Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент - это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………. 3

Глава I Концепции стратегического менеджмента в современных условиях

Концепция стратегического менеджмента…………………………………………………….. 3

Эволюция теорий стратегического менеджмента……………………………………………... 4

Преимущества и ограничения стратегического менеджмента в условиях малых и средних предприятий……………………………………………………………………………………...6

Процесс стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях……………………………………………………………………………………..8

Динамическая модель стратегического менеджмента для малых и средних предприятий……………………………………………………………………………………...9

Глава II Стратегический менеджмент малых и средних предприятий

2.1 Процесс разработки стратегии на малых и средних предприятиях…….……………….12

2.2 Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана……………………………...15

2.3 Реализация стратегии на малых и средних предприятиях……………………………….20

2.4 Стратегический контроль на малых предприятиях………………………………………30

Глава III Стратегические проблемы малых предприятий

3.1 Игнорирование стратегического менеджмента руководителями……………………….33

3.2 Управление стратегическими переменами……………………………………………….34

3.3 Подходы к управлению стратегическими переменами………………………………….36

3.4 МСП в процессе глобализации……………………………………………………………38

Глава IV Введение. ООО «УралИтнвестТрейд»……………………………………………..40

1. Стратегия организации ООО «УралИнвестТрейд»...……………………………………...44

2. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий…………………………….49

Список использованной литературы………………………………………………………….63

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 1.16 Мб (Скачать)

  В нашем примере цели «УралИнвесттрейда». Наша цель может выглядеть так: работники (кто?) получают положительный опыт в работе (что?) всякий раз (когда?), когда приходит и реализуется товар (как?).

  Цель должна быть подходящей для МСП, она должна быть измеримой, достижимой, реалистичной, ясно выраженной, внутренне последовательной и логичной в ряду прочих целей и ее должно быть легко донести до других. В рамках малого и среднего бизнеса владелец-руководитель должен разрабатывать цели, удовлетворяющие SMART-требованиям. Таким образом, действенные цели должны содержать ряд соответствующих характеристик:

  • Конкретность (Specific);
  • Измеримость (Measurable);
  • Достижимость (Achievable);
  • Реалистичность (Realistic);
  • Ограниченность временными рамками (Time bound).

  В малом бизнесе цели должны быть сфокусированными на приоритетах бизнеса (рис.5)

  Итак, третий этап процесса формулирования стратегии - разработка самой стратегии. После того как стратеги компании сумели разработать формулировку миссии и установить стратегические цели в свете проведенного анализа деловой окружающей среды, они могут приступать непосредственно к разработке стратегий бизнеса. Разработка стратегии, как правило, связана с определением того, насколько фирма соответствует своей деловой среде. Этот процесс заключается в определении возможностей фирмы и одновременно - потребностей отрасли, так, чтобы фирма могла их удовлетворить, хорошо вписываясь в деловую среду. Разработка стратегии представляет собой довольно трудную задачу. Ее решение требует осознания и осмысления деловой окружающей среды и детального анализа текущего состояния деловой окружающей среды и детального анализа текущего состояния самой фирмы, особенно управляющим (руководителем); впрочем, как и все другие управленческие навыки, этот развивается с приобретением опыта практической деятельности. Для МСП окончательное решение по стратегиям принимает владелец-руководитель или управляющий.  Было установлено, что осмысление руководителем МСП деловой окружающей среды в стратегическом плане может иметь важное значение для разработки успешной стратегии. Исследователи обнаружили, что когда руководителю МСП не хватало умения стратегически осмыслить деловую окружающую среду, его фирма, как правило, действовала с низкой эффективностью. 
 
