Стратегическое планирование деятельности организации на примере ОАО «Российские железные дороги»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процессов стратегического планирования в ОАО «РЖД».
Поставленная цель требует решения следующих задач:
рассмотрения теоретических основ процессов стратегического планирования;
аналитическое исследование предприятия, (изучение его организационно – экономической характеристики, структуры, истории создания),
рассмотрение стратегии развития организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Роль стратегического планирования в системе менеджмента…..
1.1. Сущность и принципы стратегического планирования………………
1.2. Этапы стратегического планирования…………………………………
1.3. Содержание стратегического плана…………………………………… 5
5
8
11
Глава 2.Организационно – экономическая характеристика ОАО «РЖД»
2.1. Организационно-правовая характеристика ОАО «РЖД»…………..
2.2. Экономическая характеристика предприятия ОАО «РЖД»…………
2.3 Финансовое состояние ОАО «РЖД»…………………………………...
16
16
18
29
Глава 3. Разработка стратегии развития ОАО «РЖД»…………………….
3.1. Миссия и ее сопровождение на ОАО «РЖД»………………………....
3.2. Анализ внешней среды ОАО «РЖД»………………………………….
3.3. Анализ внутренней среды ОАО «РЖД»……………………………….
3.4. SWOT – анализ и составление стратегии ОАО «РЖД»………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая Стратегическое планирование на организации.docx

— 138.15 Кб (Скачать)

       Факторы, по которым определяется внутренняя среда ОАО «РЖД»: кадры, организация, производство, маркетинг, финансы и учет проанализированы в профиле среды организации (таблица 18)..

       Таблица 18 – Профиль среды ОАО «РЖД»

Факторы среды Важность  для отрасли Влияние на орг-ию Направление влияния Степень влияния
1. Кадры

1.1.текучесть  кадров и прогулы;

1.2.особая квалификация  и опыт;

1.3.эффективная  мотивация кадров;

1.4. высокие затраты  на обучение. 

2. Организация

2.1.орг-структура;

2.2.система стратегического  планирования;

2.3.престиж и  имидж организации. 

3. Производство

3.1.отсутсвие контроля качества обслуживания;

3.2. наличие нововведений и разработка инноваций;

3.3. быстрота обслуживания клиентов;

3.4. устаревшее основное производство.

3.5. доля низкодоходных  социальных перевозок 

4. Маркетинг

4.1.доля рынка  транспортных услуг;

4.2. неэффективная  реклама;

4.3.ценовая политика;

4.4.отсутствие  обратной связи с потребителями. 

5.Финансы  и учет

5.1. возможность  снижения издержек;

5.2. планирование  прибыли;

5.3. изменение  состава акционеров;

5.4.недостаточный  объем инвестиций

 
3

3

2

3 
 

3

2 

3 
 

2 

3 

3

3

3 
 
 

3

1

2

2 
 
 

1

2

1

3

 
1

3

2

3 
 

3

2 

3 
 

2 

3 

3

3

2 
 
 

3

1

2

3 
 
 

1

2

1

3

 
+

+

+

- 
 

+

+ 

+ 
 

- 

+ 

+

-

- 
 
 

+

-

+

- 
 
 

+

+

+

-

 
+3

+9

+4

-9 
 

+9

+4 

+9 
 

-4 

+9 

+9

-9

-6 
 
 

+9

-1

+4

-6 
 
 

+1

+4

+1

-9

       Анализируя  профиль внутренне среды ОАО  «РЖД» можно сделать вывод, что  неблагоприятно на организацию могут повлиять следующие факторы:

    • высокие затраты на обучение персонала,
    • отсутствие контроля качества обслуживания,
    • устаревшее основное производство,
    • отсутствие обратной связи с потребителями.

       Таким образом, менеджерам при составлении  стратегического плана необходимо обратить внимание на данные факторы, с целью повышения конкурентоспособности  ОАО «РЖД» на рынке транспортных услуг.

       3.4. SWOT – анализ и составление стратегии ОАО «РЖД»

       С целью выявления в потенциале организации сильных и слабых сторон, угроз и установления возможностей, предоставляемых фирме её внешней средой и внутренней средой, проведем SWOT – анализ организации, таблица 19.

