Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:15, курсовая работа
При осуществлении в нашей стране реформы возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которые позволяют организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективы. Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Всё шире признаётся необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.
1. Сущность стратегического менеджмента. 2
2. Стратегия и ее элементы 7
3. Виды стратегии развития организации 10
3.1. Варианты стратегий компаний 12
4. Стадии стратегического планирования цели и их значения 16
5. Мониторинг и непрерывная корректировка стратегического
плана 22
5.1. Стратегический контроллинг 26
Список литературы 28
Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, в целях повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства, транснационализации капитала.
Стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий — сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.
Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития такой деятельности, снизить до минимума предполагаемые возможные, риски и оценить выгоды. Стратегия экспорта предусматривает ориентацию производства на удовлетворение потребностей иностранных потребителей и используется наиболее часто крупными компаниями, выпускающими сложное оборудование и суда на основе заказов, а также средними и небольшими фирмами, выпускающими новейшую малогабаритную продукцию (часы, фотоаппараты, бытовые электроприборы) и сбывающими ее на тех рынках, где транспортные издержки невелики, а риск зарубежных инвестиций велик.
Стратегия
внешнеэкономической
экспансии предполагает по всем видам
деятельности создание зарубежного производства,
зарубежное лицензирование.
Выбор стратегии делается на основе сравнений перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установления приоритетов и распределения ресурсов между видами деятельности для обеспечения будущего успеха.
В тех случаях, когда виды деятельности, которыми фирма занимается, перестают удовлетворять ее целям, осуществляется анализ путей диверсификации и определение новых видов деятельности, к которым следует перейти.
Самой популярной стратегией бизнеса в 1990-е годы стала реструктуризация, которая, как правило, сопровождается существенным сокращением или ликвидацией производственных мощностей и/или распродажей филиалов или торговых марок, сокращением набора продуктов, подразделений и сотрудников.
Под реструктуризацией обычно понимается совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие изменяющимися условиями рынка и выработанной стратегией ее развития, направленных на повышение эффективности деятельности фирмы. Реструктуризация может охватывать:
• производственную деятельность — диверсификацию, внедрение новых технологий, снижение издержек производства;
• управленческую деятельность — совершенствование организационной структуры управления, стиля руководства, методов принятия решений;
•
финансовую и инвестиционную деятельность
-- осуществление крупных
3.1
Варианты стратегий
компании
Выбор корпорацией того или иного варианта стратегического развития определяется двумя группами факторов — внешними и внутренними Рис. 2.
Следует
отметить, что механизм влияния факторов
на выбор стратегии в компаниях
довольно разный и носит комплексный характер.
Рисунок
2. Факторы учитываемые при
В
результате анализа вышеперечисленных
факторов выбирается одна из сфер реализации
планов стратегического развития табл.
1.
Таблица 1. Основные сферы стратегического развития компании
Сфера стратегического развития | Содержание |
Товарный рынок, на котором будет конкурировать компания | Определяются: состав товаров и услуг, которые компания планирует предложить, и от производства которых она предполагает отказаться; рынки, на которые компания стремится или из которых хочет уйти; конкуренты, с которыми компания будет соперничать или с которыми конфликтовать не хочет |
Инвестиции | Определяются направления и объемы вложений: в рост объемов производства, в простое поддерживание бизнеса и др. |
Функциональные стратегии | Производственная, товарная, информационная, маркетинговая, инновационная, инвестиционная, финансовая, ценовая |
Стратегические активы и компетенции | Стратегические активы — ресурсы компании, превосходящие по своим параметрам аналогичные ресурсы конкурентов (торговая марка и т.п.). Стратегические компетенции — это направления деятельности, в которых компания наиболее сильна (особенности технологии, сервисного обслуживания и т.п.) |
Распределение ресурсов между бизнес-единицами | Распределение генерируемых вне или внутри корпорации финансовых, информационных и людских ресурсов между отдельными подразделениями компании |
Получение синергетического эффекта от взаимодействия бизнес-единиц | Извлечение преимуществ от взаимной поддержки отдельных бизнес-структур корпорации |
Основные
направления стратегического
Рисунок 3 Основные направления стратегического развития корпорации
Снижение издержек — важнейшее и всегда актуальное направление стратегических целей компании, так как при прочих равных условиях (в первую очередь рыночных) лидером скорее всего будет то предприятие, у которого ниже издержки, а следовательно, больше прибыль при данном уровне цен. Добиться снижения затрат можно на всех этапах жизненного цикла товара, начиная с этапа проектирования и заканчивая реализацией. Снижения издержек за счет постоянных затрат можно добиться наращиванием объема производства.
Дифференцирование — расширение ассортиментного ряда, предоставление дополнительных услуг, освоение совершенно новых видов деятельности. Это позволяет компании в случае неудачи в какой-то одной сфере деятельности компенсировать эту неудачу успехами в другой.
Упреждающий маневр — компания первой осваивает какой-то вид бизнеса, создавая себе этим устойчивые конкурентные преимущества в виде соответствующих активов или компетенций.
Фокусирование — концентрация стратегических устремлений компании на относительно узком сегменте рынка, где она гарантированно обеспечивает себе длительное устойчивое положение.
Синергизм — установление партнерских связей с другими бизнес-единицами в рамках одной корпорации и получение за счет этого дополнительных экономических выгод (например, несколько подразделений одной фирмы могут иметь один склад готовой продукции, один торговый центр и т.п.).
В рыночной экономике стратегия компании должна ориентироваться в первую очередь на рынок и внешнюю среду. Стратегия должна носить упреждающий характер, то есть при ее разработке следует стремиться не к приспособлению к обстоятельствам, а к изменению самих обстоятельств в интересах корпорации.
В зависимости от уровня, на котором она формируется, стратегия компании бывает:
• общекорпоративной;
• стратегией отдельных бизнес-единиц компании или СЗХ;
• оперативной;
• функциональной.
Общекорпоративная стратегия обычно охватывает вопросы создания стратегических зон хозяйствования, инвестиционных приоритетов, синергизма СЗХ.
Стратегия отдельных бизнес-единиц или СЗХ концентрирует внимание, как правило, на проблемах обеспечения успешной конкуренции указанных структур, на формировании адекватной реакции последних на изменение условий окружающей их среды и упорядочивания их стратегических инициатив.
Оперативная стратегия посвящена относительно узким, специфическим вопросам в плане поддержки отдельных производственных или функциональных подразделений компании.
Функциональная стратегия охватывает аспекты поддержки бизнеса компании ее функциональными структурами (научными, производственными, маркетинговыми, кадровыми, финансовыми).
Функциональные стратегии компании:
Научно-исследовательская стратегия предусматривает выбор вариантов финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований по разработке нового товара или новых услуг, приобретение патентов, лицензий, выставочных образцов и т.п.
Производственная стратегия должна обеспечивать внедрение новых достижений науки и техники в производство, совершенствование организации производства и труда, повышение производительности труда, снижение материалоемкости, фондоемкости и трудоемкости продукции, рост объема производства, повышение качества продукции и услуг.
Маркетинговая стратегия направлена на разработку, производство и доведение до потребителей товаров и услуг, в наибольшей степени отвечающих потребностям покупателей. При разработке данной стратегии акцент может делаться либо на продвижение нового товара на рынок, либо на привлечение покупателя к приобретению продукции, уже выведенной на рынок.
Инвестиционная стратегия предусматривает систему мер по поиску наиболее эффективных способов привлечения в компанию и использования ею инвестиционных ресурсов.
Финансовая стратегия имеет целью оптимизацию финансовых потоков корпорации, совершенствование структуры капитала компании.
Социальная
стратегия охватывает систему мероприятий
по повышению доходов и качества жизни
работников компании, по созданию благоприятного
психологического климата в коллективах,
по предотвращению социальных конфликтов
в корпорации.
4.
Стадии стратегического
планирования цели и
их значения
Стратегическое
планирование — это набор действий
и решений, предпринятых руководителем,
которые ведут к разработке специфических
стратегий, предназначенных для того,
чтобы помочь организации достичь своих
целей. В данном контексте стратегия определяется
как оптимальный набор правил и приемов,
предназначенных для достижения целей
организации и достижения ее миссии.
Миссия организации определяет ее статус,
декларирует намерения руководителей,
показывает, на что будут направлены усилия
и какие ценности будут при этом приоритетными.
Процесс стратегического планирования
состоит из нескольких этапов рис. 3.
Рисунок
3. Технология процесса стратегического
планирования
Первый этап: формулирование миссии организации — общей цели предприятия, выражающей причину ее существования. Содержание миссии включает следующие элементы:
- описание товаров (услуг);
-
определение основных
- цели организации (выживание, рост, доходность и др.);
- технологию (характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций);
- философию (базовые взгляды и ценности организации);
-
внутреннюю концепцию (
-
внешний образ организации (
Миссия — это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом. В миссии проявляется отличие организации от ей подобных, и это отличие затем формируется и реализуется в стратегии ее функционирования и развития.
В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:
• целевые ориентиры, т.е. то, на что направлена деятельность организации и к чему она стремится в своей долгосрочной перспективе;
• сфера деятельности и рынок, на котором организация осуществляет реализацию своего продукта;