Автор: Надежда Тищенко, 25 Августа 2010 в 19:29, курсовая работа
Повседневный, последовательный, глубокий контроль за работой каждого сотрудника предприятия и всей "команды" в целом является важным элементом стратегического менеджмента. Без налаживания подобного контроля невозможно
добиться слаженных действий коллектива в реализации миссии фирмы, и перспективной программы, организации четкого взаимодействия всех работников. Организация контроля на российских предприятиях, которая сложилась на
сегодня, уже не может удовлетворять менеджеров, не соответствует изменяющимся условиям, не приносит необходимых результатов. Контроль за работой персонала в российской практике сводится, как правило, к проверке выполнения сотрудниками их обязанностей, а также заданий руководства. Подобная практика устарела.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . .2
Глава 1. Сущность и смысл контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4
1.1. Понятие контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …………………….4
1.2. Виды контроля…………………………………………………………………………………………………………………………………….………………
Глава 2. Управленческий контроль…………………………………………………………………………………………………………………
2.1. Организация управленческого
контроля. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Информационно-управляющие
системы в контроле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Стратегический контроль
функционирования и развития
фирмы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Глава 3. Контроллинг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.1. Понятие контроллинга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3.2. Значение контроллинга
в деятельности и развитии фирмы. . . . . . . . . . . . . .
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Библиографический список. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
анализ отклонений от намеченной стратегической программы;
·
интегрирует учет, планирование, маркетинг в единую самоуправляемую систему. В
ней четко определяются цели фирмы, принципы управления, способы их
реализации. Контроллинг направлен на устранение узких мест в работе компании,
ориентацию на будущее в соответствии с фиксированными в ее миссии целями,
на достижение конкретных результатов бизнеса с комплексным использованием
методов оперативного и стратегического менеджмента
·
корректировка целей в соответствии с изменениями на рынке. Это делает
контроллер (его служба) на основе анализа плановых и фактических показателей,
достигнутых результатов в оперативном и стратегическом плане.
2.Достижение целей
обеспечивается эффективным
хорошей мотивацией труда работников, разработкой и внедрением инноваций,
планированием, ориентированным на будущее.
Контроллинг подразделяется на стратегический и технический (оперативный). В
задачи оперативного контроллинга входит учет, анализ, планирование и
управление результатами деятельности фирмы, осуществление контроля, выявление
и устранение текущих трудностей, совершенствование мотивации коллектива для
повышения результатов деятельности. В его рамках осуществляется один из
основных принципов рационального ведения дела – проверка работы каждого
подразделения по соотношению " прибыль – затраты". Стратегический контроллинг
включает в себя формулировку целей, управление ими и достижение поставленных
целей.
Особое значение в контроллинге имеет использование методов бюджетного
контроля. Поскольку в рамках менеджмента соизмерение каждого рыночного
действия предприятия, работа любого его подразделения оценивается по
полученной норме прибыли, такого рода контроль необходим.
Под бюджетом подразумевают планы будущих периодов в денежном выражении.
Скажем, фирма планирует открыть новый филиал. Реализация намеченного требует
изложения всех предполагаемых в этой связи действий в денежной форме.
Определяется, в частности, величина расходов на помещения, численность и
затраты на персонал, предполагаемый доход и т. д. Как известно, каждая
компания составляет свой бюджет в целом, с разбивкой его по отдельным
подразделениям. Поэтому менеджер получает возможность проверять бюджеты
различных звеньев на предмет их соответствия общей стратегии развития. В
рамках системы бюджетного контроля сопоставляется реальный уровень издержек и
результатов с плановым. Верхний и нижний пределы расходов и других
показателей устанавливаются для конкретных их видов – оклад, расходов на
обучение кадров, на оборудование офисов и т. д. Бюджет обычно составляется на
год, фактические расходы сравниваются с установленными в бюджете
систематически, обычно раз в месяц.
Бюджетный контроль осуществляется по пяти основным ступеням:
·
каждого подразделения и соединение отдельных бюджетов в общий, что
выражается в прогнозе прибылей и убытков по балансу;
·
расходов и доходов по бюджетным статьям;
·
реальных расходов;
·
отклонения от
установленных в бюджете
·
для приведение текущих результатов в соответствие с бюджетом.
Система бюджетного контроля должна:
·
руководством фирмы;
·
основного ориентира цели и стратегию;
·
подготовлена;
·
менеджеров всех уровней;
·
в соответствии с условиями внешней и внутренней среды фирмы;
·
для всех, кто ее использует.
Бюджетный контроль наиболее эффективен, когда бюджет составляется
менеджерами, ответственными за контроль над расходами. При сопоставлении
реальных расходов по любой статье с бюджетными, практически всегда имеют
место отклонения, поскольку бюджет является прогнозируемой величиной.
Незначительное отклонение обычно игнорируются, но когда отклонения превышают
установленный уровень, это становится предметом анализа. Бюджетный отчет
составляется регулярно и содержит сопоставимые показатели реальных и
бюджетных величин. При этом отчет не следует перегружать излишней
информацией.
Обычно наиболее сложным является принятие решений по устранению выявленных
недостатков. Поскольку
составление бюджета
то изменение внутри фирмы и деловой среды, как правило, требует
соответствующих поправок к нему. Скажем, неожиданные и существенные изменения
уровня процентных ставок (явление столь типичное для российской практики)
влечет за собой значительные изменения в расходах и доходах компании.
Естественно, что такого рода трансформации отражаются в бюджете, иначе
сравнение фактических и бюджетных величин будет некорректно. Бюджеты
предприятий обычно проверяются и пересматриваются ежеквартально.
Менеджеры призваны периодически пересматривать бюджетные планы и методы
работы, выявлять сферы деятельности с высокими издержками. В зависимости от
рода деятельности формируются и функциональные бюджеты: бюджеты оказанных
услуг, капитальные бюджеты, бюджеты наличных средств и т. п.
3.2. Значение контроллинга в деятельности и развитии фирмы
Для внедрения
и обеспечения надежного
менеджеру необходима постоянная оперативная информация о реальных затратах на
производство и реализацию продукции, услуг, каждого конкретного их вида,
точные калькуляции услуг, в которые внесены все непосредственные затраты на
их обеспечение. Отметим, что традиционное ценообразование, опирающееся на
калькуляцию полной
фактической себестоимости
отходит на второй план, а преобладает оценка, сколько клиент хочет и может
заплатить за товар или услугу. Менеджер обязательно опирается на нижний
предел цены, при котором определяются затраты, минимально необходимые для
покрытия собственных затрат на производство и реализацию продукции. Как
известно, западные фирмы ведут финансовую бухгалтерию, регламентируемую
государством и
предназначенную для
кредиторов. Внутренний учет (управленческий, производственный и т. д.)
необходим для более эффективного менеджмента, характер которого определяет
само предприятие. В России пока лишь формируется основа для контроллинга.
Национальные бухгалтерские стандарты еще не разработаны, хотя российские
фирмы получили относительную
экономическую свободу для
бухгалтерии. Тем не менее, глубокое изучение и внедрение контроллинга сегодня
необходимо по следующим соображениям:
1.Анализ возникающих проблем управления на Западе, их тенденции важен, чтобы
исключить ошибки при использовании контроллинга в России, вовремя оценить
возникающие трудности и найти пути их устранения;
2.Принцип контроллинга – сегодня внедрять то, о чем другие будут думать
только завтра – позволяет использовать самые современные методы менеджмента
намного раньше конкурентов;
3.Внедрение контроллинга – исключительно эффективный метод рыночного
хозяйствования, если его применять с учетом конкретных российских условий;
4.При практической реализации основ контроллинга одинаково важны все его
составляющие (учет, анализ, планирование, контроль, маркетинг, информация) и
их глубокое знание, чтобы в совокупности, во взаимодействии получить высокий
дополнительный эффект;
5.Современному
российскому менеджменту как
воздух нужны инновации,
контроллинг всемерно способствует;
6.Контроллинг –
это образец мышления
он выступает одной из основ стратегического менеджмента и позволяет
соизмерять любые действия предприятия сегодня с точки зрения того, к чему это
приведет завтра. Контроллинг - одна из основ антикризисного управления
предприятием.
Контроллер (не путать с контролером) входит в число руководителей компании и
обладает необходимой властью для выполнения возложенных на него функций.
Контроллер опирается на группу непосредственно подчиненных ему людей. В то же
время в качестве помощников контроллера и его подразделения должны выступать
все сотрудники фирмы, обеспечивая его необходимой информацией.
Контроллинг выступает средством серьезного улучшения деятельности
предприятия, причем настолько оперативно, что позволяет принимать
предупредительные меры к явлениям, угрожающим его существованию. Понятие
контроллинга трудно определить в одном предложении.
Современные аспекты контроллинга служат достижению всех поставленных целей в
бизнесе. Изначально контроллинг использовался для решения основных задач в
рамках ориентированного на прибыль предприятия. Но практика показала, что оно