Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
* Изучить сущность стратегического планирования;
* Изучить значение стратегического планирования в современной организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность стратегического планирования
1. Понятие и виды планирования. Понятие и назначение стратегического планирования…..…………………………………………4
2. Структура стратегического планирования. SWOT-анализ…………7
3. Виды стратегий. Модель М. Портера………………………………..14
4. Реализация стратегического плана…………………………………..16
2. Стратегическое планирование в организации
2.1 Краткая характеристика предприятия. Его миссия…………….…19
2.2 SWOT-анализ фирмы………………………………………...………21
2.3 Определение стратегии и представление программы действий….23
2.4 Контроль реализации стратегического плана………………………30
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Менеджмент. Курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

     ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 159,5 тыс. км. На обслуживании 165 дочерних газораспределительных организаций «Газпрома» находится 445,3 тыс. км распределительных газопроводов, обеспечивающих транспортировку 164,3 млрд куб. м природного газа. «Газпром» экспортирует газ в страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2008 году объем продаж в страны дальнего зарубежья достиг 184,4 млрд куб. м, в страны СНГ и Балтии — 96,5 млрд куб. м.

     Приоритетным  направлением деятельности «Газпрома» является освоение газовых ресурсов полуострова Ямал, Арктического шельфа, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

     По  поручению Правительства РФ «Газпром» является координатором деятельности по реализации Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР (Восточная программа). На востоке России будет создана газоперерабатывающая и газохимическая промышленность, развитие которой позволит рационально использовать значительные запасы гелия и других ценных компонентов, содержащихся в восточносибирском газе. 

Полное  наименование: Открытое Акционерное  Общество «Газпром»

Сокращенное наименование: ОАО «Газпром»

Сокращенное наименование на иностранном языке: OAO Gazprom

Местонахождение: Российская Федерация, Москва, ул. Наметкина, 16

Почтовый  адрес: 117997, Москва, ГСП-7, ул. Наметкина, 16

Телефон: (495) 719-30-01 (справочный)

Факс: (495) 719-83-33

Сайт: www.gazprom.ru

Свидетельство о государственной регистрации: №022.726 Выдано Московской регистрационной Палатой 25.02.93 г.

ОГРН (Основной государственный регистрационный  номер): 1027700070518

Идентификационный номер налогоплательщика: 7736050003

Электронная почта ОАО «Газпром»: gazprom@gazprom.ru

Председатель  правления ОАО «Газпром» — Миллер Алексей Борисович  
 

 

      2.2. SWOT-анализ предприятия ОАО «Газпром». 

      Методика SWOT-анализа исключительно эффективный, доступный, дешевый способ оценки состояния  проблемной и управленческой ситуации в организации. Рекомендуется регулярно, по крайней мере, раз в год проводить SWOT-анализ деятельности организации руководством фирмы.

      Это исключительно универсальный метод, который может использоваться для  анализа деятельности конкретных подразделений. В ряде случаев его можно использовать для оценки сильных, слабых сторон, возможностей и угроз в кадровой работе, при принятии управленческих решений. Применение технологии SWOT-анализа маркетинговой службой при оценке основных конкурентов, создает прекрасные предпосылки для разработки тактики конкурентной борьбы и обеспечения конкурентных преимуществ.

      Руководителю  любого уровня в организации методика SWOT-анализа прекрасное подспорье  в практической деятельности, позволяющее  систематизировать проблемную ситуации, лучше осознать структуру ресурсов, на которые следует опираться в совершенствовании деятельности и развитии организации. 

SWOT-анализ ОАО «Газпром».

Сильные стороны Слабые стороны
  • Мировой лидер по запасам газа.
  • Доминирующее положение Газпрома в отрасли позволяет компании определять правила игры для остальных участников рынка.
  • Государство лоббирует интересы компании на международном уровне.
  • Налоговая нагрузка на Газпром ниже, чем на нефтяные компании, а ставки НДПИ и экспортных пошлин фиксированы.
  • Контроль над газотранспортной системой позволит Газпрому получить доступ к среднеазиатскому газу и газу независимых производителей.
  • Низкие темпы роста добычи газа, а крупнейшие месторождения компании в Надым-Пур-Тазовском регионе находятся в стадии падающей добычи.
  • Высокая степень государственного контроля и ориентация менеджмента на решение государственных задач.
  • Компания не отличается высоким уровнем эффективности и контролем над затратами.
  • Ряд непрофильных активов Газпрома практически не приносит ему дохода.
  • Разработка новых месторождений будет сопряжена с большими издержками в связи со сложными природно-климатическими условиями и удаленностью от основных рынков сбыта.
Возможности Угрозы
  • Рост регулируемых цен на газ позитивным образом отразится на доходах компании.
  • Активизация Газпромом геологоразведочных работ и приобретение новых лицензий могут привести к расширению ресурсной базы и росту добычи газа.
  • Различные формы партнерства с крупнейшими западными компаниями позволяют Газпрому привлекать инвестиции и более активно осуществлять разработку месторождений.
  • Приобретение активов в сегменте распределения и сбыта позволит компании повысить рентабельность бизнеса.
  • Рост спроса на газ в Европе при падении собственной добычи будет способствовать укреплению позиций Газпрома на европейском рынке.
  • Выход на рынок СПГ и строительство новых трубопроводов расширят экспортные возможности Газпрома.
  • Ухудшение конъюнктуры на мировом рынке углеводородов может привести к падению экспортных доходов Газпрома.
  • Изменение политической ситуации, налогообложения.
  • Утрата контроля над издержками.
  • Риски, связанные со странами-транзитерами (Украина, Белоруссия), через территорию которых Газпром экспортирует большую часть газа.
  • Долговая нагрузка может увеличиться из-за высоких инвестиционных потребностей компании.
  • Реформирование газового рынка в Европе может привести к пересмотру долгосрочных контрактов Газпрома.
 

 

     2.3. Определение стратегии и представление  программы действий. 

     Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

   Основные  принципы стратегии компании:

  • повышение эффективности во всех звеньях производственной цепочки от добычи до сбыта природного газа, нефти и продуктов переработки;
  • расширение и диверсификация деятельности (новые рынки, транспортные маршруты, продукты) за счет проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;
  • соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»;
  • совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;
  • персональная ответственность руководителей за принятые управленческие решения.

     Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком энергоресурсов, располагая мощной ресурсной базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.

    1. Стратегия в области прироста запасов
 

     Стратегической  задачей «Газпрома» в отношении ресурсной базы является сохранение паритета между приростом запасов и добычей на период до 2010 г. и обеспечение расширенного воспроизводства запасов в дальнейшей перспективе.

     Геологическое изучение недр будет проводиться в районах с развитой газодобычей (Надым-Пур-Тазовский регион, Прикаспийская нефтегазоносная провинция); а также в новых газоносных районах: полуостров Ямал, шельф арктических морей, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

    1. Стратегия в области добычи газа и нефти
 

     К 2010 году объем добычи газа «Газпромом» составит не менее 570 млрд куб. м, в 2015 году достигнет 610–615 млрд куб. м, в 2020 году — 650–670 млрд куб. м. Это качественно более высокий уровень, чем предусмотрено принятой всего несколько лет назад Энергетической стратегией Российской Федерации.

     В период до 2010 года уровень добычи газа будет обеспечиваться за счет ввода мощностей на действующих и новых объектах Надым-Пур-Тазовского региона: нижнемеловые залежи Заполярного и Песцового месторождений, ачимовские залежи Уренгойского месторождения, апт-альбские и нижнемеловые залежи Ныдинского участка Медвежьего месторождения, сеноманские залежи Западно-Песцового месторождения, вывод на проектную производительность Харвутинской площади Ямбургского месторождения и Южно-Русское месторождение. Экономическая целесообразность их освоения обусловлена близостью развитой газодобывающей и газотранспортной инфраструктуры.