       Таблица 19 - SWOT – анализ ОАО «РЖД»

  Возможности:

1) рост качества услуг;

2)повышение долгосрочной эффективности и финансовой устойчивости с целью увеличения масштаба транспортного производства в России;

3) создание международных транспортных коридоров;

4)стабильность экономической ситуации;

5) повышение экономической ответственности и заинтересованности всех работников в улучшении финансово-экономических результатов работы корпорации через новый механизм мотивации;

6)совершенствование законодательной базы в части регулирования транспортных услуг и тарифов

7) хороший престиж  организации;

8)эффективное управление затратами на основе информационных технологий

Угрозы:

1)обострение  конкуренции и потеря высокодоходных  клиентов и рынков;

2)отток  кадров высокой квалификации;

3)ограниченный  платежеспособный спрос населения;

4)отсутствие тарифного регулирование.

Сильные стороны:

1) наличие нововведений, разработка инноваций;

2)быстрота обслуживания  клиентов;

2)сдерживание  затрат благодаря масштабам производства;

3)грамотная организационная структура;

4)высококвалифицированные  кадры;

5)положительное  мнение клиентов

Поле  СИВ:

1) улучшение  качества предлагаемых услуг для входа на новые рынки сбыта;

2)используя высококвалифицированный  персонал маркетингового отдела, расширить сеть потребителей.

3)улучшить систему  информированности клиентов с помощью информационных технологий;

4)с помощью  новых технологий создавать международные  транспортные коридоры;

5)с помощью информационных технологий и квалифицированного персонала повысить эффективность управления затратами

Поле  СИУ:

1)повышать гибкость  ценовой политики;

2) пользуясь долговременным опытом работы на рынке, привлекать на предприятие молодых специалистов.

3)использовать  новые методы мотивации с целью  привлечения новых и удержания  уже имеющихся высококвалифицированных  кадров;

4)с помощью  IT-технологий расширить клиентскую  базу.

Слабые  стороны:

1)высокая доля низкодоходных социальных перевозок и постоянных расходов;

2)высокий износ  основных фондов;

3)недостаточный  объем текущих инвестиций;

4)неразвитая система обратной связи

Поле  СЛВ:

1)обновление оборудования для использования новых технологий;

2)повышение уровня рентабельности для выхода на международный рынок;

3)привлекать инвестиции.

Поле  СЛУ:

переход на более  выгодную политику организации для снижения угрозы при повышении расходов на издержки.

       Анализируя  SWOT – анализ ОАО «РЖД» мы четко видим:

       1) какие сильные стороны могут  помочь в использовании возникающих  во внешней среде возможностей (поле СИВ) и противодействовать  угрозам (поле СИУ),

       2) какие слабые стороны могут  помешать использованию возникающих  во внешней среде возможностей (поле СЛВ) и противодействию  угрозам окружения (поле СЛУ).

       Такая огромная компания, как ОАО «РЖД»  безусловно имеет стратегию развития до 2030 года, в которой учтены все факторы внешней и внутренней среды организации, а также анализы рынка, которые будут способствовать более эффективному функционированию компании.

       Осуществление Стратегии должно обеспечить развитие качественно нового, "интеллектуального" транспорта, реализовать транзитный потенциал и создать необходимые  условия для инновационного развития ключевых отраслей экономики страны.

       Стратегия предусматривает строительство  новых железнодорожных линий, повышающих конкурентоспособность и укрепляющих  транспортную целостность страны, выравнивающих  уровень транспортной обеспеченности населения отдаленных регионов страны, создающих условия для появления  новых точек экономического роста. Особенно масштабное строительство  новых железных дорог планируется  в Сибири и на Дальнем Востоке.

  • В соответствии с целевым вариантом Стратегии до 2030 года предусмотрено строительство 20,7 тыс. км новых железнодорожных линий, обновление более 23 тыс. локомотивов, около 1 млн. грузовых вагонов, более 23 тыс. пассажирских вагонов и 24,5 тыс. ед. мотор-вагонного подвижного состава.
  • Развитие высокоскоростного движения позволит изменить всю национальную транспортную систему, предложив населению свободу перемещения с минимальными временными затратами. На расстояниях до 700-1000 км время движения на высокоскоростном поезде будет сопоставимо с полетом на самолете, учитывая время поездки в аэропорт и от аэропорта до места назначения, прохождение регистрации и прочие формальности.

          Высокоскоростные  магистрали (ВСМ) свяжут Москву с Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом, Смоленском и Красным. Выбор вариантов строительства  новых ВСМ "Москва – Нижний Новгород" и "Москва – Смоленск – Краснóе (Западная граница)" будет производиться, исходя из фактической динамики социально-экономического развития страны.

