Стратегический план и особенности его разработки (на примере ООО Стройкомплект)

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Стратегическое управление как вполне определенная разновидность менеджмента сформировалось относительно недавно. Во второй половине XX в. менеджменту стало уделяться повышенное внимание. Интерес к вопросам управления бизнесом постоянно удерживается на высоком уровне. И связано это не только с тем, что менеджмент играет очень важную роль в бизнесе, но также и с тем, что менеджмент как практическая деятельность постоянно развивается, обретая иногда такие формы, которые по своей сущности в корне противоположны тому, что прежде в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом правильного управления.
Причина такого явления коренится в том, что менеджмент должен обеспечить фирме преимущество перед конкурентами. А это значит, чт

Содержание

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы и особенности разработки стратегического плана 6
1.1. Понятие и сущность стратегического плана 6
1.2. Особенности разработки и этапы составления стратегического плана 8
1.3. Классификация реализации стратегических планов 12
Глава 2 Стратегическое планирование на примере организации ООО «Стройкомплект» 19
2.1 Краткая характеристика предприятия 19
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия ООО «Стройкомплект» 20
2.3 Порядок разработки стратегических планов 23
Глава 3. Совершенствование стратегического планирования ООО «Стройкомплект» 27
3.1 Анализ путей дальнейшего формулирования миссий и целей 27
3.2 Проблемы процесса совершенствования разработки стратегических планов на ООО «Стройкомплект» и пути их решения 29
Заключение 33
Список используемой литературы 35

Работа содержит 1 файл

Стратегический план и особенности его разработки ( на примере придеприятия ООО Стройкомплект.doc

— 237.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа 

на  тему: 

«Стратегический план и особенности его разработки» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

      ПРИЛОЖЕНИЕ 
 

Введение

 

    Стратегическое  управление как вполне определенная разновидность менеджмента сформировалось относительно недавно. Во второй половине XX в. менеджменту стало уделяться повышенное внимание. Интерес к вопросам управления бизнесом постоянно удерживается на высоком уровне. И связано это не только с тем, что менеджмент играет очень важную роль в бизнесе, но также и с тем, что менеджмент как практическая деятельность постоянно развивается, обретая иногда такие формы, которые по своей сущности в корне противоположны тому, что прежде в практике и в теоретическом осмыслении считалось образцом правильного управления.

    Причина такого явления коренится в том, что менеджмент должен обеспечить фирме  преимущество перед конкурентами. А  это значит, что руководство всегда должно искать новые, оригинальные ходы в управлении. Если менеджеры будут делать все так же, как делают их конкуренты, поступать по общепризнанным канонам и стандартам, то никакой оригинальности в поведении фирмы они не добьются. А значит и не смогут обойти конкурентов.               

    Хороший или, точнее сказать, эффективный менеджмент — это, такой менеджмент, который стремится не быть правильным, а делать невозможное. Менеджмент имеет дело не с логикой, а с интересами, поэтому он все время находится в состоянии поиска и поэтому все время развивается теория менеджмента, отражающая наиболее успешные образцы управленческой деятельности, лучшую (наиболее эффективную) практику управления.

    Вместе  с тем поиск новых путей развития предполагает наличие определённой последовательности действий, учет определённых факторов, анализ специфических особенностей. В связи с этим, особое значение приобретают такие понятия как «стратегия» и «план». Первоначально термин «стратегия» пришел в управление из воинского искусства. Стратегия − программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению или стратегических целей. Цель стратегического планирования — определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание.

     Стратегическое  планирование обеспечивает основу для  всех управленческих решений. Функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Все это составляет систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении, но в то же время представляет собой искусство прогнозирования, исследования, расчета и выбора альтернатив.

     Эффективность стратегического планирования подтверждается ещё и тем обстоятельством, что  оно жизненно необходимо в условиях нестабильности окружающей среды, которая весьма характерна для современных экономических условий, и постоянно растущей потребности в разработке более сложных и детализированных систем управления.

    Все эти обстоятельства неуклонно свидетельствуют  об актуальности исследования проблем  сущности и содержания стратегического плана и особенностей его разработки.

    Цель работы: определить понятие, исследовать особенности разработки и показать специфическую роль стратегического плана в современных экономических условиях.

    Указанная цель может быть достигнута посредством  решения следующих задач:

  • анализу теоретических основ и особенностей разработки стратегического плана;
  • исследованию стратегического планирования на примере организации ООО «Стройкомплект»;
  • исследованию напрвлений совершенствования стратегического планирования ООО «Стройкомплект».
 

    Структура работы определяется ее целью и задачами и в соответствии с этим состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы и особенности разработки стратегического плана

1.1. Понятие и сущность стратегического плана

 

    Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Как уже отмечалось, стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Он должен разрабатываться скорее с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Редко когда основатель фирмы может себе позволить сочетать личные планы со стратегий организации1. Стратегия предполагает разработку обоснованных мер и планов достижения намеченных целей, в которых должны быть учтены научно-технический потенциал фирмы и ее производственно-сбытовые нужды.

    Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать изделия или услуги.

    Стратегические  планы должны быть разработаны таким  образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного  времени, но и сохраняли гибкость. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно меняющейся деловой и социальной обстановкой.

    Стратегическое  планирование само по себе не гарантирует успеха, и организация, создающая стратегические планы, может потерпеть неудачу из-за ошибок в организации, мотивации и контроле. Тем не менее, формальное планирование может создать ряд существенных благоприятных факторов для организации деятельности предприятия. Знание того, что организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действия. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Таким образом, планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

    Функции стратегического планирования:

  • Стратегический план задает направления для  деятельности организации и  позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований,  процессы изучения потребителей,  планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.
  • Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие  цели,  которые увязываются с общими задачами компании.
  • Стратегический  план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.
  • Стратегический  план  заставляет  организацию  оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения  конкурентов,  возможности и угрозы в окружающей среде.
  • Этот план определяет альтернативные действия или комбинации действия, которые может предпринять организация.
  • Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.
  • Стратегический план  демонстрирует  важность  применения процедур оценки деятельности.

    Формирование  стратегического плана представляет собой тщательную, систематическую  подготовку к будущему, осуществляемую высшим руководством:

    1.) Выбор миссии – формирование  целей (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные).

    2.) Разработка обеспечивающих планов  – политика, стратегия, процедуры,  правила, бюджеты.

1.2. Особенности разработки и этапы составления стратегического плана

 

    А.Чандлер, автор одной из основных работ в области стратегического планирования, считает, что стратегия – «это определение основных долгосрочных целей и задач предприятия и утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей.»2  Определение стратегии Чандлера дополняется требованием экономичности для принимаемых курсов действий: «Стратегическая альтернатива определяется путём сопоставления возможностей и ресурсов корпорации с учётом приемлемого уровня риска»3. В конечном итоге формирование стратегии предприятия должно дать ответы на три вопроса: Какие направления хозяйственной деятельности необходимо развивать? Каковы потребности в капиталовложениях и наличных ресурсах? Какова возможная отдача по выбранным направлениям?

    А.Ансофф выделяет несколько отличительных  особенностей стратегии4:

    1. Процесс выработки стратегии  не завершается каким-либо немедленным  действием. Обычно он заканчивается  установлением общих направлений,  продвижение по которым обеспечит  рост и укрепление позиций  фирмы.

    2. Сформулированная стратегия должна  быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

    3. Необходимость в данной стратегии  отпадает, как только реальный  ход событий выведет организацию  на желаемое развитие.

    4. В ходе формулирования стратегий  нельзя предвидеть все возможности,  которые откроются при составлении  проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

    5. При появлении более точной  информации может быть поставлена  под сомнение обоснованность  первоначальной стратегии. Поэтому  необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

    Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:

    а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная  от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;

    б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии  во времени, переформулирование стратегии  в свете новых обстоятельств5.

    Стратегическое  планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив.

    Стратегии предприятий должны быть построены  по иерархическому принципу. При этом уровни стратегий, комплексность, их интеграция очень различны в зависимости от типа и размера предприятия. Так, простая организация может иметь одну стратегию, а сложная - несколько на различных уровнях действия.

    Концептуальная  модель стратегического плана позволяет определить следующие этапы составления стратегического плана:

    1) Анализ окружающей среды:

    а) внешняя среда,

    б) внутренние возможности.

    2) Определение политики предприятия  (целеполагание).

    3) Формулирование стратегии и выбор  альтернатив:

    а) стратегия маркетинга,

    б) финансовая стратегия,

    в) стратегия НИОКР

    г) стратегия производства,

    д) социальная стратегия,

    е) стратегия организационных изменений,

    ж) экологическая стратегия6.

    Результатом деятельности по предложенной выше схеме  составления стратегического плана предприятия является документ, называемый «Стратегический план предприятия» и имеющий обычно следующие разделы:

Информация о работе Стратегический план и особенности его разработки (на примере ООО Стройкомплект)