     После 2010 года предполагается освоение новых  стратегических районов газодобычи на полуострове Ямал, шельфе Баренцева моря, в акваториях Обской и Тазовской губ, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

     Извлечение  метана из угольных пластов призвано стать одним из основных направлений стратегии расширения ресурсной базы «Газпрома». По предварительным оценкам прогнозные годовые объемы добычи в Кузбасском бассейне — крупнейшем метаноугольном бассейне мира — могут составить до 20 млрд куб. м после 2020 года.

     Стратегия развития нефтяного бизнеса предусматривает  рост годовой добычи нефти до 90–100 млн т к 2020 году.

     План  выхода на уровень добычи 2020 г. предусматривает поэтапное вовлечение в эксплуатацию всех разведанных месторождений ОАО «Газпром нефть» (с учетом принадлежащих компании 50% акций ОАО «НГК «Славнефть» и ОАО «Томскнефть»), расширение ресурсной базы за счет ввода в эксплуатацию нефтяных месторождений, находящихся на балансе других компаний Группы Газпром, а также приобретения новых лицензий.

    1. Стратегия в области транспортировки и хранения газа

     Стратегия развития «Газпрома» предусматривает расширение транспортных мощностей и диверсификацию маршрутов транспортировки газа.

     Приоритетными проектами в настоящее время являются строительство газопроводов Северные районы Тюменской области (СРТО) — Торжок, Грязовец — Выборг, «Северный поток» и расширение Уренгойского газотранспортного узла. Кроме того, «Газпромом» реализуются проекты строительства газопроводов Касимовское ПХГ — Воскресенск и Починки — Грязовец.

     Следующими  крупными проектами, которые планируется  начать вводить в эксплуатацию после 2010 г., станут строительство системы магистральных газопроводов Бованенково — Ухта и Ухта — Торжок для транспортировки газа с месторождений полуострова Ямал и строительство газопровода Мурманск — Волхов для транспортировки газа Штокмановского месторождения в Северо-Западный район России, а также строительство газопровода «Южный поток», который наряду с проектом «Северный поток» обеспечит диверсификацию маршрутов поставок газа на европейский рынок. Также «Газпром» участвует в развитии ГТС в Центральной Азии.

     В соответствии с Восточной программой на Дальнем Востоке России предполагается создание и развитие ГТС для обеспечения надежного газоснабжения российских потребителей, выхода на экспортные рынки стран АТР и последующего подключения к действующей ЕСГ России. Основу на первом этапе составит газопровод Сахалин — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск — Владивосток, который позволит газифицировать Хабаровский и Приморский края, а также Еврейскую АО. В перспективе предполагается подключение к этой системе Чаяндинского НГКМ.

    1. Стратегия в области переработки газа и нефти

  «Газпром» нацелен на расширение производства продуктов газохимии, повышение извлечения ценных компонентов из газа и увеличение производства продуктов более глубокой степени переработки, а также на увеличение загрузки перерабатывающих мощностей. Планируется модернизация газоперерабатывающих мощностей, намечается создание новых производств по переработке природного газа с получением синтетического жидкого топлива, диметилового эфира и другой продукции.

    1. Стратегия в области электроэнергетики
 

     В электроэнергетике определены следующие стратегические цели: диверсификация рисков тарифного регулирования, оптимизация топливного баланса и достижение синергетического эффекта от совмещения газового и электроэнергетического видов бизнеса. Основное внимание планируется уделять увеличению доли угольной генерации нового поколения и повышению КПД в газовой генерации, что позволит обеспечить эффективное использование газа при растущих энергетических потребностях российской экономики.

     Реформа электроэнергетики России предоставила «Газпрому» возможность приобретения электрогенерирующих мощностей. Группа «Газпром» уже консолидировала  контрольный пакет акций ОАО  «Мосэнерго» и планирует получить контроль над ОАО «ТГК-1», ОАО «ОГК-2», и ОАО «ОГК-6», а также меньшие доли участия в капитале ряда других генерирующих компаний.

     Группа  «Газпром» изучает возможности  инвестирования в европейские электроэнергетические активы. Расширяется сотрудничество с энергоснабжающими компаниями, обладающими клиентской базой и комплексом технологий, которые помогут увеличить присутствие Группы на международном рынке электроэнергии.

    1. Стратегия «глобального присутствия»

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии