Автор: Надежда Тищенко, 25 Августа 2010 в 19:29, курсовая работа
Повседневный, последовательный, глубокий контроль за работой каждого сотрудника предприятия и всей "команды" в целом является важным элементом стратегического менеджмента. Без налаживания подобного контроля невозможно
добиться слаженных действий коллектива в реализации миссии фирмы, и перспективной программы, организации четкого взаимодействия всех работников. Организация контроля на российских предприятиях, которая сложилась на
сегодня, уже не может удовлетворять менеджеров, не соответствует изменяющимся условиям, не приносит необходимых результатов. Контроль за работой персонала в российской практике сводится, как правило, к проверке выполнения сотрудниками их обязанностей, а также заданий руководства. Подобная практика устарела.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .2
Глава 1. Сущность и смысл контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Понятие контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………….4
1.2. Виды контроля…………………………………………………………………………………………………………………………………….………………
Глава 2. Управленческий контроль…………………………………………………………………………………………………………………
2.1. Организация управленческого
контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Информационно-управляющие
системы в контроле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Стратегический контроль
функционирования и развития
фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 3. Контроллинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Понятие контроллинга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Значение контроллинга
в деятельности и развитии фирмы. . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
лишь тогда сможет выжить на рынке, если будет активно действовать на основе
четкого плана в таких сферах как "персонал фирмы" и "экономическая среда
фирмы". Поэтому в рамках контроллинга уделяется особое внимание разработке
программы совершенствования и развития персонала, постоянному росту
квалификации работников, системы его организации.
Контроллер помогает руководству в процессе определения и реализации
стратегических и оперативных целей развития фирмы. Контроллер решает
следующие оперативные задачи:
- содействует организации единой системы планирования, основанной на
координации всех сфер деятельности;
- определяет соответствие
оперативных планов
- обеспечивает
оперативное сравнение
- принимает энергичные меры, позволяющие своевременно и в полной мере
достигнуть важнейших запланированных показателей;
- информирует руководство
и сотрудников о ходе
Стратегические задачи контроллинга включают:
- заботу о развитии
стратегического планирования
- анализ слабых
и сильных сторон ее
- уточнение в
связи с изменениями во
стратегических целей фирмы и обеспечение условий их своевременного движения;
- систематическое
сравнение стратегических и
- корректирующие меры в случае отклонения от цели.
Контроллинг, таким образом, выступает эффективным средством управления,
нацеленным на решение стратегических проблем. Задача контроллера состоит в
том, чтобы при фактических и плановых расхождениях привести в движение
процесс, который помог бы, несмотря на отклонения от намеченного, все же
достигнуть цели. Сравнение реальных и плановых результатов делается для того,
чтобы своевременно определить, где возникли затруднения с реализацией плана и
с помощью регулирующих мероприятий обеспечить получение плановой прибыли
достижения других намеченных показателей.
Предприятие должно планомерно идти к цели, несмотря на постоянные помехи на
рынке. Регулирующая деятельность контроллинга состоит, в частности, в том,
чтобы об отклонениях, допущенных в одной сфере деятельности, сигнализировать
другим отделам, подсказать им необходимые действия, скорректировать плановые
показатели подразделений как ответ на изменения, произошедшие во внешней и
внутренней сфере. Это, естественно, ведет к улучшению позиций предприятия.
В контроллинге особое значение приобретает информация. Для обеспечения задач
менеджмента контроллер должен предоставлять руководителям предприятия и его
подразделений информацию, принятия решений и контроля. Контроллер обязан
передавать нужным сотрудникам и подразделениям компании точную информацию в
нужный момент и в удобном для использования виде. Контроллер использует
внутрение и внешние источники информации, обрабатывает ее и направляет
внутренним или внешним адресатам. Сотрудники всех подразделений, в свою
очередь, также должны предоставлять ему необходимую информацию.
Отчет руководству
фирм о результатах своей
контроллером должен ориентироваться на конкретного пользователя и не
содержать материалов
расследования для
следует часто менять форму отчета и приводить слишком много расчетных
данных.Числовую информацию желательно сопровождать пояснениями, графиками,
таблицами и помнить, что отчет составляется для достижения определенной цели.
Важное место в работе контроллера занимает координация (или координирование)
работы предприятия, направленная на улучшение взаимодействия всех
подразделений как системы различных звеньев, выполняющих общую задачу.
Механизм контроллинга основан на четырех основополагающих принципах: движения
и торможения; своевременности; стратегического сознания; документирования.
Принцип движения и торможения.
Разработка и реализация правильных (обоснованных) стратегических решений -
необходимое условие успешной деятельности предприятия и его движения вперед.
Создание и сохранение условий для успеха тесно связано с понятием
"инновация". Инновация как изменение или обновление имеет место при
использовании в работе новых, прогрессивных приемов и методов. Как известно,
инновационные решения плохо программируются и обычно встречают сопротивления
тех, кто привык работать старыми методами. Российская практика в этом случае
не является исключением. Контроллер обязан активно воздействовать на
работников, тормозящих прогресс, добиваться постоянного обновления всей
деятельности фирмы, особенно в сфере менеджмента. Характерная особенность
нововведения - применение в областях, иногда достаточно удаленных от сферы их
первоначального появления.
При осуществлении инновационной политики необходимо учитывать возможность
появления новых, неожиданных рынков продукта. Классический пример -
изобретение компьютеров, которые, по мнению изобретателей, должны были найти
широкое применение
в области фундаментальных
Важное свойство инноваций - смена предшествующей системы технологии и переход
на принципиально новый уровень. Только такой подход дает возможность
эффективно внедрять новинки. При этом временной отрезок между появлением
нововведения и доводкой до уровня рыночной продукции не должен быть
значителен. Отметим также, что успешное внедрение новинки невозможно без
соответствующей технологической базы.
Инновации не обязательно должны быть связаны с самыми передовыми достижениями
в бизнесе. Зачастую
как инновация может
известных технологий, но в новых областях, дающих значительный экономичческий
эффект ( например, открытие новых рынков). С другой стороны, инновационность
предприятия связывается не только со способностью его коллектива изобретать
новое, но с лучшим использованием уже имеющегося. Таким образом, нововведение
выступает особым инструментом, средством, позволяющим осуществить новый вид
бизнеса.
Принцип движения торможения в контроллинге создает объективные условия для
постоянного выявления и внедрения нового, прогрессивного и эффективного в
практику конкретного предприятия с учетом его специфики и возможностей. При
этом материал для инноваций вовсе не обязательно находится только в сфере
конкретного бизнеса. Важно, чтобы он подходил для данного предприятия и
обеспечивал быстрый и высокий результат.
Принцип своевременности.
Контроллинг как функция, ориентированная на будущее, служит раннему вычвлению
новых возможностей и рисков для предприятия. Способность компании к
своевременному реагированию на рыночные изменения зависит от временного
интервала между возникновением нового шанса или риска и конкретным действием,
а также от зарплаты, времени на изменение плана и внедрения новинки. В
интересах укрепления позиций фирмы контроллер обязан учитывать вновь
возникающие шансы и риски и их возможное влияние на прибыль. Поэтому
контроллер постоянно наблюдает за "окружающей средой" сотрудников, из которых
постоянно поступупает множество сигналов. Контроллер определяет: какая
информация важна, и кто принимает решения, каким образом передать информацию
тем, кто выполняет решения.
Принцип стратегического сознания.
Информация, полученная от работников, имеет важное значение для проведения
мероприятий, обеспечивающих устойчивае будущее фирмы. Руководители
предприятия, его подразделений и сотрудники на практике нередко принимают
тактические решения, приносящие быстрый экономический эффект и реальные
выгоды в текущем плане, но не соответствующее стратегическим задачам
предприятия. В результате, выиграв (и порой немало) сегодня, фирма может
гораздо больше потерять завтра.
Принцип стратегического сознания реализуется только тогда, когда любое
решение и действие оценивается, в первую очередь, с позиций его соответствия
стратегическим программам. К сожалению, вся система стимулирования работников
российских предприятий, действующая сегодня, опирается, как правило, на
оперативные успехи в работе. Поощрения за стратегическую предусмотрительность
отсутствуют или приходят с большим опозданием. Между тем стратегический,
перспективный подход должен быть приоритетным при любом решении и добиться
этого - важнейшая задача контроллера. Стратегическое сознание, следовательно,
представляет собой фильтр, предотвращающий реализацию оперативных сиюминутных
решений, либо модифицирующий их, чтобы они соответствовали стратегическому
плану.
Принцип документирования.
Целью этого принципа является создание условий для проверки: соблюдались ли
цели и задачи стратегического контроллинга в действительности. В
стратегическом контроллинге информация представляется в виде писменных
сообщений с предварительной оценкой их значимости. Писменная форма принуждает
информатора к продуманному полному и точному представлению положения дел.
Документирование позволяет в любой момент установить посылающего и
принимающего информацию, дату передачи и ее содержание. Необходимо также
оценивать достоверность и полноту информации. Благодаря принципу
документирования решения по оперативным вопросам принимаются решения с учтом
стратегической позиции фирмы, стимулируя тем самым первоочередную реализацию
стратегических целей. Принцип документирования является также инструментом
для контроля за соблюденем других принципов контроллинга: движения и
торможения, стратегического сознания, своевременности.
Сотрудники фирмы, которым поручена реализация контроллинга на практике,
обычно точно взаимодействуют с теми работниками, которые осуществляют
внутренний аудит на предприятии. В ряде случаев в компаниях, банках