Автор: Надежда Тищенко, 25 Августа 2010 в 19:29, курсовая работа
Повседневный, последовательный, глубокий контроль за работой каждого сотрудника предприятия и всей "команды" в целом является важным элементом стратегического менеджмента. Без налаживания подобного контроля невозможно
добиться слаженных действий коллектива в реализации миссии фирмы, и перспективной программы, организации четкого взаимодействия всех работников. Организация контроля на российских предприятиях, которая сложилась на
сегодня, уже не может удовлетворять менеджеров, не соответствует изменяющимся условиям, не приносит необходимых результатов. Контроль за работой персонала в российской практике сводится, как правило, к проверке выполнения сотрудниками их обязанностей, а также заданий руководства. Подобная практика устарела.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .2
Глава 1. Сущность и смысл контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Понятие контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………….4
1.2. Виды контроля…………………………………………………………………………………………………………………………………….………………
Глава 2. Управленческий контроль…………………………………………………………………………………………………………………
2.1. Организация управленческого
контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Информационно-управляющие
системы в контроле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Стратегический контроль
функционирования и развития
фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 3. Контроллинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Понятие контроллинга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Значение контроллинга
в деятельности и развитии фирмы. . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
системы контроля состоит в том, что в нем содержатся реалистичные допуски
параметров цели.
Определение масштабов
кардинально важный. Если взят слишком большой масштаб, то возникающие
проблемы могут приобрести грозное очертания. Но, если масштаб взят слишком
маленьким, то организация будет реагировать на очень небольшие отклонения,
что весьма разорительно и требует много времени. Такая система контроля может
парализовать и дезорганизовать работу организации и будет скорее
препятствовать, чем помогать достижению цели организации. В подобных
ситуациях достигается высокая степень контроля, но процесс контроля
становится неэффективным. Типичным примером подобного рода может служить
любая ситуация, при которой необходимо пройти через множество бюрократических
испытаний, чтобы получить разрешение на что-либо.
Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным.
Преимущество системы контроля должны перевешивать затраты на ее
функционирование. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени,
расходуемого менеджером и другими работниками на сбор, передачу и анализ
информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для
осуществления контроля и затрат на хранение, передачу и поиск информации,
связано с вопросами контроля. В коммерческой организации, если прибыль,
возникающая при осуществлении контроля меньше затрат на него, то такой
контроль неэкономичен и непродуктивен. Один из способов возможного увеличения
экономической эффективности контроля состоит в использовании метода
управления по принципу исключения. Этот метод состоит в том, что система
контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений и
стандартов. Развивая этот принцип, отметим, что те действия, которые
изначально имеют совершенно тривиальный характер, не следует даже и измерять.
Основная проблема, конечно, состоит в том, чтобы определить по-настоящему
важные отклонения.
Измерение результатов, позволяющих установить насколько удалось соблюсти
установленные стандарты, - это самый трудный и самый дорогостоящий элемент
контроля. Для того чтобы быть эффективной, система измерения должна
соответствовать тому виду деятельности, который подвергается контролю.
Вначале необходимо выбрать единицу измерения, причем такую, которую можно
преобразовать в те единицы, в которых выражен стандарт. Так, если
установленный стандарт – это прибыль, то измерение следует вести в рублях или
в процентах, в зависимости от формы выражения стандартов. Если контролируется
неучастие в голосовании или увольнения с работы, то измерение должно вестись
в процентах. В качестве общего правила можно отметить, что стандарт в
специфической форме предопределяет те величины, которые впоследствии должны
быть измерены.
Выбор подходящей
единицы измерения – это
проведения контрольных измерений, обеспечивающих, как в конечном счете и весь
контроль, достижение целей организации. Важно, чтобы скорость, частота и
точность измерений тоже были согласованы с деятельностью, подлежащей
контролю.
Распространение информации играет ключевую роль в обеспечении эффективности
контроля. Для того, чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо
обязательно доводить до сведения соответствующих работников организации как
установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Подобная информация
должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных
за соответствующий участок работника в виде, легко позволяющем принять
необходимые решения и действия. Желательно также быть полностью уверенным,
что установленные стандарты хорошо поняты сотрудниками. Это означает, что
должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает
стандарты, и теми, кто должен их выполнять.
Основные трудности, возникающие на пути сбора и распространения конкретной
информации, связаны с различными коммуникативными проблемами. В то время, как
часть данных собирается и обрабатывается автоматизировано, большая часть
информации должна быть обработана человеком. Присутствие человека в этой
цепочке сопряжено с возможным искажением информации, на основе которой должны
приниматься решения в области контроля. Искажения информации могут сыграть
очень значительную роль в тех случаях, когда неизбежны субъективные оценки.
Участие сотрудников
организации в процедуре
эффективным и на самых нижних уровнях управления. Иногда особенно важно
обеспечить фактическое
участие подчиненных в
обычно является прерогативой менеджера. Обеспечение участия широкого круга
сотрудников в выработке решений и установке целей при формировании бюджета
способствовало более интенсивному вовлечению сотрудников в деятельность этой
организации и стремлению коллектива достичь общих целей организации.
Заключительная
стадия этапа сопоставления
полученных результатах. Менеджер должен решить, та ли , что нужно, информация
получена, и важна ли она. Важная информация – это такая информация, которая
адекватно описывает
исследуемое явление и
правильного решения.
Иногда оценка информации определяется политикой организации. Во многих
случаях мерой
может служить масштаб
менеджеры должны давать личные оценки и интерпретировать значимость
полученной информации и устанавливать корреляцию запланированных и фактически
достигнутых результатов. При этом менеджер должен принимать в расчет риск и
другие факторы, определяющие выбор того или иного решения. Цель этой оценки
состоит в том,
чтобы принять решение –
то как.
После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер
должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать,
установить отклонения или пересмотреть стандарт (прил. 5).
Основная цель контроля состоит в том, чтобы добиться такого положения, при
котором процесс управления организацией действительно заставлял бы ее
функционировать в соответствии с планом.
Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде,
чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что
проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей
причины отклонения. В идеале стадия измерения должна показывать масштаб
отклонения от стандарта и точно указывать его причину. Это сопряжено с
необходимостью эффективной процедуры принятия решений. Поскольку, однако,
большая часть работы в организации является результатом объединенных усилий
групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не
всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях состоит
в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к
правильному образу действий.
Осуществление корректировки может быть достигнуто путем улучшения значения
каких-либо внутренних переменных факторов данной организации,
усовершенствование функций управления или технологических процессов.
Важно подчеркнуть,
что причины возникающих
переменная величина и что вклад в отклонения полученных результатов от
желаемых может давать сочетания различных факторов. Естественно поэтому
менеджер не может выбрать какое-то одно корректирующее действие только
потому, что оно решает только что возникшую проблему. Прежде, чем выбрать
корректирующее действие, необходимо взвесить все имеющие отношение к данной
проблеме, внутренние переменные и их взаимосвязи. Поскольку все подразделения
организации так или иначе связаны между собой, любое крупное изменение в
одном из них затронет всю организацию. Вот почему менеджер должен вначале
убедиться, что предпринимаемое им корректирующее действие не создаст
дополнительных трудностей, но поможет их разрешить. Кроме того, хотя
временами это может быть очень трудно, опытный менеджер старается избегать
решений, которые в краткосрочном плане сулят преимущества, однако, в
долгосрочном влекут за собой большие затраты.
Поведенческие аспекты контроля.
Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и всех других
стадий управления. Поэтому при разработке процедуры контроля менеджер должен
принимать во внимание поведение людей.
Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное и непосредственное
воздействие на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры
часто намеренно делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать
воздействие на поведение сотрудников и заставить их направить свои усилия на
достижение целей организации.
К сожалению, хотя большинство менеджеров хорошо знают о том, что процесс
контроля может быть использован для оказания положительного воздействия на
поведение сотрудников, некоторые забывают о возможностях контроля вызывать
непреднамеренные срывы в поведении людей. Эти негативные явления часто
являются побочными результатами наглядности действия системы контроля.
Сотрудники организации обычно знают, что для оценки результативности их
деятельности руководство применяет различные методы контроля. Они знают, что
их ошибки и достижения в тех областях, где руководство установило стандарты и
наиболее последовательно выполняет процедуру контроля. Послужит со всей
очевидностью основанием
для распределения
Поэтому, если сказать, что подчиненные обычно делают то, что начальство хочет
увидеть от них при проверке, будет чаще всего правдой.