Стимулирование и мотивация трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………….. 3
Глава 1 Труд как общественно полезная трудовая деятельность.
Производительность и эффективность труда…………….

1.1 Основные понятия о труде…………………………….. 5
1.2 Отношение к труду, факторы его формирования и показатели оценки. Социальные характеристики труда… 7
1.3 Производительность труда……………………………. 11
Глава 2 Стимулирование и оплата труда………………………….
2.1 Стимулы, стимулирование…………………………….. 13
2.2 Классификация стимулов……………………………... 16
2.3 Оплата труда……………………………………………. 18
Глава 3 Теории мотивации и их практическое применение………
3.1 Содержательные теории мотивации………………….. 21
3.2 Процессуальные теории мотивации………………… 25
3.3 Мотивация и стимулирование труда на практике…… 28
Заключение………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы………………………………………..

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

3.2 Процессуальные теории мотивации

     Очевидно, что поведение человека зависит  от того, какие потребности заставляют его действовать, к чему он стремится, что хочет получить и какие у него для этого есть возможности. Существует целый ряд теорий, которые говорят о том, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов. Теории данного типа составляют группу теорий процесса мотивации. Самая общая концепция мотивации сводится к следующим положениям. Человек, осознав задачи и возможное вознаграждение за их решение, соотносит эту информацию со своими потребностями, мотивационной структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками.

       В современной управленческой мысли и практике существует ряд теорий, которые достаточно подробно и на операционном уровне описывают процесс мотивации. Это теория ожидания, теория равенства (справедливости) Адамса, теория Л. Портера — Э. Лоулера, теория постановки целей Э. Лока, концепция партисипативного управления.

                             Теория ожидания В. Врума

     Поведение человека постоянно связано с  выбором из двух или нескольких альтернатив. От того, чему человек отдает то или  иное предпочтение, зависит, что и  как он делает, как он себя ведет и каких результатов он добивается. В самом обобщенном виде теорию ожидания можно сформулировать как учение, описывающее зависимость мотивации от двух моментов: как много человек хотел бы получить и насколько возможно для него получить то, что он хотел бы получить, в частности, как много усилий он готов затрачивать для этого.

     Работник  должен иметь устойчивое представление  о том, что от его усилий зависят  результаты его труда, что из результатов  его труда вытекают для него определенные последствия, а также то, что результаты, получаемые им в конечном счете, имеют для него ценность. При отсутствии одного из этих условий процесс мотивирования становится исключительно сложным или же даже неосуществимым.                                               

                        Теория равенства (справедливости) Адамса

     Согласно  этой теории эффективность мотивации  оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

     Сотрудник оценивает свой размер поощрения  по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает  условия, в которых работают он и  другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой — на старом, у одного было одно качество заготовок, а другого — другое. Или, например, руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации, или отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы, и т.д.

                        Теория мотивации Л. Портера — Э. Лоулера

     Эта теория построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

     Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения.

                           Теория постановки целей Э. Лока

     Теория  постановки целей исходит из того, что поведение человека определяется теми целями, которые он ставит перед собой, так как именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определенные действия. При этом предполагается, что постановка целей — это сознательный процесс, а осознанные цели и намерения — это то, что лежит в основе определения поведения человека.

       Человек с учетом эмоциональной реакции осознает и оценивает события, происходящие в окружении. На основе этого он определяет для себя цели, к достижению которых он намерен стремиться, и, исходя из поставленных целей, осуществляет определенные действия, выполняет определенную работу. То есть ведет себя определенным образом, достигает определенного результата и получает от этого удовлетворение.

3.3 Мотивация и стимулирование труда на практике

     Для мотивации труда, для обеспечения  необходимого уровня трудовой активности администрации предприятия необходимо: определить набор благ, который будет положен в основу мотивирования работников. Этот набор должен отражать все основные потребности и интересы человека. Мотивирование труда включает и стимулирование, т. е. создание условий, при которых работник может удовлетворить свои потребности, достигнув заранее установленных показателей. Стимулирование труда — это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации работников. Вместе с тем оно несет в себе нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и работника одновременно.

     Система морального и материального стимулирования труда на предприятиях предполагает комплекс мер, направленных на повышение трудовой активности работников, и как следствие, повышение эффективности труда, его качества.

     Одним из основных материальных стимулов является заработная плата. Заработная плата - самый  эффективный, но, при этом, и самый дорогой способ трудовой мотивации персонала. Основной недостаток этого способа стимулирования, помимо его высокой стоимости, состоит в эффекте привыкания. Многочисленными экспериментами установлено, что повышение заработной платы, как правило, ведет к росту эффективности труда, но по прошествии некоторого времени эффект прибавки пропадает и эффективность труда падает даже ниже той, в которой была сделана прибавка. Кроме того, в отличие от морального стимулирования, существует минимальный размер прибавки заработной платы, ниже которого прибавка оказывает дестимулирующее воздействие.

     Существует  два основных подхода к определению  размера заработной платы. Во-первых, назначение заработной платы в зависимости  от результатов труда. Так, в древнем Китае врач получал зарплату только за те дни, когда император был здоров. Во-вторых, назначение заработной платы в зависимости от затраченного работником труда. Так, в древнем Египте врач получал оплату пропорционально длине волос, отросших у больного за время лечения. Примерно, эти идеи реализуются в форме сдельной и повременной оплаты труда.

     С ростом благосостояния зарплата из средства удовлетворения основных физиологических  потребностей превращается в средство удовлетворения потребностей более высокого порядка. Работники, чьи ожидания не удовлетворяются, разочаровываются. Такое происходит на рабочих местах, где возлагаемая ответственность высока, а заработная плата низка. Работник ожидал, что пропорционально объему ответственности он получит и вознаграждение. Он может почувствовать, что его мотивация снижается, если узнает, что другой получает больше за такую же работу.

     Недостатки  стимулирования на основе заработной платы привели к поиску новых  форм, и основным достижением стало  развитие инструментов соучастия в прибыли и в собственности.

     Согласно  концепции участия в прибыли  трудовой доход составляют две части - постоянная и переменная. Первая часть  состоит из зарплаты, вторая часть  доходов персонала выплачивается  в виде бонусов, формируемых в каждой организации с учетом ряда факторов, касающихся ее экономического положения.

     Первоначально участие в собственности рассматривалось  преимущественно с целью снижения напряженности на предприятии и  было, в известной степени, продолжением линии на социальный мир с наиболее квалифицированной частью персонала. В дальнейшем соучастие в собственности как форма реализации социального партнерства стало распространяться и на другие категории персонала, на те, которые не занимают ключевых позиций в организации. Наделение собственностью становится составляющий частью концепции предприятий по формированию сложных мотивационных комплексов. Наиболее характерными стали: премии в виде акций, в том числе и акций привилегированных, кредиты или накопительные системы для приобретения акций. В известной степени к участию в собственности можно отнести и такие формы совладения как лизинг и фрайчайзинг.

     В организациях используются и нематериальные способы стимулирования – моральное  поощрение. Они получили достаточное  распространение по двум причинам. Во-первых, они, при этом, относительно дешевы и, во-вторых, они достаточно эффективны

       К формам морального поощрения  отдельных работников относятся:  награждение работника специальным  дипломом или наградным листом (похвальная грамота) за высококачественный бездефектный труд; вручение наградных значков ("знаков почета", которые работник носит на одежде), нередко вместе с небольшим подарком; вывешивание фотографий на доске почета с указанием конкретных достижений, посылка благодарственного письма в семью отличившегося работника.

     Важны также групповые достижения работников. Поэтому применяются различные  формы морального поощрения групп  отличившихся работников - присуждение  отличившейся группе работников переходящих  вымпелов и знамен по итогам соревнования с другими группами; посылка группы отличившихся работников на место запуска изделия в эксплуатацию; командировка (вместе с семьями) в другие отделения фирмы, на конференции, проводимые в местах отдыха, за рубеж. Оплату всех расходов несет фирма. Все виды поощрений (как индивидуальных, так и групповых) вручаются в торжественной обстановке.

     Разновидностью  стимула являются особые льготы, например, разрешение врачам парковать машины в запрещенных местах, пожизненный  пропуск на фирму и т.д. Хорошо работающим стимулом является представление особо оборудованного рабочего места.

     Особо следует выделить стимулирование рабочим  временем. Наиболее часто используется гибкий график, когда работник должен за неделю выработать 40 или 32-36 часов, а  распределение часов по дням недели он определяет самостоятельно. Другой популярной в США моделью является система 4 х 10 - четыре дня в неделю по 10 часов.

     Наконец, самым эффективным нематериальным стимулятором является соучастие в  принятии решений. При этом участие в управлении рассматривается в качестве корпоративного метода стимулирования персонала.

     В отдельную группу способов стимулирования можно выделить социальные (соцпакет) - широко используются и различные  формы социального страхования, финансируемые за счет собственных фондов фирмы, включение в контракты, связанные с перемещениями оплаты переезда и "подъемные".

     Многие  фирмы и организации практикуют оплату найма жилья особенно в  случаях, когда желательно неявно закрепить работника за фирмой. Для топменеджеров практикуется и оплата приобретения жилья, обычно частичная. Популярна и оплата расходов на бензин, транспорт, парковку и связь. Эти расходы повышают мобильность и, следовательно, эффективность работы персонала. В большинстве крупных фирм они входят в стандартный компенсационный пакет. Для топ-менеджеров и ценных специалистов практикуется предоставление машины, оплата приобретения машины.

     Важным  инструментом создания корпоративной  культуры и через нее - внутреннего  стимулирования являются фирменные  праздники - день фирмы, юбилеи, чествование лучших работников. Практикуется и оплата клубов, фитнес - центров, бассейнов. Эти расходы окупаются за счет сокращений выплат по болезни и роста производительности.

     При небольших дополнительных затратах можно придать характер социального поощрения повышению квалификации. Практикуется и оплата литературы (для преподавателей она предусмотрена законом). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Одним из важнейших аспектов, влияющих на эффективность работы персонала, является мотивация, определенная модель, которая  существует на каждом предприятии или  фирме. Она представляет собой взаимосвязанные  принципы и факторы, которые побуждают служащих к высокопроизводительной трудовой деятельности, обеспечивая тем самым продуктивную работу всей системы.

     Мотивация – это не только технологии, процедуры, документы и регламент, сколько  искусство, потому что обращаться приходится как к разуму, так и к чувствам сотрудника. Опыт лучших западных и отечественных руководителей показывает, что успеха достигают, кто не просто ставит задачи перед подчиненными и любыми способами добивается их выполнения, а обладает способностью заинтересовать, зажечь, вдохновить персонал, объединить общей идеей, сформировать команду единомышленников.

Информация о работе Стимулирование и мотивация трудовой деятельности