Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2010 в 22:13, курсовая работа
Основная цель данной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
* Изучить сущность стратегического планирования;
* Изучить значение стратегического планирования в современной организации.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Сущность стратегического планирования
1. Понятие и виды планирования. Понятие и назначение стратегического планирования…..…………………………………………4
2. Структура стратегического планирования. SWOT-анализ…………7
3. Виды стратегий. Модель М. Портера………………………………..14
4. Реализация стратегического плана…………………………………..16
2. Стратегическое планирование в организации
2.1 Краткая характеристика предприятия. Его миссия…………….…19
2.2 SWOT-анализ фирмы………………………………………...………21
2.3 Определение стратегии и представление программы действий….23
2.4 Контроль реализации стратегического плана………………………30
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………33
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Сущность стратегического планирования
2. Стратегическое планирование в организации
2.1 Краткая характеристика предприятия. Его миссия…………….…19
2.2 SWOT-анализ фирмы………………………………………...………21
2.3
Определение стратегии и
2.4 Контроль реализации стратегического плана………………………30
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое планирование — это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование является основой для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации. Проецируя все вышеперечисленное на реалии обстановки в нашей стране, можно отметить, что стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, так и с иностранными корпорациями.
Проблеме стратегического
Основная цель данной работы – показать, что стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления предприятием, и без него вряд ли возможна успешная работа предприятия в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий.
Цель исследования обусловила постановку и решение следующих взаимосвязанных задач:
Объектом исследования является система стратегического планирования на предприятии ОАО «Газпром».
Предметом исследования является механизм стратегического планирования.
Теоретическую основу исследования составляют научные положения, содержащиеся в трудах ведущих отечественных и зарубежных учёных и специалистов в области экономической теории, управления экономикой, менеджмента.
В
современных теориях
Планирование можно классифицировать по нескольким критериям:
Стратегическое
планирование представляет собой набор
процедур и решений, с помощью которых
разрабатывается стратегия предприятия,
обеспечивающая достижение целей функционирования
предприятия. Логика этого определения
такова: деятельность аппарата управления
и принимаемые на ее основе решения формируют
стратегию функционирования предприятия,
которая позволяет фирме достичь своих
целей (рис. 1.1).
Процесс
стратегического планирования является
инструментом, с помощью которого обосновываются
управленческие решения в области хозяйственной
деятельности. Его важнейшая задача обеспечить
нововведения и организационные изменения,
необходимые для жизнедеятельности предприятия.
Как процесс стратегическое планирование
включает четыре вида деятельности (функции
стратегического планирования) (рис. 1.2).
К ним относятся: распределение ресурсов,
адаптация к внешней среде, внутренняя
координация и регулирование, организационные
изменения.
Данный процесс включает планирование распределение ресурсов, таких как материальные, финансовые, трудовые, информационные ресурсы и т.д. Стратегия функционирования предприятия строится не только на расширении бизнеса, удовлетворении рыночного спроса, но и на эффективном потреблении ресурсов, постоянном снижении издержек производства. Поэтому эффективное распределение ресурсов между различными сферами бизнеса, поиск комбинаций их рационального потребления является важнейшей функцией стратегического планирования.
Адаптацию следует интерпретировать в широком смысле слова как приспособление предприятия к изменяющимся рыночным условиям хозяйствования. Рыночная среда по отношению к субъектам хозяйствования всегда содержит благоприятные и неблагоприятные условия (преимущества и угрозы). Задача данной функции — приспособить хозяйственный механизм предприятия к этим условиям, т.е., воспользоваться преимуществами в конкурентной борьбе и предотвратить различные угрозы. Разумеется, эти функции выполняются также и в текущем управлении предприятием. Однако эффективность оперативного управления будет достигнута лишь в том случае, если конкурентные преимущества и барьеры будут предвидены заранее (спланированы). В этом отношении задача стратегического планирования состоит в том, чтобы обеспечить для предприятия новые благоприятные возможности посредством создания соответствующего механизма адаптации предприятия к внешней среде.
Данная функция предполагает согласование усилий структурных подразделений фирмы (предприятий, производств, цехов) для достижения цели, предусмотренной стратегическим планом. Стратегия предприятия включает сложную систему взаимосвязанных целей и задач. Декомпозиция этих целей и задач предусматривает их деление на более мелкие компоненты и закрепление за соответствующими структурными подразделениями и исполнителями. Этот процесс происходит не спонтанно, а на плановой основе в стратегическом плане. Поэтому все компоненты стратегического плана должны быть увязаны по ресурсам, структурным подразделениям и исполнителям и функциональным процессам. Эта увязка обеспечивается системой формирования показателей планирования, а также наличием на предприятии в аппарате управления соответствующего подразделения или исполнителя, отвечающих за координацию. Объектами координации и регулирования являются внутренние производственные операции.
Эта
деятельность предусматривает формирование
организации, которая обеспечивает слаженную
работу персонала управления, развитие
мышления менеджеров, учет прошлого опыта
стратегического планирования. В конечном
счете, данная функция проявляется в проведении
различных организационных преобразований
на предприятии: перераспределение функций
управления, полномочий и ответственности
работников аппарата управления; создания
системы стимулирования, способствующей
достижению цели стратегического плана
и т. п. Важно, чтобы эти организационные
изменения проводились не как реакция
предприятия на сложившуюся ситуацию,
что характерно для ситуационного управления,
а были результатом организационного
стратегического предвидения.
1.2.
Структура стратегического планирования.
SWOT-анализ.
Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, входящих в стратегическое управление, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.
На рис. 1.3 представлена принципиальная схема процесса стратегического управления.
Процесс стратегического планирования включает:
Процесс стратегического управления (кроме стратегического планирования) включает также:
Как
видно из рис. 1.3, стратегическое планирование
является одним из компонентов стратегического
управления. Стратегическое управление
иногда рассматривается как синоним
термина «стратегическое
Основные
компоненты стратегического планирования:
1.
Определение миссии организации.
Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.
Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь, по крайней мере, четыре типа целей:
Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии