Стратегический анализ среды пансионата «Изобретатель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа рассматривает следующие задачи:
• Определение сущности стратегического управления и этапы его развития;
• Определение конкурентных преимуществ организации;
• Содержание и структуру стратегического управления;
• Проведение анализа среды;
• Формирование миссии и целей организации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………2 стр.
Глава 1 Характеристика стратегического управления и анализа среды предприятия. Формирование миссии и целей организации…………..4 стр.
1.1. Сущность стратегического управления и этапы развития……….4 стр.
1.2. Конкурентные преимущества организации……………………….6 стр.
1.3. Содержание и структура стратегического управления…………...6 стр.
1.4. проведения стратегического анализа среды предприятия………12 стр.
1.5 формирование миссии и целей организации……………………...19 стр.
1.6. Установление целей организации…………………………………31 стр.
Глава 2 Проведение стратегического анализа среды пансионата «Изобретатель». Формулирование миссии и целей пансионата……..38 стр.
2.1. Пансионат «Изобретатель»…………………………………………38 стр.
2.2. Проведение стратегического анализа среды пансионата «Изобретатель»…………………………………………………………..39 стр.
2.3 Формулирование миссии и целей пансионата «Изобретатель»….47 стр.
Заключение………………………………………………………………54 стр.
Список использований литературы……………………………………56 стр.

Работа содержит 1 файл

Стратегич. менеджмент - курсовая.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

   Вторая  фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить то, какие из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять в качестве целей организации. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Важное значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, отрасли, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей организации учитывается то, какие цели она имела на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

   Третья  фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным целям, так и по краткосрочным. Процесс декомпозиции целей верхнего уровня в цели нижних уровней либо же процесс сведения целей нижних уровней в цели более высоких уровней предполагает построение дерева целей, в котором в зависимости от установленной субординации целей фиксируется четкая зависимость цель — средство. Эта зависимость определяет то, какие цели на практике выступают средствами для достижения других целей.

   Четвертая фаза. Для того чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом в выполнении целей организации, она должна быть доведена до уровня отдельного работника. В этом случае достигается одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Сотрудники организации в такой ситуации получают представление не только о том, чего им предстоит добиться, но и о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах функционирования организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации. 

   1.6.1. Способы установления целей 

   Установленные цели должны иметь статус закона для  организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует неизменность. Ранее уже говорилось, что в силу динамизма среды цели могут меняться. Возможно подходить к проблеме изменения целей следующим образом: цели корректируются всякий раз, когда этого требуют обстоятельства. В этом случае процесс изменения целей носит сугубо ситуационный характер.

   Но  возможен другой подход. Многие организации  осуществляют систематическое упреждающее изменение целей. При таком подходе в организации устанавливаются долгосрочные цели. На базе этих долгосрочных целей вырабатываются детализированные краткосрочные цели (обычно годовые). По достижении этих целей разрабатываются новые долгосрочные цели. При этом в них учитываются те изменения, которые происходят в среде, и те изменения, которые происходят в наборе и уровне требований, выдвигаемых по отношению к организации субъектами влияния. На основе новых долгосрочных целей определяются краткосрочные, по достижении которых опять происходит выработка новых долгосрочных целей. При таком подходе не происходит достижения долгосрочных целей, так как они регулярно изменяются. Однако постоянно в деятельности организации присутствует долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводится корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.

   Одним из наиболее важных моментов, определяющих процесс установления целей в организации, является степень делегирование права принятия решений по целям нижним уровням организации. Как показывает знакомство с реальной практикой, процесс установления целей в различных организациях проходит по-разному. В одних организациях установление целей полностью или в значительной степени централизовано, в других же организациях может быть пешая или почти полная децентрализация. Есть организации, в который процесс установления целей носит промежуточный между полной централизацией и полной децентрализацией характер.

   Каждый  из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, в случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним ypoвнем руководства организации. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. И это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода имеются существенные недостатки. Так, суть одного из таких недостатков состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление их достижению.

   В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного установления целей. При одной процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: каждый из нижестоящий уровней в организации определяет свои цели исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.

   Как видно, разные подходы к установлению целей существенно различаются. Однако общим является то, что решающая роль всех случаях должна принадлежать высшему руководству. 

   1.6.2. Формы принятия решений 

   Формы принятия решений по установлению целей  могут быть разделены на две большие группы. Первую группу составляют те формы принятия решений по целям, которые базируются на индивидуальной ответственности за принятое решение. Вторую группу составляют такие формы принятия решения по целям, которые основываются на коллективном решении и коллективной ответственности.

   Можно выделить следующие формы индивидуального  решения:

    • авторитарная;
    • коллегиальная;
    • партисипативная;
    • «снизу вверх».

   Авторитарная  форма установления целей предполагает, что решение принимается индивидуально руководителем на основе имеющейся у него информации. Обычно к подготовке информации привлекаются специалисты, они могут готовить и варианты решения.

   Коллегиальная форма предполагает обсуждение вопроса  о целях на заседании коллегии, которая обычно состоит из ответственных лиц организации. Однако решение как и в случае авторитарной формы по итогам обсуждения принимается индивидуально руководителем.

   Партисипативная форма принятия решения по целям  предполагает установление такой процедуры подготовки и обсуждения вариантов решения по целям, при которой к этой деятельности привлекаются те сотрудники, которым в дальнейшем непосредственно предстоит выполнять решение. Принятие же решения осуществляет руководство.

   Процедура решения по целям «снизу вверх», известная как система ринги, практикуемая в японских компаниях, предполагает следующую схему. Решение принимает исполнитель, направляет принятое им решение на согласование во все подразделения организации, которые будут причастны к выполнению этого решения. Каждый из согласующих решение высказывает либо согласие, либо несогласие. После этого в случае несогласия решение возвращается назад, вниз, к исполнителю. В случае же согласия идет на следующее согласование и в конце концов одобряется руководителем.

   В случае формы коллективного решения по целям группа людей определяет то, к каким целям будет идти организация, и она же берет на себя ответственность за принятое решение по целям. Может показаться, что при такой форме принятия решения уровень объективности выше, чем в случае индивидуального решения. Однако в случае коллективного решения выше уровень безответственности, что может приводить к установлению целей, неадекватных условиям и возможностям организации.

   Установленные цели определяют, куда должна двигаться организация. Однако очень часто от выбора того, как идти к цели, зависит то, удастся ли организации благополучно добиться желаемых результатов. Правильное решение по стратегии движения к цели менее важно, чем правильное решение по целям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2 Проведение стратегического анализа среды пансионата «Изобретатель». Формулирование миссии и целей пансионата 
 

  2.1. Пансионат «Изобретатель»  

  Пансионат «Изобретатель» является Звенигородским филиалом Федерального Государственного Учреждения «Федеральный Институт промышленной собственности Федеральной Службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам». Пансионат был построен в 1973г. и 25 сентября впервые принял гостей. В качестве Звенигородского филиала ФИПС «Изобретатель» действует с 1998г.

  Пансионат «Изобретатель» находится в г. Звенигороде. Расположение пансионата крайне удобно, т.к. он находится в лесной зоне города, в 15 минутах от центра. Пансионат  окружен древним сосновым бором. Сосны, ручьи чистейшей воды, чистый воздух, близость реки Москвы – все это составляющие прекрасного пассивного отдыха в «Изобретателе».

  На  территории пансионата находится 2 корпуса. Первый корпус является административным, номерной фонд которого составляет 12 номеров; второй корпус «новый», высотой в 4 этажа содержит 16 номеров. Номерной фонд пансионата составляет 28 номеров, среди них: 21 двухместный, 1 3-х местный «семейный», 3 3-х местных номера класса «полулюкс» и 1 номер класса «люкс» (в нем может проживать одновременно до 5 человек).

  Пансионат, кроме основных услуг, также предоставляет и дополнительные. Отдыхающие могут зять на прокат спортивный инвентарь, поиграть в бильярд и настольный теннис. Также пансионат имеет на территории спортивную площадку для игры в футбол, волейбол, баскетбол. А для тех, кто не спортивен и предпочитает просто отдыхать, пансионат предоставляет прокат видеомагнитофона и кассет на любой вкус (телевизор имеется в каждом номере).

  Пансионат «Изобретатель» был построен как  место отдыха для сотрудников  Федерального Института промышленной собственности (ФИПС). Вследствие этого, миссией пансионата является представление полноценного отдыха сотрудникам ФИПС, а также любым другим людям, желающим отдохнуть в пансионате и не имеющим отношения к организации ФИПС.

  Все сотрудники пансионата осознают важность миссии и стремятся удовлетворить все потребности отдыхающих, соблюдая все требования и законы, предписанные пансионатом. Персонал старается выполнить все просьбы и пожелания гостей, сделать отдых полноценным и приятным, а так же избежать казусные и  конфликтные ситуации. 
 

    2.2. Проведение стратегического анализа среды пансионата «Изобретатель» 

   Анализ  среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает как базу для определения миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведения, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

   Одной из ключевых ролей любого управления является поддержание баланса во взаимодействии организации со средой. Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отражение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

   Анализ  среды предполагает изучение трех ее составляющих:

    • макроокружения;
    • непосредственного окружения;
    • внутренней среды организации.
 

    2.2.1. Анализ внешней среды предприятия прямого воздействия  

    1. Потребители: главными потребителями услуг пансионата «Изобретатель» являются сотрудники Федерального Института промышленной собственности. Также потребителями являются люди, приобретающие путевку в пансионат и желающие воспользоваться услугами пансионата. Пансионату, в свою очередь, необходимо учитывать факторы, влияющие на поведение потребителей, и на их спрос.

    Профиль потенциальных потребителей услуг  пансионата «Изобретатель» по следующим  характеристикам:

    1) по культурно-географическому критерию. В пансионат в основном приезжают люди из Москвы и Подмосковья, а также непосредственные сотрудники ФИПС.

    

    2) по социально-демографическому критерию. В большинстве своем в пансионате  отдыхают сотрудники ФИПС и  путешествующие туристы. Последний год пансионат принимает спортивные группы в связи с соревнованиями в спортивном комплексе «Звезда», недавно построенном в Звенигороде. Бизнес-туристы пребывают крайне редко, так как пансионат не имеет условий для проведений подобных мероприятий.

Информация о работе Стратегический анализ среды пансионата «Изобретатель»