Стратегическое планирование на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
* Изучить сущность стратегического планирования;
* Изучить значение стратегического планирования в современной организации.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность стратегического планирования
1. Понятие и виды планирования. Понятие и назначение стратегического планирования…..…………………………………………4
2. Структура стратегического планирования. SWOT-анализ…………7
3. Виды стратегий. Модель М. Портера………………………………..14
4. Реализация стратегического плана…………………………………..16
2. Стратегическое планирование в организации
2.1 Краткая характеристика предприятия. Его миссия…………….…19
2.2 SWOT-анализ фирмы………………………………………...………21
2.3 Определение стратегии и представление программы действий….23
2.4 Контроль реализации стратегического плана………………………30
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33

Работа содержит 1 файл

Менеджмент. Курсовая.doc

— 238.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение………………………………………………………………………...3 
    1. Сущность стратегического планирования

    1. Понятие и виды планирования. Понятие и назначение стратегического планирования…..…………………………………………4
    2. Структура стратегического планирования.  SWOT-анализ…………7
    3. Виды стратегий. Модель М. Портера………………………………..14
    4. Реализация стратегического плана…………………………………..16

    2. Стратегическое  планирование в организации

    2.1   Краткая характеристика предприятия. Его миссия…………….…19

    2.2    SWOT-анализ фирмы………………………………………...………21

    2.3    Определение стратегии и представление  программы действий….23

      2.4    Контроль реализации стратегического плана………………………30

    Заключение…………………………………………………………………….31

    Список  литературы……………………………………………………………33 

 

    ВВЕДЕНИЕ 

     Стратегическое  планирование — это одна из  функций  управления,  которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.  Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации,  мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс  стратегического планирования  обеспечивает  основу  для  управления членами организации.  Проецируя все вышеперечисленное на реалии обстановки в нашей стране,  можно отметить, что стратегическое планирование становится все  более  актуальным для российских предприятий,  которые  вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.

       Проблеме стратегического планирования  уделено большое внимание в западной литературе, но, к сожалению, в нашей стране долгое время не уделялось должного внимания данной проблеме. Необходимость появления учебных пособий по планированию была вызвана преобразованием централизованного планирования в систему государственного регулирования. Это потребовало кардинального пересмотра всех элементов  системы внутрифирменного планирования.

     Основная цель данной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. 

       Цель  исследования обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:

  • Изучить сущность стратегического планирования;
  • Изучить значение стратегического планирования в современной организации.

       Объектом  исследования является система стратегического планирования на предприятии ОАО «Газпром».

       Предметом исследования является механизм  стратегического планирования.

       Теоретическую основу исследования составляют научные  положения, содержащиеся в трудах ведущих  отечественных и зарубежных учёных и специалистов в области экономической теории, управления экономикой, менеджмента.

 

  1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
 
       
    1. Понятие и  виды планирования. Понятие и назначение стратегического планирования.
 

     В современных теориях планирование означает процесс подготовки управленческого решения, базирующийся на обработке исходной информации и включающий в себя определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях.

     Планирование  можно классифицировать по нескольким критериям:

  • по степени охвата (общее и частичное);
  • содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности);
  • предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация, программное, действий);
  • сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);
  • охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);
  • срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);
  • жесткое и гибкое.

    Стратегическое  планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целей (рис. 1.1). 

      
 
 
 
 
 

    Процесс стратегического планирования является инструментом, с помощью которого обосновываются управленческие решения в области хозяйственной деятельности. Его важнейшая задача обеспечить нововведения и организационные изменения, необходимые для жизнедеятельности предприятия. Как процесс стратегическое планирование включает четыре вида деятельности (функции стратегического планирования) (рис. 1.2). К ним относятся: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и регулирование, организационные изменения. 

    

  1. Распределение ресурсов.

      Данный  процесс включает планирование распределение  ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.

  1. Адаптация к внешней среде.

      Адаптацию следует интерпретировать в широком  смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее (спланированы). В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.

  1. Координация и регулирование.

        Данная функция предполагает  согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.

  1. Организационные изменения.

     Эта деятельность предусматривает формирование организации, которая обеспечивает слаженную работу персонала управления, развитие мышления менеджеров, учет прошлого опыта стратегического планирования. В конечном счете, данная функция проявляется в проведении различных организационных преобразований на предприятии: перераспределение функций управления, полномочий и ответственности работников аппарата управления; создания системы стимулирования, способствующей достижению цели стратегического плана и т. п. Важно, чтобы эти организационные изменения проводились не как реакция предприятия на сложившуюся ситуацию, что характерно для ситуационного управления, а были результатом организационного стратегического предвидения. 

       1.2. Структура стратегического планирования. SWOT-анализ. 

    Стратегическое  планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, входящих в стратегическое управление, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.

    На  рис. 1.3 представлена принципиальная схема процесса стратегического управления.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Процесс стратегического планирования включает:

  • определение миссии предприятия, организации;
  • формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации;
  • оценку и анализ внешней среды;
  • оценку и анализ внутренней структуры;
  • разработку и анализ стратегических альтернатив;
  • выбор стратегии.

    Процесс стратегического управления (кроме  стратегического планирования) включает также:

    • реализацию стратегии;
    • оценку и контроль выполнения стратегии.

    Как видно из рис. 1.3, стратегическое планирование является одним из компонентов стратегического  управления. Стратегическое управление иногда рассматривается как синоним  термина «стратегическое планирование». Однако это не так. Стратегическое управление помимо стратегического планирования содержит механизм реализации решений. 

    Основные  компоненты стратегического планирования: 

    1. Определение миссии организации. 

      Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

     2. Формулирование целей и задач.

 

    Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь, по крайней мере, четыре типа целей:

    • количественные цели;
    • качественные цели;
    • стратегические цели;
    • тактические цели.

    Цели  для нижележащих уровней фирмы  рассматриваются как задачи.

     3. Анализ и оценка внешней и внутренней среды.

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии