Стратегический менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 13:15, курсовая работа

Описание работы

При осуществлении в нашей стране реформы возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которые позволяют организации поддерживать конкурентоспособность в обозримой перспективы. Действия организаций и их руководителей не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены. Всё шире признаётся необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям. Точно так же и сама организация должна адекватно реагировать на изменения во внешней среде.

Содержание

1. Сущность стратегического менеджмента. 2
2. Стратегия и ее элементы 7
3. Виды стратегии развития организации 10
3.1. Варианты стратегий компаний 12
4. Стадии стратегического планирования цели и их значения 16
5. Мониторинг и непрерывная корректировка стратегического
плана 22
5.1. Стратегический контроллинг 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Курсав.doc

— 655.50 Кб (Скачать)

    Стратегическое  управление означает также, что процесс  управления должен быть упреждающим, а не реактивным. При упреждающей стратегии менеджеры пытаются воздействовать на события во внешнем окружении, а не просто реагировать на них. Необходимость таких воздействий определяется двумя причинами:

    • для быстрой реакции на изменения  внешней среды важно участвовать в их создании;

    • изменения могут быть столь значительными, что важно, по возможности, влиять на них.

    Указанные факторы объясняют стремление крупного бизнеса влиять на принятие политических, экономических, законодательных и иных изменений на макро- и микроуровне. 

    Стратегический  менеджмент – область науки и практики управления, предназначением которого является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды.

    Сущность  стратегического  менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:

    • В каком положении предприятие  находится в настоящее время?

    • В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

    • Каким способом достигнуть желаемого  положения?

    Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций. Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

    По  своему предметному содержанию стратегический менеджмент обращается лишь к основным, базисным процессам на предприятии и за его пределами, уделяя внимание не столько наличным ресурсам и процессам, сколько возможностям наращивания стратегического потенциала предприятия. В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения.

    Стратегические  решения это управленческие решения, которые:

    1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;

    2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;

    3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.

    К числу стратегических решений можно отнести:

    • реконструкцию предприятия;

    • внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);

    • организационные изменения (изменения  организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);

    • выход на новые рынки сбыта;

    • приобретение, слияние предприятий  и т. д. 

2. Стратегия и ее элементы 

    Стратегия фирмыэто рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение конкретных намеченных компанией целей. Сущность выработки и реализации состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.

    Система стратегического управления, именуемая «стратегический менеджмент», предусматривает:

    • выделение ресурсов корпорации под  стратегические цели независимо от фактической  структуры управления производственно-хозяйственной  деятельностью;

    • создание центров руководства каждой стратегической целью;

    • оценку и стимулирование производственных подразделений и их руководителей по степени достижения стратегических целей.

    Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении следующих задач:

    - разработки стратегических целей компании;

    - оценки ее возможностей и ресурсов;

    - анализа тенденций в области маркетинговой деятельности;

    - оценки альтернативных путей деятельности;

    - определения стратегии на перспективу;

    - подготовки детальных оперативных планов, программ и бюджетов;

    - оценка деятельности фирмы на основе определенных критериев с учетом намеченных целей и планов.

    Исходя  из необходимости решения перечисленных  выше задач в процессе разработки стратегии проводятся:

    - оценка потенциала фирмы, ее возможностей и ресурсов для достижения общих целей;

    - анализ внутренних факторов, обеспечивающих рост и укрепление позиций фирмы (коммерческих, технологических, социальных);

    - анализ внешних факторов, требующих принятия мер, направленных на приспособление к изменившимся условиям и возникшим ситуациям;

    - оценка альтернативных направлений деятельности фирмы и выбор оптимальных вариантов для достижения поставленных целей;

    - принятие решений, взятых за основу при разработке долгосрочных планов функционирования и развития фирмы.

    На  основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем  обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом; рекомендация новых стратегий развития, создание новых видов изделий, совершенствование уже выпускаемой продукции; формулирование проектов целей и подготовка директив для долгосрочного планирования, а также разработка стратегических планов и контроль за их выполнением.

    Принятие  и проведение своевременных решений в связи с возникновением неожиданных ситуаций (меры правительства, действия иностранных конкурентов, результаты научно-технических достижений) требуют применения в управлении системы так называемого ранжирования стратегических задач.

    Эта система предусматривает:

    - проведение постоянного наблюдения и анализ внешних факторов (рыночных, научно-технических, общеэкономических, социальных, политических);

    - доведение результатов анализа и их оценки до высшего руководства фирмы, которое проводит ранжирование задач по степени принятия по ним решений и очередности использования:

    а) самые срочные и важные, требующие  немедленного рассмотрения;

    б) важные задачи средней срочности, которые  могут быть решены в пределах следующего, планового периода;

    в) важные, но не срочные задачи, требующие  постоянного контроля;

    г) задачи, не заслуживающие внимания и не требующие принятия по ним  решений.

    Срочные задачи немедленно передаются проектным  группам для принятия по ним решений, а также соответствующим оперативно-хозяйственным подразделениям —производственным отделениям. Работа по ранжированию задач и выделению из них наиболее приоритетных ведется высшим руководством фирмы постоянно, так же как и последующий контроль за их выполнением. 

    Основные элементы стратегии. В деловой жизни под стратегией понимается общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы. Такая концепция (соответствует стратегии второго типа) включает в себя несколько элементов. 

    Рисунок 1 - Элементы стратегии.

    

    .

    Прежде  всего, к ним относится система целей, включающая миссию, общеорганизационные и специфические цели. Другой элемент стратегии - политика, или совокупность конкретных правил организационных действий, направленных на достижение поставленных целей.

    Третьим элементом стратегии являются планы, т.е. система конкретных действий по реализации принятой политики, призванная решать задачи распределения ресурсов. Так, ресурсы можно направлять в первую очередь на решение наиболее важных и насущных для предприятия проблем или выделять пропорционально потребностям, или предоставлять всем подразделениям поровну, если они будут близки по размерам и занимаются сходными видами деятельности. Первый из отмеченных подходов в большей степени целесообразен в переломные моменты деятельности предприятия, когда возникает необходимость в концентрации сил на решающих направлениях деятельности. Второй и третий - в период спокойного развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Виды стратегии развития организации 

    Стратегическое  управление основывается на стратегических целях компании, а именно, не на нынешней, а на будущей структуре хозяйственной  деятельности, не на имеющемся, а на создаваемом научном, производственном, сбытовом потенциале фирмы, под который целевым направлением выделяются ресурсы.

    Стратегическое  управление предполагает, что фирма, определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. Отсюда различные виды стратегий, на которые фирма может ориентироваться. Их можно классифицировать следующим образом.

    Продуктово-рыночная стратегия направлена на определение видов конкретной продукции и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта; способов повышения уровня конкурентоспособности продукции.

    Стратегия маркетинга предполагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по форсированию сбыта; распределение средств, ассигнованных на маркетинговую деятельность, между выбранными рынками.

    Конкурентная  стратегия направлена на снижение издержек производства, индивидуализацию и повышение качества продукции, определение путем сегментации новых секторов деятельности на конкретных рынках.

    Стратегия управления набором  отраслей предполагает, что высшее руководство фирмы постоянно держит под контролем виды деятельности и номенклатуру выпускаемой продукции по фирме в целом в целях диверсификации видов деятельности за счет новых отраслей и прекращения тех из них, которые не согласуются с целями фирмы и ее ориентирами.

    Стратегия нововведений (инновационная политика) предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выбор определенных объектов исследований, с помощью которых фирмы стремятся содействовать в первую очередь систематическим поискам новых технологических возможностей.

    Стратегия капиталовложений предполагает определение относительного уровня капиталовложений на основе расчета масштабов выпуска отдельных видов продукции и деятельности фирмы в целом; определение конкурентных позиций фирмы по отношению к соперникам; выяснение возможностей фирмы на основе результатов планирования и выполнения планов путем организации оперативно-хозяйственной деятельности.

    Стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы как в целом, так и ее филиалов и дочерних компаний. Материнская компания определяет стратегию развития филиалов и дочерних компаний по ключевым направлениям: разработке новых видов продукции, расширению вертикальной интеграции, повышению конкурентоспособности компании; увеличению экспорта; созданию смешанных предприятий за рубежом; расширению зарубежных капиталовложений.

Информация о работе Стратегический менеджмент