Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Стратегический менеджмент - это концепция, не так давно появившаяся в практике менеджмента. В первую очередь стратегический менеджмент рассматривает проблемы роста и выживания крупных организаций, но в настоящее время, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребности в стратегическом менеджменте уже нельзя игнорировать. Малый бизнес играет очень важную роль в обеспечении процветания экономики, в создании рабочих мест, развитии технологических инноваций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………. 3

Глава I Концепции стратегического менеджмента в современных условиях

Концепция стратегического менеджмента…………………………………………………….. 3

Эволюция теорий стратегического менеджмента……………………………………………... 4

Преимущества и ограничения стратегического менеджмента в условиях малых и средних предприятий……………………………………………………………………………………...6

Процесс стратегического менеджмента на малых и средних предприятиях……………………………………………………………………………………..8

Динамическая модель стратегического менеджмента для малых и средних предприятий……………………………………………………………………………………...9

Глава II Стратегический менеджмент малых и средних предприятий

2.1 Процесс разработки стратегии на малых и средних предприятиях…….……………….12

2.2 Стратегическое планирование и разработка бизнес-плана……………………………...15

2.3 Реализация стратегии на малых и средних предприятиях……………………………….20

2.4 Стратегический контроль на малых предприятиях………………………………………30

Глава III Стратегические проблемы малых предприятий

3.1 Игнорирование стратегического менеджмента руководителями……………………….33

3.2 Управление стратегическими переменами……………………………………………….34

3.3 Подходы к управлению стратегическими переменами………………………………….36

3.4 МСП в процессе глобализации……………………………………………………………38

Глава IV Введение. ООО «УралИтнвестТрейд»……………………………………………..40

1. Стратегия организации ООО «УралИнвестТрейд»...……………………………………...44

2. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий…………………………….49

Список использованной литературы………………………………………………………….63

Работа содержит 1 файл

1.rtf

— 1.16 Мб (Скачать)

   Четвертый элемент эффективной реализации стратегии в рамках малого бизнеса - управление организационной культурой. Организационная культура представляет собой тот общий стиль работы, который присущ компании. Культура - это ключевой компонент, обеспечивающий компании труднодостижимое устойчивое конкурентное преимущество. Это система моральных ценностей компании, ее индивидуальность. Организационная культура формируется под воздействием трех элементов: организационных процессов (процессы принятия решений), когнитивных процессов (система ценностей, мнений, суждений, которые разделяют все сотрудники компании) и поведения работников.

   Организационная культура крайне важна для малого бизнеса, потому что этот уникальный элемент, который не может быть в точности воспроизведен конкурентами. Ключевые элементы организационной культуры малого бизнеса в целом отражают индивидуальность и личностные качества предпринимателя-основателя: его систему ценностей, проницательность; склонность следить за расходами; настойчивость; чувство времени; ответственность; последовательность; методы разрешения конфликтов.

   В малом бизнесе организационная культура идет от предпринимателя, отражая в первую очередь его личностные качества и убеждения. Если предприниматель заинтересован в том, чтобы успешно спланировать и реализовать стратегию, он должен сначала создать такую организационную культуру и атмосферу в своей компании, которые будут способствовать успешному решению этих задач.

   Пятый фактор - бюджетирование. Распределение ресурсов - это задача стратегов. Именно они принимают решения о том, какие ресурсы следует направить тому или иному подразделению компании. Распределение ресурсов должно обеспечить реализацию разработанной стратегии. Например, если компания применяет стратегию совершенствования продукта, финансовые средства и прочие ресурсы должны быть направлены в соответствующие подразделения, в данном случае - в отдел исследований и разработок, в проектный и технические отделы. Главное в распределении ресурсов - направить их в те подразделения, которые реально могут обеспечить реализацию выбранной стратегии. Известно довольно много подходов и методов распределения ресурсов. Бюджетирование представляет собой главный и самый важный инструмент распределения организационных ресурсов в целях обеспечения реализации стратегии.

    Чтобы обеспечить реализацию стратегии или бизнес-плана, необходимо выделить для этого необходимые ресурсы. Особенно финансовые. Бюджет представляет собой план и инструмент контроля, для руководителя он служит источником финансовой информации о доходах и затратах. Процесс составления бюджета отражает то, как управляющий намеревается расходовать финансовые средства. У каждого подразделения МСП есть свой оперативный план, для которого требуются деньги и финансовая поддержка. На первом этапе создания и использования бюджета составляет прогноз продаж. Его можно подготовить при помощи различных методов прогнозирования. В том числе такого, как анализ по методу регрессии. Прогноз укажет, каким может быть объем продаж за определенный период времени. После того как компания составит прогноз продаж на бюджетный период, следует подсчитать расходы. Производственным МСП следует составлять бюджет на производство. Так что бюджет компании должен содержать основную информацию, касающуюся распределения средств между ее подразделениями и разными видами ресурсов. Например, предположим, что отдел реализации наметил повысить объем продаж на 10% или что производственный отдел запланировал выпуск определенного числа единиц продукта. В обоих случаях для успешного выполнения этих планов необходимы финансовые ресурсы. Бюджет компании охватывает все ее подразделения. Часто составление бюджета завершается созданием формального долгосрочного плана, с показателями, выраженными в денежных единицах за определенный период времени, скажем, ожидаемые доходы и расходы МСП на ближайшие 24 месяца, выраженные в евро. Таким образом, долгосрочное планирование - это форма стратегического планирования. Он может включать проекты, рассчитанные на несколько лет, скоординированную управленческую политику, а также механизм контроля и коррекции, позволяющий сравнивать полученные результаты с запланированными.

   2.4 Стратегический контроль на малых предприятиях9

   как в рамках МСП обеспечить соответствие фактической деятельности запланированным действиям? Ответить на этот вопрос может определение управленческого контроля. Контроль позволяет руководителям МСП осуществлять мониторинг эффективности компании. Существуют несколько определений стратегического контроля. В сущности, стратегический контроль позволяет менеджерам низшего звена принимать решения, содержащие умеренную долю риска. По мнению Pearce и Robinson, стратегический контроль - это отслеживание хода реализации стратегии, выявление проблем или изменений исходных условий, на которых основаны разработанная стратегия и своевременная их корректировка. В отличие от контроля результатов стратегии стратегический контроль - это руководство действиями в ходе реализации стратегии, когда конечный результат еще не получен и ожидается только через несколько лет.

   Глагол «контролировать» означает проверять, тестировать или сличать, а также применять ограничения. Существительное «контроль» означает состояние или меру власти и влияния. Процесс контроля предполагает постоянную оценку организационной деятельности; этот процесс тесно связан с организационной структурой и стилем руководства. Посредством процесса контроля стратеги устанавливают, выполняются ли организационные задачи и цели. По традиции процесс контроля состоит из четырех взаимосвязанных видов деятельности, а именно:

  • Установления стандартов деятельности;
  • Оценки эффективности деятельности;
  • Выявления отклонений;
  • Совершенствования контролируемой системы.

   Организационный контроль представляет собой сравнение систематической оценки действий организации с установленными организационными стандартами, выявление отклонений от стандартов и норм посредством анализа разрывов (gap analysis), а также совершенствование контролируемой системы. На первом этапе процесса контроля стратег должен установить стандарты и нормы деятельности. Они могут иметь количественное выражение, качественную форму или быть сочетанием количественных и качественных показателей. В целом гораздо проще установить и использовать для оценки количественные показатели, нежели качественные. Примерами количественных показателей эффективности деятельности компании могут быть объем продаж, объем производства, прибыль на инвестированный капитал, размер прибыли.

   На втором этапе контроля проводится оценка фактической деятельности организации. На этом этапе подготавливаются документы, позволяющие определить эффективность деятельности организации, в том числе формальные финансовые отчеты, и оценить эффективность работы. Например, отчет о прибылях и убытках отражает объем продаж, операционные затраты, чистую прибыль или убыток за отчетный период. Проблемы, как правило, возникают при попытках оценить качественные аспекты выполненных работ. Однако такие управленческие инструменты, как TQM (всеобщее управление качеством), могут служить альтернативой при оценке качественных аспектов деятельности организации.

   На третьем этапе процесса контроля выявляют отклонения и дают оценку их значимости посредством сопоставления фактических и нормативных показателей. На этом этапе вскрываются возможные несоответствия между стандартами (нормативами) и зарегистрированными показателями. Если подобных отклонений не выявлено, можно считать, что организационные цели успешно достигаются и проблем, связанных со стратегическим планом, ожидать не приходится. Предположим, например, что компания малого бизнеса наметила увеличить за первое полугодие объем продаж на 15%. В конце этого периода финансовые отчеты свидетельствуют о повышении объема продаж со ₤ 100000 до ₤120000. Таким образом, увеличение этого показателя указывает на то, что целевой объем продаж достигнут.

   Последний этап процесса оценки и контроля связан с совершенствованием системы и осуществлением корректирующих действий. Этот этап вступает в силу, если на предыдущем этапе выявлены отклонения фактических показателей деятельности от стандарта. Следует иметь в виду, что совершенствование системы может привести к изменению либо поведения работников, либо стандартов деятельности. Как показано на рис. 13, если компания не смогла достичь установленных  стандартов, руководители могут придти к выводу, что стандарты либо были установлены неверно, либо завышены или занижены.

     

     

   

     
 

     

   

   

   

     

         Да

     

   

          Нет

     
 

Рис. 13. Процесс контроля

   Стратегическая оценка и контроль - это нечто большее, чем простая проверка процессов и механизмов контроля. Контроль - это важнейший элемент предпринимательства. Konsynski полагает, что при оценке стратегического соответствия следует учитывать механизм осуществления этого критически важного управленческого процесса или, если угодно, обязанности. Те системы, что обеспечивают соответствие стратегическому направлению компании, можно считать ключевыми элементами для стратегического контроля.

   Наконец, в процессе осуществления эффективного стратегического контроля стратеги должны учитывать как внешние, так и внутренние организационные факторы, влияющие на эффективность деятельности организации. Прежде чем устанавливать стандарты, стратеги должны определить базовые предпосылки, стратегические цели и задачи. Если выявляются какие-либо отклонения, следует внести изменения в стратегические предпосылки и цели. Крайне важно так отрегулировать механизмы обратной связи, чтобы они обеспечивали своевременное выявление всех отклонений и позволяли постоянно совершенствовать всю систему.

   Если считать, что процесс стратегического менеджмента включает разработку и реализацию стратегии, мы можем наблюдать четыре типа стратегического контроля этого процесса: стратегическое наблюдение, контроль исходных предпосылок (на основе которых разработана стратегия), контроль непредвиденных обстоятельств и контроль реализации. Первые два типа контроля распространяются как на процесс формирования, так и на процесс реализации стратегии, тогда как два последних охватывают только процесс их реализации. Рассмотрим каждый тип стратегического контроля.

   Стратегическое наблюдение представляет собой общий, несфокусированный тип контроля, позволяющий отслеживать весь процесс реализации стратегии и управлять им. Иными словами, это - мониторинг критических факторов внешней и внутренней деловой среды компании, которые оказывают влияние на стратегический процесс. Стратегическое наблюдение позволяет руководителю фирмы осуществлять контроль над стратегией в целом. Его инструментом может служить систематическое сканирование среды бизнеса, которое поможет стратегам фирмы отслеживать крайне важные события и тем самым осуществлять общее наблюдение за деятельностью МСП.

   Второй тип стратегического контроля носит название контроля исходных условий. Как уже отмечалось, стратегии формируются на основе результатов анализа внешней и внутренней деловой среды компании, результатов SWOT-анализа, а также допущений и прогнозов на будущее.. понятно, что те исходные условия, на которых строился анализ, со временем могут изменяться, и стратеги должны отслеживать это, чтобы при необходимости вносить коррективы в уже разработанные и реализуемые стратегии. Иными словами, стратеги могут принять решение изменить текущую стратегию компании, если одно или несколько базовых исходных условий претерпели некоторые изменения и в своем начальном виде уже утратили значимость. Этот стратегический инструмент, позволяющий стратегам прибегнуть к подобным действиям, называется контролем исходных условий. Такие технологии идентификации исходных условий, как поверхностные  стратегические допущения, помогают руководителям выявить и оценить те исходные условия, на которых они строят стратегии. Контроль исходных условий в первую очередь касается факторов внешней среды бизнеса и отраслевых характеристик; в ходе его проведения стратеги  и руководители компании оценивают, сохранили ли они свою действенность и не претерпели ли изменений. Как известно, успех бизнес-стратегии во многом определяется экономическими, технологическими, социальными и культурными факторами внешней деловой среды. Кроме того, на стратегию фирмы оказывают влияние и отраслевые факторы. Так, например, на разработку и реализацию стратегии фирмы несомненное влияние оказывают стратегии, применяемые конкурентами. Контроль исходных условий позволяет стратегам быть в курсе подобных факторов и тем самым эффективно управлять реализацией собственных стратегий. Подобные методики, будучи встроенными, в постоянно действующий мониторинг, периодически проверяющий и обновляющий параметры исходных условий, позволяют своевременно выявлять моменты, когда требуется пересмотр действующей стратегии.

   Контроль хода реализации стратегии - это третий из рассматриваемых типов стратегического контроля. В отличие от первых двух типов, этот тип контроля относится к процессу реализации стратегии, как в мелких, так и в крупных организациях. Реализация стратегии - это процесс, при помощи которого стратеги внедряют в практику свои программы, процедуры и бюджеты. Этот тип контроля, как правило, осуществляется в виде набора действий, которое принимаются в течение длительного периода времени, позволяя поэтапно оценивать ход реализации стратегии. Контроль хода реализации стратегии призван выявить необходимость изменения стратегии исходя из уже достигнутых результатов ее поэтапной реализации. Контроль хода реализации стратегии позволяет установить необходимость переоценки текущего стратегического направления движения компании в свете достигнутых ею результатов. Он, как правило, принимает форму  оценки промежуточных результатов общей программы реализации стратегии и заключается в сопоставлении промежуточных результатов с заранее намеченными вехами. Этот тип стратегического контроля может использоваться для текущих корректировок реализуемой стратегии, для установления требуемого уровня обеспечения ресурсами или для ответа на вопрос, следует ли довести процесс реализации до конца или стоит пересмотреть саму стратегию.

Информация о работе Стратегический менеджмент