  людей от работы вашей организации;  различные риски, опасения и  пр.

  1. В процессе анализа социальных факторов будет полезно ответить на следующие вопросы: Считается ли ваше предприятие градообразующим?
  2. Зависит ли от него социальная жизнь тех групп населения, которые прямо либо косвенно связаны с деятельностью вашего предприятия?
  3. Можете ли вы назвать какие-либо конкретные услуги, которые ваше предприятие предлагает определенным группам населения, живущим в непосредственной близости от вашего предприятия?

3.3. Анализ внутренней  среды деятельности предприятия

 

Анализ внутренней среды  раскрывает те внутренние возможности  и тот потенциал, на который может  рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей, а также позволяет более  верно сформулировать миссию и лучше  уяснить цели организации. И проводится по следующим основным направлениям: маркетинг, производство, НИОКР, финансы, персонал, структура управления.

 

Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениям

  • кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;

 

Во-первых нужно помнить  что предприятие это люди от компетентности которых и зависит выйдет ли оно на новый уровень или потерпит крах. Поэтому к формированию кадров нужно подойти грамотно. По-моему люди, работающие в компаниях должны отвечать следующим качествам:

  • порядочный человек

 

Мошенничество в современном  бизнесе не только в России, но и  в зарубежных компаниях, является индикатором  качества сотрудников. Поэтому многие предприятия разработали свои собственные  эффективные системы найма персонала  и профилактики мошенничества. Главным  принципом таких систем является отбор честных людей и развитие в людях веры в то, что честность  — это главное качество сотрудника. Корпоративные принципы одного из лидеров  среди современных глобальных компаний — General Electric — начинаются со слов: «Все сотрудники GE — всегда безукоризненно честны ..»

  • проффесионал и патриот

 

Образцом патриотизма  и высокого профессионализма может  служить следующий пример.

 

Глава одной из японских корпораций, не найдя поддержки у  своих высших менеджеров в отношении  реализации более динамичной стратегии, обратился на общем собрании к  сотрудникам корпорации со своим  видением перспектив дальнейшего развития. Он объяснил свою позицию, почему необходимо достичь именно таких высоких  показателей, и что каждый сотрудник  корпорации получит в результате этого. Результат деятельности корпорации превзошел все самые смелые ожидания. Коллектив корпорации достиг еще  более высоких показателей, т.е. совокупный эффект творческих сил был максимальный

  • организация управления;
  • производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;
  • финансы фирмы;
  • маркетинг;
  • организационная культура.

 

Всегда важно помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и  обеспечивает возможность существования  своим членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п.

 Существует несколько  методов оценки условий деятельности  предприятия. Одними из наиболее  распространенных и признанных  методов являются СВОТ-анализ (от SWOT — по начальным буквам английских слов: сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities), угрозы (threats)), и СТЕП-анализы (от STEP — по начальным буквам английских слов: социальные (social), технические (technical), экономические (economic), политические (political) факторы). Рассмотрим методику проведения анализа внешней среды на основе СВОТ-анализа, как более известного.

СВОТ-анализ, как инструмент оценки среды функционирования предприятия, состоит из двух частей. Его первая часть направлена на изучение внешних возможностей (положительные моменты) и угроз (отрицательные моменты), которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем. Здесь выявляются стратегические альтернативы. Вторая часть связана с исследованием сильных и слабых сторон предприятия. Здесь оценивается потенциал предприятия. Другими словами, СВОТ-анализ позволяет провести комплексное изучение внешнего и внутреннего состояния хозяйствующего субъекта.

Менеджеры предлагают следующий  примерный набор характеристик, заключение по которым позволяет  составить перечень слабых и сильных  сторон организации, а также список ее возможностей и угроз, уже имеющих  место или только зарождающихся в окружении предприятия.

Сильные стороны:

  • выдающаяся компетентность;
  • адекватные финансовые ресурсы;
  • высокая квалификация;
  • хорошая репутация у покупателей;
  • известный лидер рынка;
  • возможность получения экономии от роста объема производства;
  • защищенность от сильного конкурентного давления;
  • подходящая технология;
  • преимущества в области издержек;
  • преимущества в области конкуренции;
  • наличие инновационных способностей и возможности их реализации;
  • проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны:

  • нет ясных стратегических направлений;
  • ухудшающаяся конкурентная позиция;
  • устаревшее оборудование;
  • более низкая прибыльность потому, что...;
  • недостаток управленческих знаний и отсутствие ключевой квалификации по тем или иным вопросам;
  • плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
  • сложности с внутренними производственными проблемами;
  • уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
  • отставание в области исследований и разработок;
  • очень узкий производственный ассортимент;
  • слабое представление о рынке;
  • слабое представление о конкурентах;
  • низкие маркетинговые способности;
  • неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Информация о работе Стратегическое планирование в менеджменте