Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 22:13, курсовая работа
Основная цель данной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
* Изучить сущность стратегического планирования;
* Изучить значение стратегического планирования в современной организации.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность стратегического планирования
1. Понятие и виды планирования. Понятие и назначение стратегического планирования…..…………………………………………4
2. Структура стратегического планирования. SWOT-анализ…………7
3. Виды стратегий. Модель М. Портера………………………………..14
4. Реализация стратегического плана…………………………………..16
2. Стратегическое планирование в организации
2.1 Краткая характеристика предприятия. Его миссия…………….…19
2.2 SWOT-анализ фирмы………………………………………...………21
2.3 Определение стратегии и представление программы действий….23
2.4 Контроль реализации стратегического плана………………………30
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33
Таблица 4. Составление профиля среды.
фактор среды | важность для
отрасли
A |
влияние на организацию B | направление влияния
C |
степень важности D=A*B*C |
1 2 3 … |
Итак, после проведения SWOT-анализа более четко представляются преимущества и недостатки компании, ситуация на рынке. Это позволит выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы, попутно пользуясь предоставленными рынком возможностями.
1.3. Виды стратегий.
Модель М. Портера.
Общая стратегическая модель Портера рассматривает две основные концепции маркетинга:
Объединяя эти две концепции, модель Портера выделяет следующие стратегии:
Согласно модели Портера зависимость между долей на рынке и прибыльностью имеет U–форму. Из этой кривой видно, что предприятие с небольшой долей рынка может преуспеть посредством разработки четко сконцентрированной стратегии, предприятие, имеющее большую долю рынка, преуспеет в результате преимуществ по издержкам или дифференцированной стратегии. Любое предприятие может “завязнуть в середине”, если оно не обладает уникальной продукцией и преимуществами по общим издержкам. Согласно матрице Портера небольшое предприятие может иметь прибыль, концентрируясь на какой-либо одной конкурентной “нише”, даже если её общая доля на рынке невелика. Предприятие необязательно должно быть большим, чтобы иметь хорошие показатели.
Выбор конкретной стратегии делается после анализа шансов и рисков и должен основываться на тщательном учете имеющихся материальных и финансовых ресурсов предприятия.
Следующим шагом является определение совместимости элементов стратегии с долгосрочными задачами предприятия и устранения всех имеющих место противоречий. Такими противоречиями могут быть, например, противоречия между желанием получить краткосрочную прибыль на случайном сегменте рынка, который не совпадает с долгосрочной рыночной стратегией и в долгосрочном плане может привести к большим финансовым потерям, вызванным, например, несвоевременным выходом на основные сегменты рынка.
1.4.
Реализация стратегического
Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Цель устанавливает, что организация хочет достичь и когда она хочет получить желаемый результат. Метод достижения цели — как — рассматривается только в общем смысле, а именно — каким бизнесом занимается организация. Такой подход дает огромную свободу действий. Работники, ответственные за достижение целей, движимые даже наилучшими намерениями, могут легко выбрать такой образ действий или вести себя таким образом, что фактически не обеспечит достижение целей. Чтобы избежать подобной дезориентации и неправильного толкования, руководство должно разрабатывать дополнительные планы и конкретные указания по обеспечению целей и наладить процесс реализации стратегического плана.
Основной
задачей этих директив является ориентация
будущих решений и поведения
на реализацию альтернатив, которые, по
мнению руководства, являются благоприятными
для достижения общей цели. Основная
идея заключается в более тесной увязке
действий, а не в применении какой-то интеллектуальной
смирительной рубашки. Основными компонентами
формального планирования будут тактика,
политика, процедуры и правила.
1.
Тактика.
Подобно тому как руководство вырабатывает краткосрочные цели, согласующиеся с долгосрочными и облегчающие их достижение, оно также часто должно разрабатывать краткосрочные планы, согласующиеся с его общими долгосрочными планами. Такие краткосрочные стратегии называются тактикой. Вот некоторые из характеристик тактических планов:
1.
Тактику разрабатывают в
2.
В то время как стратегия
почти всегда разрабатывается
на высших уровнях руководства,
3. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия.
4.
В то время как результаты
стратегии не могут быть
2.
Политика.
После составления долгосрочных и тактических планов руководство должно приступить к разработке дополнительных ориентиров, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов. Таким этапом в процессе реализации является выработка политики.
Политика представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей.
Политика
обычно формулируется высшими
3.
Процедуры.
Для
руководства управленческими
Процедура описывает действия, которые следует предпринять в конкретной ситуации.
По
существу, процедура представляет собой
запрограммированное решение, которое
исключает необходимость «
4.
Правила.
Когда успешная реализация планов зависит от точного выполнения задания, руководство может посчитать необходимым полностью исключить всяческую свободу выбора. Чтобы выполнить свои задачи по обеспечению внутренней безопасности, ЦРУ, например, должно принимать к себе на работу только людей исключительно лояльных и заслуживающих доверия. Поэтому оно не может позволить руководителям нанимать любого человека без специального изучения его биографии. Руководство также считает необходимым исключить возможность выбора там, где имеется относительно высокая вероятность того, что некоторые люди могут вести себя таким образом, который приведет к отрицательным последствиям. Во многих организациях, например, требуется, чтобы сотрудники находились на рабочем месте в конкретный период времени, скажем, с 9 часов утра до 5 часов вечера.
Чтобы решить эти небольшие, но важные проблемы, когда для достижения целей требуется высокая степень подчинения, руководители используют правила. Когда руководство хочет ограничить действия сотрудников, чтобы гарантировать выполнение конкретных действий конкретными способами, оно составляет правила.
Правило точно определяет, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации.
Правила
отличаются от процедур тем, что они
рассчитаны на конкретный и ограниченный
вопрос. Процедуры рассчитаны на ситуации,
в которых имеет место
2. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1.
Краткая характеристика
ОАО «Газпром» — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основные направления деятельности — геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация газа и других углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии. Государство является собственником контрольного пакета акций «Газпрома» — 50,002%. Численность персонала 376,3 тысяч человек.
ОАО «Газпром» является правопреемником имущественных прав и обязанностей Государственного газового концерна «Газпром», в том числе его прав пользования землей, недрами, природными ресурсами, а также прав и обязанностей по заключенным концерном договорам.
«Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет около 17 процентов, в российских – около 70 процентов.
«Газпрому»
принадлежат магистральные
В соответствии с Указом Президента РФ от 5 ноября 1992 г. на компанию возложены следующие обязательства:
Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
Стратегической
целью является становление ОАО
«Газпром» лидером среди
Группа «Газпром» является крупнейшей компанией мира по величине запасов природного газа. По состоянию на 31 декабря 2008 года запасы газа Группы по категориям А+В+С1 оценивались в 33,1 трлн куб. м. По международным стандартам PRMS доказанные и вероятные запасы углеводородов Группы оценены в 27,3 млрд т у. т., стоимость запасов — 230,1 млрд долл.
По объемам добычи газа Группа «Газпром», на долю которой приходится 17% мировой добычи, является лидером среди нефтегазовых компаний мира. В 2008 году Группой добыто 549,7 млрд куб. м газа.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии