Стратегический анализ среды пансионата «Изобретатель»

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Курсовая работа рассматривает следующие задачи:
• Определение сущности стратегического управления и этапы его развития;
• Определение конкурентных преимуществ организации;
• Содержание и структуру стратегического управления;
• Проведение анализа среды;
• Формирование миссии и целей организации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………2 стр.
Глава 1 Характеристика стратегического управления и анализа среды предприятия. Формирование миссии и целей организации…………..4 стр.
1.1. Сущность стратегического управления и этапы развития……….4 стр.
1.2. Конкурентные преимущества организации……………………….6 стр.
1.3. Содержание и структура стратегического управления…………...6 стр.
1.4. проведения стратегического анализа среды предприятия………12 стр.
1.5 формирование миссии и целей организации……………………...19 стр.
1.6. Установление целей организации…………………………………31 стр.
Глава 2 Проведение стратегического анализа среды пансионата «Изобретатель». Формулирование миссии и целей пансионата……..38 стр.
2.1. Пансионат «Изобретатель»…………………………………………38 стр.
2.2. Проведение стратегического анализа среды пансионата «Изобретатель»…………………………………………………………..39 стр.
2.3 Формулирование миссии и целей пансионата «Изобретатель»….47 стр.
Заключение………………………………………………………………54 стр.
Список использований литературы……………………………………56 стр.

Работа содержит 1 файл

Стратегич. менеджмент - курсовая.doc

— 351.00 Кб (Скачать)

   Очень большой конкурентной силой обладают производители замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производящих замещающий продукт, организация должна иметь достаточный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.

   Рынок рабочей силы. Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе. 

   1.4.3. Анализ внутренней среды 

   Внутренняя  среда организации — это та часть обшей среды, которая находится в пределах организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

   Кадровый  срез внутренней среды охватывает такие  процессы, как:

    • взаимодействие менеджеров и рабочих;
    • наем, обучение и продвижение кадров;
    • оценка результатов труда и стимулирование;
    • создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

   Организационный срез включает:

    • коммуникационные процессы;
    • организационные структуры;
    • нормы, правила, процедуры;
    • распределение прав и ответственности;
    • иерархию подчинения.

   В производственный срез входят:

    • изготовление продукта;
    • снабжение и ведение складского хозяйства;
    • обслуживание технологического парка;
    • осуществление исследований и разработок.

   Маркетинговый срез внутренней среды организации  охватывает следующие стороны, которые  связаны с реализацией продукции:

    • стратегия продукта, стратегия ценообразования;
    • стратегия продвижения продукта на рынке;
    • выбор рынка сбыта и систем распределения.

   Финансовый срез включает процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации:

    • поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;
    • создание инвестиционных возможностей и т.п.

   Внутренняя  среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая также должна подвергаться самому серьезному изучению.

   Наряду  с изучением различных аспектов внутренней среды организации очень большое значение имеет также анализ организационной культуры. Нет ни одной организации, которая бы не имела организационной культуры. Организационная культура может способствовать тому, что организация выступает сильной, устойчиво выживающей в конкурентной борьбе структурой. Но может быть и так, что opгaнизационная культура ослабляет организацию, не давая ей успешно развиваться даже а том случае, если она имеет высокий технико-технологический и финансовый потенциал. Особая важность анализа организационной культуры для стратегического управления состоит в том, что она определяет не только отношения между людьми в организации, но также оказывает сильное влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам и какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. 
 

   1.5. Формирование миссии и целей организации 

   Когда речь идет о целевом начале в поведении  организации и, соответственно, о целевом начале в управлении организацией, то обычно говорят о двух составляющих: миссии и целях. Установление того и другого, а также выработка стратегии поведения, обеспечивающей выполнение миссии и достижения организации своих целей, является одной из основных задач высшего руководства и составляет очень важную часть стратегического управления. 

   1.5.1. Миссия организации 

   При самом обобщенном и в то же время при самом углубленном понимании роль миссии организации состоит в том, что она как бы устанавливает связку, ориентирует в едином направлении интересы и ожидания тех людей, которые воспринимают организацию изнутри, и тех, кто воспринимает организацию извне. Более того, миссия позволяет сориентировать или же даже подчинить интересы «внутренних» по отношению к организации людей интересам «внешних» людей. Определяя то, для чего создана и существует организация, миссия придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие им лучше видеть и осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Существует широкое и узкое понимание миссии.

   В широком понимании миссия — это философия и предназначение, смысл существования организации. Философия организации определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины возможных изменений в организации и в среде ее функционирования.

   В узком понимании миссия — это сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных.

   Правильно определенная миссия хотя и имеет  всегда общий философский смысл, тем не менее обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Далее речь пойдет о миссии в узком понимании.

   Как уже говорилось, целевое начало в  деятельности организации возникает как отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. Основными группами людей, чьи интересы оказывают влияние на деятельность организации, а следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

  • собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет результатов деятельности организации решать свои жизненные 
    проблемы;
  • сотрудники организации, своим трудом непосредственно 
    обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
  • покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;
  • деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие оплату своих услуг или же аналогичные услуги со стороны организации;
  • местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической сред обитания организации;
  • общество в целом, в первую очередь в лице государственных 
    институтов, взаимодействующее с организацией в политической, 
    правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества пользуется и организация.

   Миссия  организации в большей или  меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Степень проявления в миссии интересов каждого из них принципиально зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации, независимо от того, что организация из себя представляет, оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должка быть сформулирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание интересов этих трех групп людей.

   Для чего же все-таки формулируется миссия, что она непосредственно дает для деятельности организации? Рассмотрим цели формулирования миссии.

   Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды  общее представление том, что из себя представляет организация, к чему она стремится, какие средства готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме того, она способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

   Во-вторых, миссия способствует единению внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

  • миссия делает ясными для сотрудников общую цель и предназначение организации. В результате сотрудники ориентируют свои 
    действия в едином направлении;
  • миссия способствует тому, что сотрудники могут легче идентифицировать себя с организацией. Для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает отправной точкой в их деятельности;
  • миссия способствует установлению определенного климата в 
    организации, так как, в частности, через нее до людей доводятся 
    философия организации, ценности и принципы, которые лежат в 
    основе построения и осуществления деятельности организации.

   В-третьих, миссия создает возможность для  более действенного управления организацией в силу того, что она:

  • является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы функционирования организации;
  • дает общий подход к распределению ресурсов организации и 
    создает базу для оценки их использования;
  • расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

   Миссия  не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации и отношение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри и вовне ее.

   Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно, чтобы она была понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем членам организации. При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность неоднозначного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.

   Миссия  организации как сформулированное утверждение обычно вырабатывается ее высшим руководством. Часто миссия бывает сформулирована основателем организации. Однако далеко не всегда можно говорить о том, что в организации существует миссия, даже если она и сформулирована и записана в виде так называемого положения о миссии. Для того чтобы можно было реально считать, что в организации существует миссия, необходимо, чтобы сформулированные в положении о миссии утверждения разделялись если не всеми, то большинством сотрудников организации. Поэтому формирование миссии — это отнюдь не только выработка положений миссии, а доведение этих положений до сотрудников и принятие этих положении последними. Организация обретает миссию тогда, когда члены организации согласны с ней и следуют в своей деятельности ее положениям. 

   1.5.2. Цели организации 

   Если  миссия задает общие ориентиры, направления  функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретное конечное состояние, к которому в каждый момент времени стремится организация, фиксируется в виде ее целей. Иначе говоря, цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нес желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

   Значимость  целей для организации невозможно переоценить. Цели являются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основе построения организационных отношении, на целях базируется система мотивирования, используемая в организации наконец, цели являются точкой отсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом.

   В зависимости от периода времени, требуемого для их достижения, цели делятся на долгосрочные и краткосрочные. В принципе в основе разделения целей на эти два типа лежит временной период, связанный с продолжительностью производственного цикла. Цели достижение которых предполагается к концу производственного цикла, — долгосрочные. Отсюда следует, что в различных отраслях должны быть различные временные промежутки для достижения долгосрочных целей. Однако на практике обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного-двух лет, и, соответственно, долгосрочными — цели, достигаемые через три — пять лет.

Информация о работе Стратегический анализ среды пансионата «Изобретатель»