  • Будут разработаны новые отраслевые технические требования, начаты проектно-изыскательские работы и строительство новых железнодорожных линий.
  • Интенсивное строительство инфраструктуры для развития новых "точек" экономического роста в стране. Оно будет осуществляться с одновременным выходом отечественного железнодорожного транспорта на мировой уровень технико-технологического развития.

          Важнейшими приоритетами Стратегии являются развитие железнодорожных  линий, пропускные способности которых  исчерпаны, и коренная модернизация инфраструктуры в соответствии с  лучшими мировыми достижениями. С  этой целью намечены такие мероприятия  как:

  • строительство дополнительных (вторых, третьих и четвертых) главных  путей на наиболее загруженных направлениях;
  • строительство обходов ряда крупных  населенных пунктов;
  • электрификация ряда наиболее грузонапряженных участков;
  • развитие станций и узлов;
  • реконструкция и строительство новых искусственных сооружений;
  • замена и модернизация технических средств инфраструктуры (в области электроснабжения, автоблокировки и т.д.).

       Стратегия холдинга станет основой для выстраивания долгосрочного диалога с государством, российскими и зарубежными партнерами.

       Таким образом, результатами реализации Стратегии  будут коренная модернизация инфраструктуры, качественное обновление подвижного состава  с полной заменой парков с истекшим сроком службы, масштабное расширение сети железных дорог, повышение эффективности  и безопасности работы отрасли. Будут  созданы инфраструктурные условия  для обеспечения территориальной  целостности, обороноспособности страны, ускорения роста российской экономики  и свободного передвижения граждан. При этом плотность железнодорожной  сети будет увеличена на 24% при  полной ликвидации ограничений по пропускной способности. А четыре субъекта Российской Федерации (Республики Алтай и Тыва, Магаданская область, Ненецкий автономный округ) впервые получат доступ к  железнодорожному транспорту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       Реализация  Стратегии также позволит российскому  государству, экономике и обществу получить следующие результаты:

  • железные дороги станут одним из важнейших факторов ускорения экономического роста в России и окажут мультипликативный эффект на рост ВВП;
  • производственно-технологическая и экономическая эффективность  железнодорожного транспорта обеспечит снижение транспортных издержек хозяйствующих субъектов, а значит, высвободит средства для развития других сфер отечественной экономики;
  • модернизированная и расширенная сеть железных дорог откроет новые возможности для образования территориальных производственно-научных кластеров и сгладит диспропорции межрегионального развития;
  • российская железнодорожная сеть станет центральным элементом евразийской транспортной системы, обеспечивающим широкие торговые связи между  мировыми экономическими центрами;
  • эффективная и устойчивая работа железнодорожного транспорта повысит общую конкурентоспособность российской экономики и привлекательность страны для развития бизнеса и притока инвестиций;
  • железнодорожный транспорт станет одним из лидеров в области  внедрения инновационной техники и технологий, обеспечит развитие транспортного машиностроения и других взаимосвязанных отраслей экономики;
  • железные дороги станут привлекательной  сферой вложения частных инвестиций, в том числе в строительство  железнодорожных линий, развитие перевозочной, экспедиторско-логистической деятельности, оперирование подвижным составом и развитие сервисного обслуживания.
 
 
 

       Список  используемой литературы 

       
  1. Адиев Р.В. Стратегическое планирование на предприятии [Текст]. Деньги и кредит №7, 2001г.
  2. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика [Текст]. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001г.
  3. Алексеева М.М. «Планирование деятельности фирмы», Москва «Финансы и статистика», 2000 год.
  4. Ансофф Игорь Стратегическое управление: пер. с английского Е.Л. Леонтьева [Текст], 1989г.
  5. Афанасьев М.П. Маркетинг: Стратегия и практика фирмы [Текст] – М.:    Финстат, 2001г.
  6. Большой экономический словарь [Текст] / Под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Ин-т экономики, 1994.
  7. Виханский О.С. Стратегическое управление [Текст]: Учебник для вузов по  напр. И спец. «Менеджмент» – М.: Гардарика, 2000г.
  8. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента [Текст]: пер. с английского – М: Юнити, 2001г.
  9. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций [Текст], 2000г.
  10. Ильин А.И. Планирование на предприятии [Текст]: Учеб. Пособие. В 2 ч. Ч 1. Стратегическое планирование. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000г.
  11. Клиланд У. Стратегическое планирование в организациях [Текст]. – М.2000г.
  12. Сайт www.rzhd.ru.

Информация о работе Стратегическое планирование деятельности организации на примере ОАО «Российские железные дороги»