Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 07:40, курсовая работа
При обсуждении вопросов, связанных с успехом или неудачей предприятия на рынке, необходимо помнить, что покупатель - хозяин положения. Такое отношение к покупателю характерно для Запада. К сожалению, у нас покупатель пока полностью не пользуется своими правами и не считает себя хозяином положения. Это является следствием неполного отражения новых рыночных отношений в системе экономических отношений в России.
Введение
1. Стратегическое планирование как основой инструмент менеджмента, его функции. Понятие стратегии
2. Типы стратегий и методика стратегического планирования
3. Процесс стратегического планирования
Цели организации
3.2. Оценка и анализ внешней среды
3.3. Анализ внутренней среды деятельности предприятия
Изучение стратегических альтернатив и выбор стратегии
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников
Обычно стратегия
Вместе с тем, как
внутри организации, так и вне
ее появляются новые
В общем случае, на
предприятии может быть
Стратегии интегрированного роста – стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.
Стратегии диверсификационного роста – стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.
Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.
Любая стратегия включает
общие принципы, на основе которых
менеджеры данной организации
могут принимать
Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Это набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.
Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.
Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.
Основные отличительные особенности стратегии выделил И. Ансофф в своей книге "Стратегическое управление", 1989 г.: Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.
В ходе формулирования стратегии
нельзя предвидеть все возможности,
которые откроются при
Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия – средство для достижения цели. Ориентиры – это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.
Наконец, стратегия и ориентиры
взаимозаменяемы как в
Стратегия в компании
разрабатывается и реализуется
на всех уровнях
«Первый уровень – корпоративный – присутствует в компаниях, действующих в нескольких сферах бизнеса.» Здесь принимаются решения о закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании тех или иных сфер бизнеса, рассчитываются стратегические соответствия между отдельными сферами бизнеса, разрабатываются планы диверсификации, осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами.
Второй уровень –
сферы бизнеса – уровень
Третий – функциональный – уровень руководителей функциональных сфер: финансов, маркетинга, НИОКР, производства, управления персоналом и т.д. Четвертый – линейный – уровень руководителей подразделений организации или ее географически удаленных частей, например, представительств, филиалов.
Недиверсифицированная организация имеет, соответственно, три уровня стратегий.
Разнообразие стратегий,
применяемых в стратегическом
управлении, весьма затрудняет их
классификацию. Среди
базовая концепция достижения конкурентных преимуществ;
стадия жизненного цикла отрасли;
относительная сила отраслевой позиции организации;
степень «агрессивности»
поведения организации в
Например, классификация
стратегий предприятия
деловая;
функциональная;
оперативная (последняя может быть включена в функциональную).
Усложняющим фактором при классификации стратегий является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определены по одному из признаков. Так, Забелин П. В. и Моисеева Н. К. предлагают классифицировать стратегии всего по трем признакам: принадлежность к пяти основополагающим стратегиям достижения конкурентных преимуществ (глобальные стратегии);
принадлежность к стратегиям управления портфелем сфер бизнеса (портфельные стратегии);
принадлежность к стратегиям, применяемым в зависимости от внешних и внутренних условий (функциональные);
Выбор стратегии предполагает изучение альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ. Факторы, влияющие на выбор стратегии представлены на рисунке.
Внешние факторы |
||||||
Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы |
Привлекательность отрасли и уровень конкуренции |
Возможности компании и угрозы |
||||
Вывод о степени влияния внутренних и внешних факторов на стратегию |
Выбор и оценка стратегических альтернатив |
Выработка стратегии, полностью отвечающей реальному положению компании | ||||
Стратегическое положение компании | ||||||
Сила и слабость компании, конкурентные преемущества |
Личные устремления, философия бизнеса, этические принципы ведущих руководителей |
Общие ценности и корпоративная культура |
||||
Внутренние факторы |
Реализация стратегии
осуществляется через разработку программ,
бюджетов и процедур, которые можно
рассматривать как
Первый этап: углубленное
изучение состояния среды,
доведение идей стратегического плана и смысла целей до сотрудников предприятия с целью подготовки условий для их вовлечения в процесс реализации стратегий.
Второй этап: разработка
комплекса решений по
На третьем этапе высшее руководство принимает решения о внесении изменений в действующую организационную структуру.
Четвертый этап состоит
в проведении тех необходимых
изменений на предприятии, без
которых невозможно приступить
к реализации стратегии. Для
этого составляется сценарий
возможного сопротивления
Пятый этап: корректировка
стратегического плана в том
случае, если этого настоятельно
требуют вновь возникшие
Результаты реализации
стратегии оцениваются, и с
помощью системы обратной
Все подходы к разработке
стратегии организации сводятся
к теоретическому анализу в сочетании
с интуицией разработчиков, которыми
в первую очередь должны быть субъекты,
детализирующие и реализующие стратегию.
Важным является и то, что стратегия
никогда не может быть продумана
и просчитана до конца, а ее корректировка
по мере изменения внешних и внутренних
условий — процедура
Из сказанного следует,
что универсального, пригодного
на все случаи жизни метода
разработки стратегии не
Лидером разработки
процедур формирования
Таблица 1. Подходы к разработке стратегий
Разработчики |
Основное содержание разработок |
Стратегия |
Период |
К. Эндрюс |
SWOT-анализ |
Экономическая |
1970-е гг. |
М. Портер |
Пять сил конкуренции, типовые стратегии |
Стратегия бизнеса |
1980-е гг. |
Г. Хэмел К. Прахалад |
Стержневые компетенции |
Стратегия лидерства |
1990-е гг. |
К. Эндрюс предложил стратегию, основанную на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностями организации при заданном уровне рисков (экономическую стратегию). Подходы к разработке стратегии бизнеса, основанные на конкурентной позиции организации, да и сами конкурентные стратегии, разработал М. Портер, а концепция стержневых компетенций принадлежит К. Прахаладу и Г. Хэмелу. Традиционные методы разработки стратегий
Ставший сегодня уже
азбучной истиной для
построить матрицу SWOT-анализа;
выбрать товары и рынки, на которых товары будут продаваться;
построить экономическую стратегию, определив доступные ресурсы, необходимые для ее реализации.
Анализ модели пяти
сил конкуренции дает
По Портеру, необходимо: определить выгодную позицию на рынке, которая обеспечит наилучшую защиту от пяти сил конкуренции;
составить прогноз вероятного потенциала прибыльности отрасли;
разработать мероприятия (как стратегические ходы), направленные на то, чтобы занять наиболее выгодную позицию на рынке.
Стержневые компетенции
как способность организации
к чему-то уникальному,
Информация о работе Стратегическое планирование в менеджменте