Стратегическое планирование деятельности организации на примере ОАО «Российские железные дороги»

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение процессов стратегического планирования в ОАО «РЖД».
Поставленная цель требует решения следующих задач:
рассмотрения теоретических основ процессов стратегического планирования;
аналитическое исследование предприятия, (изучение его организационно – экономической характеристики, структуры, истории создания),
рассмотрение стратегии развития организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Роль стратегического планирования в системе менеджмента…..
1.1. Сущность и принципы стратегического планирования………………
1.2. Этапы стратегического планирования…………………………………
1.3. Содержание стратегического плана…………………………………… 5
5
8
11
Глава 2.Организационно – экономическая характеристика ОАО «РЖД»
2.1. Организационно-правовая характеристика ОАО «РЖД»…………..
2.2. Экономическая характеристика предприятия ОАО «РЖД»…………
2.3 Финансовое состояние ОАО «РЖД»…………………………………...
16
16
18
29
Глава 3. Разработка стратегии развития ОАО «РЖД»…………………….
3.1. Миссия и ее сопровождение на ОАО «РЖД»………………………....
3.2. Анализ внешней среды ОАО «РЖД»………………………………….
3.3. Анализ внутренней среды ОАО «РЖД»……………………………….
3.4. SWOT – анализ и составление стратегии ОАО «РЖД»………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список используемой литературы…………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая Стратегическое планирование на организации.docx

— 138.15 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЯТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ГМУ И МЕНЕДЖМЕНТА 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Стратегический менеджмент» на тему:

«Стратегическое планирование деятельности организации 

на примере  ОАО «Российские железные дороги» 
 
 
 

                    Выполнила:

                    студентка 4 курса

                    группы  Мн-41

                    Ефремова  И.Н.

                    Проверила:

                    Фокина  Т.И. 
                     
                     

Киров

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Роль стратегического планирования в системе менеджмента….. 
1.1. Сущность и принципы стратегического планирования……………… 
1.2. Этапы стратегического планирования………………………………… 
1.3. Содержание стратегического плана……………………………………
5

5

8

11

Глава 2.Организационно – экономическая характеристика  ОАО «РЖД»

2.1. Организационно-правовая  характеристика ОАО «РЖД»…………..

2.2. Экономическая характеристика предприятия ОАО «РЖД»…………

2.3 Финансовое  состояние ОАО «РЖД»…………………………………...

16

16

18

29

Глава 3. Разработка стратегии развития ОАО «РЖД»…………………….

3.1. Миссия и  ее сопровождение на ОАО «РЖД»………………………....

3.2. Анализ внешней  среды ОАО «РЖД»………………………………….

3.3. Анализ внутренней  среды ОАО «РЖД»……………………………….

3.4. SWOT – анализ  и составление стратегии ОАО  «РЖД»………………

Заключение…………………………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………………..

Приложения

32

32

35

40

42

46

47

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение 

       Вопрос  о разработке задач стратегического  управления в организации является одним из важнейших вопросов дисциплины «Менеджмент организации». Актуальность данной темы бесспорно велика. Это  сравнительно молодое, перспективное  и необходимое в бизнесе направление, имеющее большое значение и активно  используемое в странах Запада, как  база ведения управленческих процессов  организации в условиях рынка. Это  направление, постепенно вводимое в  России, получило признание во всём деловом мире. Стратегия создает ориентиры производительности, представление о конкурентных преимуществах, план действий для удовлетворения покупателей и достижения высокой производительности. Без тщательно сформулированной стратегии деятельность организации теряет смысл, утрачивает конкурентоспособность, ведет к внутреннему застою и ухудшению результатов. Изучая стратегическое управление, менеджеры смогут качественнее работать в условиях рынка, правильно оценивать ситуацию и предпринимать необходимые для предприятия шаги.

       Целью работы является изучение процессов  стратегического планирования в  ОАО «РЖД».

       Поставленная  цель требует решения следующих  задач:

    1. рассмотрения теоретических основ процессов стратегического планирования;
    2. аналитическое исследование предприятия, (изучение его организационно – экономической характеристики, структуры, истории создания),
    3. рассмотрение стратегии развития организации.

       Объектом  исследования является стратегическое планирование на ОАО «РЖД».

       Предметом исследования является открытое акционерное общество «Российские железные  дороги.».

       В ходе выполнения данной курсовой работы для исследования предприятия ОАО  «РЖД» применялись следующие  методы исследования: монографический, аналитический, расчётный, сравнение.

     Теоретической и методологической базой исследования служат труды отечественных учёных по исследуемой проблеме, а именно: Р.В. Адиева, Игоря Ансоффа, М.П. Афанасьева, А.И.Ильина, У.Клиланда и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы стратегического планирования на предприятии

 
1.1. Сущность и  принципы стратегического  планирования
 

       В настоящее время существует множество  определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки  и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия  с внешней средой.

       Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения [1].

       «Стратегическое управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегию можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь ее целями и линией поведения, выбранной для достижения этих целей».[6]

       Стратегия должна стать «"нитью времени", связывающей прошлое и будущее, одновременно обозначившей путь к развитию».[2] B самом общем виде стратегия может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время. Разработка стратегии должна основываться на глубоком понимании рынка, оценке позиции предприятия на рынке, осознании своих конкурентных преимуществ.

       Сущность  стратегического планирования заключается в ответе на три важнейших вопроса:

    1. В каком положении предприятие находится в настоящее время?
    2. В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
    3. Каким способом достигнуть желаемого положения? [4]

       В основе стратегического планирования лежат стратегические решения.

       Стратегические  решения - это управленческие решения, которые:

       1) ориентированы на будущее и  закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений

       2) сопряжены со значительной неопределенностью,  поскольку учитывают неконтролируемые  внешние факторы, воздействующие  на предприятие;

       3) связаны с вовлечением значительных  ресурсов и могут иметь чрезвычайно  серьезные, долгосрочные последствия  для предприятия.

       Стратегическое  планирование - это логическая последовательность нескольких этапов, включающих совокупность процедур. [7]

       По  своему характеру их можно объединить в две группы: стратегический анализ (анализ внешней среды, внутрифирменный  анализ, анализ сильных и слабых сторон фирмы) и стратегическое проектирование (определение миссии, определение  стратегического положения, установление целей, планирование реализации стратегии). Следует отметить, что последовательность отдельных процедур зависит от стадии жизненного цикла фирмы, от наличия  предыдущего стратегического плана, но, в конечном счете, все они в  совокупности составляют замкнутый  цикл стратегического планирования.

       Стратегическое  планирование представляет собой набор  действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. [5]

       Таким образом, можно сказать, что стратегическое планирование — это средство реализации стратегии предприятия, оно направлено на поиск необходимых ресурсов и  путей по достижению целей, вытекающих из принятой стратегии развития. По существу, это увязка целей и ресурсов по их достижению.

       Стратегическое  планирование целиком и полностью  является прерогативой высшего руководства  предприятия. Продолжительность планового  периода, который охватывает стратегическое планирование, составляет, как правило, 10-15 лет. Выбор такой длительности обусловливается рядом причин, и  прежде всего тем, что за этот период обычно происходят сменяемость основных фондов, кардинальные изменения в  науке и технике, изменение вкусов населения в сторону новых  видов продуктов и услуг и  т.д.

       Стратегическое  планирование в процессе своего осуществления  должно следовать следующим принципам [3]:

  • гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к изменениям среды функционирования предприятия. Его соблюдение требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;
  • непрерывность, предполагающая скользящий характер планирования, прежде всего в части систематического пересмотра планов, «сдвигая» период планирования (например, после завершения отчетного месяца, квартала, года);
  • коммуникативность, под которой понимается координация и интеграция усилий (или принцип холизма по Р. Акофу). Все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо; 
  • участие, предполагающее важность вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия;
  • адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что реально происходящие процессы с рациональной точностью должны моделироваться при составлении плана предприятия;
  • комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из альтернативных возможностей достижения поставленной цели. Соблюдение этого принципа требует разработки различных сценариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных сценариев развития окружающей среды;
  • итеративность, предусматривающая неоднократность увязки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловливает творческий характер самого процесса планирования.

       Таким образом, стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того чтобы помочь организации достичь  своих целей

       1.2. Сущность и функция  стратегического  планирования

       Будучи  функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система  управленческих функций, или основой  функциональной структуры системы  управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью  которого формируется система целей  функционирования предприятия и  объединяются усилия всего коллектива предприятия по ее достижению.

       Стратегическое  планирование представляет собой набор процедур и решений, с помощью которых разрабатывается стратегия предприятия, обеспечивающая достижение целей функционирования предприятия. Логика этого определения такова: деятельность аппарата управления и принимаемые на ее основе решения формируют стратегию функционирования предприятия, которая позволяет фирме достичь своих целе й.

Информация о работе Стратегическое планирование деятельности организации на примере ОАО «Российские железные дороги»