 
 
 
 
 

 
 

  

    

  

  

  

Рис.5 Разработка целей 
 
 
 
 

  2.2 Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана16

  Стратегическое планирование имеет важное значение для долгосрочного роста  развития мелких высокотехнологичных компаний. У фирм, применяющих формальные и неформальные процессы стратегического планирования, наблюдается улучшение основных показателей деятельности по сравнению с фирмами, не осуществляющими стратегическое планирования. Это касается оборота, темпов роста, успехов в достижении целевой прибыли и корпоративных целей. Планирование помогает стратегу МСП выявлять сильные стороны и компетенции и создавать своей фирме конкурентное преимущество. Выявление сильных и слабых сторон бизнеса помогает владельцу-управляющему разрабатывать альтернативные стратегии для конкуренции в пределах своей отрасли. Кроме того, планирование также создает оперативные инструмент, предназначенные для достижения организационных и финансовых целей малого бизнеса. Например, при помощи одного из инструментов планирования можно спрогнозировать будущее малого бизнеса по объему продаж или производства. Другой пример инструмента планирования - прогнозирование посредством разработки сценариев, что включает рассмотрение набора возможных планов развития на будущее, предназначенных для различных прогнозируемых ситуаций.

  Процесс бизнес-планирования определяет, как владельцы и руководители бизнеса трансформируют свои личные цели в бизнес-цели и затем стараются достичь их, следуя логически последовательному процессу. На рис.6 показан типичный процесс бизнес-планирования на МСП.

  Первый шаг бизнес-планирования показывает, как личные цели владельца-руководителя или управляющего МСП наряду с корпоративными целями выявляются в процессе обсуждений и оценки. Затем управляющие малым бизнесом осуществляют анализ внешней и внутренней окружающей среды деятельности компании, чтобы выявить сильные и слабые стороны фирмы, возможности и угрозы внешней среды (т.е. проводят SWOT-анализ). Его результаты помогают определить место фирмы на рынке, а также сильные и слабые стороны ее конкурентов.

  В свете полученных результатов стратеги МСП могут определить компетенции и конкурентные преимущества своего бизнеса. На следующем шаге проводится анализ потребителей, позволяющих определить целевые рынки фирмы и целевые группы потребителей. В соответствии с этим фирма должна разработать свою маркетинговую стратегию и составить комплекс мероприятий маркетинга. Маркетинговый комплекс показывает, что представляет собой продукт и/или услуга компании. Каковы методы ценообразования и тактика продвижения? Где фирма намеревается действовать, и каким образом она собирается продавать свои товары и услуги? Следующий шаг - разработка операционного маркетингового плана и, наконец, определение операционных потребностей, бизнес-план подобен дорожной карте и инструменту, он указывает путь от исходной точки до конечного пункта. Так, Burns считает, что процесс планирования бизнеса можно уподобить чтению карты: сначала определить свои координаты, затем место, где вы хотите находиться, а затем уже приступать к прокладыванию маршрута.

  Процесс планирования бизнеса связан с решением трех основных проблем:

  • Понять, где вы находитесь в данный момент (т.е. каково нынешнее положение фирмы);
  • Решить, где следует находиться (т.е. какое положение желательно занять фирме в будущем);
  • Спланировать, как добраться к месту назначения (т.е. составить план мероприятий, направленных на достижение желаемого положения).

  Всякий раз, когда мы обращаемся к долгосрочному планированию бизнеса, это означает, что мы занимаемся стратегическим планированием. Стратегическое планирование - это постоянный процесс, посредством которого руководители малого бизнеса разрабатывают бизнес-стратегии и поддерживают конкурентоспособность своей фирмы на рынке. По мнению Kuratko и Hodgetts, стратегический менеджмент в предпринимательских фирмах представляет собой разработку долгосрочных планов для эффективного использования возможностей внешней среды бизнеса и избегания, проистекающих из нее угроз на основе учета сильных и слабых сторон фирмы.

  В принципе использование стратегического планирования в малом бизнесе более или менее ограниченно. Несмотря на это, ряд специалистов утверждают, что руководители и управляющие малым бизнесом обязаны осуществлять процесс стратегического планирования. Одна из важных причин этого заключается в том, что, как правило, владелец-руководитель МСП считается главным стратегом своей фирмы и ему принадлежит последнее слово в принятии важных решений. Хотя в процесс подготовки бизнес-плана должны быть вовлечены многие сотрудники на разных уровнях фирмы, только владелец-руководитель МСП ясно представляет себе перспективы своего бизнеса, несет ответственность за постановку целей, обладает полной информацией из внешних и внутренних источников, наконец, именно этот человек делает окончательный выбор бизнес-стратегии фирмы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    

  

  

  

    
 
 

  

  

Цикл

обратной

связи

    

  

    

    

  

    

  

  

  

    
 
 
 
 

  Рис.6 Процесс разработки бизнес-плана

  Применение стратегического менеджмента в малом бизнесе может определяться влиянием, как организационных факторов, так и факторов воздействия внешней деловой среды. Kuratko и Hodgetts утверждают, что стратегический менеджмент развивающейся фирмы определяется влиянием пяти основных факторов:

  • Времени, которое стратегический менеджер может уделить данному процессу;
  • Потребности в принятии решений;
  • Направления внутренней политики фирмы;
  • Неопределенности внешней деловой среды деятельности;
  • Видения предпринимателя-руководителя фирмы.

  Некоторые ученые даже предполагают, что именно тщательный учет этих факторов обеспечивает эффективность стратегического менеджмента в малом бизнесе. В общем, несмотря на критику, рядом специалистов подобного подхода, все модели стратегического планирования, предназначенные для малого бизнеса, можно разделить на два основных теоретических направления: рациональные модели и модели интуитивной разработки стратегии. Рассмотрим теоретические основы обоих направлений.

  Рациональная модель стратегии рассматривает процесс разработки стратегии как формальный вид деятельности, в рамках которой основное внимание уделяется связи между внешней средой бизнеса и организацией. Эта модель рассматривает достижение так называемого «стратегического соответствия» (условиям внешней и внутренней деловой окружающей среды) как одну из важных задач, которые призван решать стратег.

  Вторая модель-это модель интуитивной разработки стратегии. Лучше всего она рассмотрена в работе McCarthy и Leavy, которые сопоставили обе модели (табл.1). Модель интуитивной разработки стратегии сосредоточена на внутренних параметрах организации, таких, как культура, стиль руководства, политика в отношении человеческих ресурсов. В соответствии с этой моделью формальное стратегическое планирование со временем утрачивает свое значение, преимущественно из-за динамичности внешней среды, когда ключевыми условиями для выживания компании становятся способность к инновативности и гибкости.

  Таблица 1

  Сравнение моделей рационального планирования и интуитивной разработки стратегии

  
  Модель рационального планирования   Модель интуитивной разработки стратегии
  Формальна   Имеет формальный или намеренный характер (предназначенный для определенной цели) и/или возникает спонтанно
  Фокусирует внимание на внешней деловой среде   Фокусирует внимание на внутренней среде организации
  Линейная модель разработки стратегии   Нелинейная модель разработки стратегии
  Принятие решений носит иерархический характер, осуществляется по нисходящей с самого верхнего уровня организации   Принятие решений осуществляется как по нисходящей, так и по восходящей (с нижних уровней организации к верхним)
  Рациональна   Рациональна и эмоциональна
  Адаптивна   Изобретательна
  Характеризуется волюнтаризмом (основная движущая сила - воля руководителя)   Не может считаться преимущественно волюнтаристской или излишне детерминистской (т.е. определяемой в основном обстоятельствами)

  Предприниматель или руководитель малого бизнеса, организующий новое дело, должен иметь бизнес-план. Бизнес-план позволяет предпринимателю четко сформулировать свои деловые идеи. Владельцу-управляющему МСП он помогает намечать цели бизнеса и определять, каким образом достичь их. Для того чтобы реализовать стратегический план МСП, его следует перевести в оперативную плоскость. Иными словами, существует необходимость и потребность разработать целый набор необходимых тактических действий, в том числе в области маркетинга, ценообразования, совершенствования технологий, составление бюджета: эти характеристики позволят реализовать на практике стратегический план, перевести его в плоскость конкретных практических действий. Все вышеперечисленное сводится воедино в документе, получившем название «бизнес-план». Имеется множество источников, которые могут быть полезны в процессе составления бизнес-плана. В списке использованной литературы указаны некоторые полезные интернет-ссылки, которые помогут в процессе подготовки бизнес-плана.

Информация о работе Стратегический менеджмент