Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

При осуществлении в нашей стране реформы возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которые позволяют организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективы. Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Всё шире признаётся необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Содержание

1. Сущность стратегического менеджмента. 2
2. Стратегия и ее элементы 7
3. Виды стратегии развития организации 10
3.1. Варианты стратегий компаний 12
4. Стадии стратегического планирования цели и их значения 16
5. Мониторинг и непрерывная корректировка стратегического
плана 22
5.1. Стратегический контроллинг 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсав.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

    Стратегия поглощения предполагает приобретение акций других компаний, характеризующихся быстрым ростом и научно-техническими достижениями, в целях повышения эффективности деятельности фирмы путем проникновения в новые отрасли хозяйства, транснационализации капитала.

    Стратегия зарубежного инвестирования направлена на создание за рубежом собственных производственных предприятий — сборочных и по разработке сырьевых ресурсов.

    Стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности предполагает разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития такой деятельности, снизить до минимума предполагаемые возможные, риски и оценить выгоды. Стратегия экспорта предусматривает ориентацию производства на удовлетворение потребностей иностранных потребителей и используется наиболее часто крупными компаниями, выпускающими сложное оборудование и суда на основе заказов, а также средними и небольшими фирмами, выпускающими новейшую малогабаритную продукцию (часы, фотоаппараты, бытовые электроприборы) и сбывающими ее на тех рынках, где транспортные издержки невелики, а риск зарубежных инвестиций велик.

    Стратегия внешнеэкономической  экспансии предполагает по всем видам деятельности создание зарубежного производства, зарубежное лицензирование. 

    Выбор стратегии делается на основе сравнений перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, установления приоритетов и распределения ресурсов между видами деятельности для обеспечения будущего успеха.

    В тех случаях, когда виды деятельности, которыми фирма занимается, перестают удовлетворять ее целям, осуществляется анализ путей диверсификации и определение новых видов деятельности, к которым следует перейти.

    Самой популярной стратегией бизнеса в 1990-е годы стала реструктуризация, которая, как правило, сопровождается существенным сокращением или ликвидацией производственных мощностей и/или распродажей филиалов или торговых марок, сокращением  набора продуктов, подразделений и сотрудников.

    Под реструктуризацией обычно понимается совокупность мероприятий по комплексному приведению условий функционирования компании в соответствие  изменяющимися  условиями рынка и выработанной стратегией ее развития, направленных на повышение эффективности деятельности фирмы. Реструктуризация может охватывать:

    • производственную деятельность — диверсификацию, внедрение новых технологий, снижение издержек производства;

    • управленческую деятельность — совершенствование  организационной структуры управления, стиля руководства, методов принятия решений;

    • финансовую и инвестиционную деятельность -- осуществление крупных проектов, направленных на повышение специализации  производства и реализацию кооперационных связей. 

    3.1 Варианты стратегий компании 

    Выбор корпорацией того или иного варианта стратегического развития определяется двумя группами факторов — внешними и внутренними Рис. 2.

    Следует отметить, что механизм влияния факторов на выбор стратегии в компаниях  довольно разный и носит комплексный характер.  

    Рисунок 2. Факторы учитываемые при разработке стратегии корпорации 

       

    В результате анализа вышеперечисленных  факторов выбирается одна из сфер реализации планов стратегического развития табл. 1. 

    Таблица 1. Основные сферы стратегического развития компании

Сфера стратегического развития Содержание
Товарный  рынок, на котором будет конкурировать  компания Определяются: состав товаров и услуг, которые  компания планирует предложить, и  от производства которых она предполагает отказаться; рынки, на которые компания стремится или из которых хочет уйти; конкуренты, с которыми компания будет соперничать или с которыми конфликтовать не хочет
Инвестиции Определяются  направления и объемы вложений: в  рост объемов производства, в простое  поддерживание бизнеса и др.
Функциональные  стратегии Производственная, товарная, информационная, маркетинговая, инновационная, инвестиционная, финансовая, ценовая
Стратегические  активы и компетенции Стратегические активы — ресурсы компании, превосходящие по своим параметрам аналогичные ресурсы конкурентов (торговая марка и т.п.). Стратегические компетенции — это направления деятельности, в которых компания наиболее сильна (особенности технологии, сервисного обслуживания и т.п.)
Распределение ресурсов между бизнес-единицами Распределение генерируемых вне или внутри корпорации финансовых, информационных и людских ресурсов между отдельными подразделениями компании
Получение синергетического эффекта от взаимодействия бизнес-единиц Извлечение  преимуществ от взаимной поддержки отдельных бизнес-структур корпорации
 

    Основные  направления стратегического развития корпорации представлены на рис.3. 

    Рисунок 3 Основные направления стратегического развития корпорации

    

    Снижение  издержек — важнейшее и всегда актуальное направление стратегических целей компании, так как при прочих равных условиях (в первую очередь рыночных) лидером скорее всего будет то предприятие, у которого ниже издержки, а следовательно, больше прибыль при данном уровне цен. Добиться снижения затрат можно на всех этапах жизненного цикла товара, начиная с этапа проектирования и заканчивая реализацией. Снижения издержек за счет постоянных затрат можно добиться наращиванием объема производства.

    Дифференцирование — расширение ассортиментного ряда, предоставление дополнительных услуг, освоение совершенно новых видов деятельности. Это позволяет компании в случае неудачи в какой-то одной сфере деятельности компенсировать эту неудачу успехами в другой.

    Упреждающий маневр компания первой осваивает какой-то вид бизнеса, создавая себе этим устойчивые конкурентные преимущества в виде соответствующих активов или компетенций.

    Фокусирование — концентрация стратегических устремлений компании на относительно узком сегменте рынка, где она гарантированно обеспечивает себе длительное устойчивое положение.

    Синергизм — установление партнерских связей с другими бизнес-единицами в рамках одной корпорации и получение за счет этого дополнительных экономических выгод (например, несколько подразделений одной фирмы могут иметь один склад готовой продукции, один торговый центр и т.п.).

    В рыночной экономике стратегия компании должна ориентироваться в первую очередь на рынок и внешнюю среду. Стратегия должна носить упреждающий характер, то есть при ее разработке следует стремиться не к приспособлению к обстоятельствам, а к изменению самих обстоятельств в интересах корпорации.

    В зависимости от уровня, на котором она  формируется, стратегия компании бывает:

    • общекорпоративной;

    • стратегией отдельных бизнес-единиц компании или СЗХ;

    • оперативной;

    • функциональной.

    Общекорпоративная стратегия обычно охватывает вопросы создания стратегических зон хозяйствования, инвестиционных приоритетов, синергизма СЗХ.

    Стратегия отдельных бизнес-единиц или СЗХ концентрирует внимание, как правило, на проблемах обеспечения успешной конкуренции указанных структур, на формировании адекватной реакции последних на изменение условий окружающей их среды и упорядочивания их стратегических инициатив.

    Оперативная стратегия посвящена относительно узким, специфическим вопросам в плане поддержки отдельных производственных или функциональных подразделений компании.

    Функциональная  стратегия охватывает аспекты поддержки бизнеса компании ее функциональными структурами (научными, производственными, маркетинговыми, кадровыми, финансовыми).

    Функциональные  стратегии компании:

    Научно-исследовательская  стратегия предусматривает выбор вариантов финансирования фундаментальных и прикладных научных исследований по разработке нового товара или новых услуг, приобретение патентов, лицензий, выставочных образцов и т.п.

    Производственная  стратегия должна обеспечивать внедрение новых достижений науки и техники в производство, совершенствование организации производства и труда, повышение производительности труда, снижение материалоемкости, фондоемкости и трудоемкости продукции, рост объема производства, повышение качества продукции и услуг.

    Маркетинговая стратегия направлена на разработку, производство и доведение до потребителей товаров и услуг, в наибольшей степени отвечающих потребностям покупателей. При разработке данной стратегии акцент может делаться либо на продвижение нового товара на рынок, либо на привлечение покупателя к приобретению продукции, уже выведенной на рынок.

    Инвестиционная стратегия предусматривает систему мер по поиску наиболее эффективных способов привлечения в компанию и использования ею инвестиционных ресурсов.

    Финансовая  стратегия имеет целью оптимизацию финансовых потоков корпорации, совершенствование структуры капитала компании.

    Социальная  стратегия охватывает систему мероприятий по повышению доходов и качества жизни работников компании, по созданию благоприятного психологического климата в коллективах, по предотвращению социальных конфликтов в корпорации. 
 
 
 
 
 

    4. Стадии стратегического планирования цели и их значения 

    Стратегическое  планирование — это набор действий и решений, предпринятых руководителем, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. В данном контексте стратегия определяется как оптимальный набор правил и приемов, предназначенных для достижения целей организации и достижения ее миссии. Миссия организации определяет ее статус, декларирует намерения руководителей, показывает, на что будут направлены усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Процесс стратегического планирования состоит из нескольких этапов рис. 3.  

    Рисунок 3. Технология процесса стратегического  планирования 

      

    Первый  этап: формулирование миссии организации — общей цели предприятия, выражающей причину ее существования. Содержание миссии включает следующие элементы:

    - описание товаров (услуг);

    - определение основных потребителей, клиентов, пользователей;

    - цели организации (выживание, рост, доходность и др.);

    - технологию (характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций);

    - философию (базовые взгляды и  ценности организации);

    - внутреннюю концепцию (описание  источников силы компании и  факторов выживания);

    - внешний образ организации (имидж,  экономическая и социальная ответственность  перед партнерами, потребителями,  обществом).

    Миссия — это предназначение и смысл существования организации для ее собственников и сотрудников, покупателей и деловых партнеров, среды обитания и общества в целом. В миссии проявляется отличие организации от ей подобных, и это отличие затем формируется и реализуется в стратегии ее функционирования и развития.

    В миссии должны быть отражены следующие  характеристики организации:

    • целевые ориентиры, т.е. то, на что  направлена деятельность организации  и к чему она стремится в  своей долгосрочной перспективе;

    • сфера деятельности и рынок, на котором  организация осуществляет реализацию своего продукта;

Информация о работе Стратегический менеджмент