Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 21:14, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических аспектов стилей и типов руководства, а так же анализа стилей руководства на примере ОАО «КамАЗ» и разработке рекомендаций и мероприятий по совершенствованию их в организации. Поставленная цель определяет для решения следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты стилей и типов руководства;
2. Проанализировать стили управления на примере ОАО «КамАЗ»
3. Разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию и повышению управленческой культуры ОАО «КамАЗ»
Введение…………………………………………………………………….…3
1. Теоретические основы стилей управления организацией………………5
1.1. Понятие и сущность стилей руководства………………………………5
1.2. Классификация стилей руководства………………………………..…9
2. Анализ стилей управления ОАО «КамАЗ»………………………...…17
2.1. