Стратегическое планирование в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.

Содержание

Введение
1. Стратегическое планирование как основой инструмент менеджмента, его функции. Понятие стратегии
2. Типы стратегий и методика стратегического планирования
3. Процесс стратегического планирования
Цели организации
3.2. Оценка и анализ внешней среды
3.3. Анализ внутренней среды деятельности предприятия
Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Менеджмент. Соболева С20411Т.docx

— 93.26 Кб (Скачать)

оценка коллективных умений (совокупной системной компетенции) работников организации;

фокусирование внимания организации  на стержневых компетенциях, которые  составляют основу стратегии;

обеспечение невоспроизводимости стержневых компетенций организации;

разработка стратегии  лидерства.

Матричный метод разработки стратегий 

Разработка видения компании

 Различные состояния  внешней и внутренней среды  компании объясняют разнообразие  самих компаний и их фактическое  состояние. Многофакторность параметров, определяющих положение каждой  конкретной организации, не позволяет  их систематизировать и формализовать  процесс разработки образа существующего  и желаемого состояния организации. 

 Различный жизненный  опыт работников организаций  приводит к различному восприятию  одних и тех же явлений, а  неизбежные потери, искажения и  опущения при вербальном описании  самих организаций требуют долгих  и болезненных в социальном  плане согласований мнений. Поэтому  эффективным является метод «рисования  образов» (настоящего и будущего  желаемого состояния организации)  и последующего их описания, для  определения «разрыва» между  мечтой и действительностью.

 Формализовать процесс  описания мечты и действительного  состояния организации можно  путем заполнения матрицы видения  (табл. 2), где настоящее и будущее  состояния организации представлены  глазами стороннего наблюдателя  и одного из работников организации  изнутри.

 

 

Таблица 2. Матрица видения

Период времени

Взгляд

Оценка параметров организации

Описание состояния организации (настоящее и будущее)

Примечание

Настоящее

Вид

 со стороны

Пять сил конкуренции 

Типовые стратегии 

Возможности и угрозы

Входящие ресурсы 

Выпускаемая продукция

   

Изнутри

Сильные стороны 

Проблемы организации 

Ключевые компетенции 

Управление персоналом

Ориентация организации

   

Будущее

Со стороны

Пять сил конкуренции 

Типовые стратегии 

Возможности и угрозы

Входящие ресурсы 

Выпускаемая продукция

   

Изнутри

Сильные стороны Проблемы

Ключевые компетенции  Управление персоналом Ориентация организации

   
 

Назначение

Мотивировать к достижению определенных результатов. Объединить деятельность многих в одном направлении. Помочь выработать критерии достижения целей. Создать эталоны ценностей

 

Требования

Мысленное путешествие от известного к неизвестному. Взгляд на организацию с высоты птичьего полета. Значительные качественные улучшения


 

Взгляд со стороны направлен  на оценку возможностей и угроз, определение  конкурентного положения организации  и соответствия ее одной из типовых  стратегий, а также установление, что из ресурсов поступает в организацию  и что организация передает во внешнюю среду, переработав указанные  ресурсы.

 Видение изнутри направлено  на описание потенциала организации  (ее сильных сторон) и назревших  проблем, определение ключевых  компетенций организации, а также  особенностей управления персоналом  и ориентации самой организации. 

 На данном этапе  особое искусство состоит в  умелом трансформировании множества  слабых сигналов в систему,  представляющую настоящее и будущее  организации. 

 Примеры формулировок  видения приведены в табл. 3.

Таблица 3. Примеры формулировок видения

Организация

 

Содержание видения

Philips

 

 

 

 

Apple Computers

Давайте делать товары лучше!

 

Осуществить мировой вклад, создавая такие средства для памяти, которые способствуют развитию человечества

Chevron

Быть лучше лучших. Это означает: 1) работники гордятся своими успехами как команда; 2) потребители, поставщики и правительство предпочитают нас; 3) конкуренты уважают нас; 4) население районов приветствует нас; 5) инвесторы с желанием нас инвестируют

TMI Russia

 

 

 

 

 

 

 

General Eleсtric

 

 

 

Compag Computer

 

 

 

Long John Communications

 

 

 

 

 

 

Eastman Kodak

TMI Russia — лидер в области обучающего консультирования. Как компания бизнес-интегратор мы предлагаем комплексные бизнес-решения, помогающие организациям, командам и индивидам в процессе преобразований и достижения долговременных успехов

Стать самой конкурентоспособной  фирмой в мире, выйти на первое или  второе место в каждой из сфер нашей  деятельности

Стать ведущим поставщиком  персональных компьютеров и серверов к ним на всех сегментах рынка

Стать лучшей сетью американских ресторанов быстрого обслуживания. Каждому  из наших клиентов мы подадим вкуснейшие и здоровые блюда по разумным ценам. У нас вы попробуете и рыбу, и  дары моря, и цыпленка. Вас обслужат быстро и с улыбкой

Стать мировым лидером  в химическом и цифровом изображении

Компания Диснея

 

 

Мерк

Делать людей счастливыми

Мы занимаемся бизнесом для  сохранения и улучшения человеческой жизни. Все наши действия должны быть измерены с точки зрения достижения этой цели

Delta Airlines

Мы хотим, чтобы Delta стала избранной всемирной авиалинией. Всемирной, потому что мы собираемся остаться новаторской, агрессивной, этической и успешной компанией-конкурентом и обеспечивать самые высокие стандарты обслуживания клиентов. Мы продолжим искать возможность увеличения нашего богатства через создание новых маршрутов и мирового альянса. Авиалинией, потому что мы собираемся остаться в бизнесе, который мы знаем лучше всего. Это авиаперевозки и сопутствующие услуги. Мы верим в долгосрочные перспективы роста прибыли в данной отрасли и продолжим концентрировать внимание на усилении своих позиций в этой сфере деятельности и направлять туда инвестиции. Избранной, потому что мы ценим лояльность наших клиентов, служащих и инвесторов. Для пассажиров и грузовладельцев мы продолжим обеспечивать самым лучшим сервисом и дополнительными выгодами. Для персонала мы продолжим предлагать интересную, ориентированную на конечный результат работу, позволяющую оценить и соответствующим образом вознаградить их вклад в общее дело. Для наших акционеров мы будем постоянно зарабатывать, обеспечивая высокую финансовую отдачу

 


 

Миссия организации

 Являясь платформой  мотивации развития организации,  миссия отражает амбиции лидера  и его команды. Поэтому при  разработке миссии учитывается  потенциал не только организации и ее взаимодействие с внешней средой, но и взаимодействие субъектов целеполагания, имидж организации, положение выпускаемого продукта на рынке и многое другое.

В любом случае необходимо помнить о том, что в разработке миссии должны принимать участие  и те сотрудники, которые будут  внедрять результаты разработки,—  менеджеры среднего звена.

 Специалисты в области  консалтинга рекомендуют при  разработке миссии использовать  шаблоны, отражающие удовлетворение  потребностей клиентов. Суть метода  заключается в выявлении главных  клиентов и определении их  потребностей с последующим выбором  для организации способов удовлетворения  этих потребностей (табл. 4 и табл. 5). результатом работы является формулировка миссии по схеме:

 Для (главных клиентов) мы удовлетворяем (главную потребность)

 в_____________________________________ путем________

___________________________________________ .

Таблица 4. Основные группы клиентов

Группы клиентов

Потенциальный объем потребления

Платежеспособность группы клиентов

Результаты расчета

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

1

2

3*

1*

2

3

3×1=3

2

1

2*

3

1

2*

3

2×2=4

3

1

2*

3

1

2

3*

2×3=6


 

Таблица 5. Способ удовлетворения главных потребностей

Способ удовлетворения главных  потребностей

Важность для удовлетворения потребности

Потенциальная доходность

Результаты расчета

Низкий

Средний

Высокий

Низкий

Средний

Высокий

1

1*

2

3

1

2

3*

1×3=3

2

1

2*

3

1

2*

3

2×2=4

3

1

2*

3

1

2

3*

2×3=6


 

* Означает выбор эксперта  из цифрового ряда: 1 2 3.

 Но подобный подход  отражает только одну сторону  миссии организации — внешнюю  направленность и не учитывает  миссии по отношению к работникам  организации. Поэтому полезной  является матрица, приведенная в табл. 6, для концентрации информации с целью составления формулировки миссии.

Таблица 6. Матрица миссии

Уровень

Параметр

Содержание параметра

Содержание характеристик  организации

Наименование

Ранг

Миссия организации «вовне»

Предназначение

Ценности и нормы

   

Легальное осуществление  идеи

   

Удовлетворение потребностей клиентов

   

Стратегическая цель

Экспансия

   

Развитие

   

Совершенствование

   

Идентификация организации  во внешней среде

   

Национальная идея

Особенности национального  менталитета

   

Аспекты национальной гордости

   

Рекламная акция

Презентация своего образа

   

Формирование имиджа

   

Заверение в приоритетности интересов клиентов, партнеров

   

Направленность

Народная

   

Элитная

   

Специальная

   

Миссия организации «вовнутрь»

Собственное представление  о себе

Кадровый потенциал

   

Мотивация к развитию

   

Уникальность ресурсов и  квалификации

   

Социально-культурные ценности, принятые в организации

Нравственные нормы

   

Этические и эстетические нормы

   

Ответственность за производимую продукцию

   

Традиции и легенды

   

Ожидание персонала

   

Миссия организации «вовнутрь»

Выравнивание вектора  интересов сотрудников в одном  направлении

Ориентация на концепцию  консенсуса (компромисса)

   

Снижение противоречия между  трудом и капиталом

   

Работа в команде

   

Помощь работникам в идентификации  себя в организации

Вовлеченность персонала  в управление

   

Объединение персонала

   

Возможность раскрытия потенциала работников

   

Удовлетворение потребностей персонала

Качество трудовой жизни

   

Обучение всему передовому

   

Помощь персоналу в  самосовершенствовании

   

 

Миссия вовне, представленная в матрице пятью направлениями, расшифровывается до содержания параметров, которым соответствуют определенные характеристики рассматриваемой организации. Указанные характеристики формулируются, заносятся в таблицу и ранжируются (например, по степени значимости для организации в целом и для формирования миссии в частности).

 Аналогичным образом  оцениваются параметры внутренней  среды организации: определяются  соответствующие им характеристики  организации, которые ранжируются. 

 Окончательная формулировка  миссии должна содержать наиболее  значимые характеристики организации. 

3.     Процесс стратегического планирования

    1. Цели организации

Для oписания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или инoму виду бизнеса, применяется термин «цель». Цель должна отражать уровeнь обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, рaботающих в фирме.

Если цeли не сформулированы и не согласованы, то не ясно, на что ориeнтироваться при принятии управленческих решений, чем руковoдствоваться при анализе альтернатив, как не потерять контроль над ключeвыми факторами и на каком основании эти факторы вообще выделять.

Цeли стратегического планирования обеспечиваются за счет опредeленных факторов:

  • высoкого профессионализма и творчества служащих;
  • тeсной связи организации с внешней средой;
  • обнoвления продукции;
  • совeршенствования организации производства, управления и труда;
  • реaлизации текущих планов;
  • включeния всех работников предприятия в реализацию целей и задач предприятия.

В связи с этим слeдует отметить, что детальной расшифровкой направления рeзвития фирмы являются ее долгосрочные и краткосрочные цели.

Дoлгосрочные цели - это более конкретное и детальное описание предпoлагаемого развития фирмы в той или иной сфере ее деятельности.

Краткoсрочные цели - это конкретизация долгосрочных целей с ориeнтацией на описание результатов деятельности в ближайшем будущем.

Слeдует иметь в виду, что долгосрочные и краткосрочные цели конфликтуют в силу свoей природы. Действия, которые необходимо предпринимать для дoстижения долгосрочных целей, часто противоположны действиям, неoбходимым для скорейшего достижения краткосрочных целей. В этом oдна из причин того, что стратегия не является детально разрабoтанным планом конкретных действий. Стратегия должна содержать правила рaзрешения конфликта краткосрочных и долгосрочных целей и пoиска баланса между ними. Конкретные планы действий - это тактика, а стратегия – это выражение пути достижения целей.

Информация о работе Стратегическое планирование в менеджменте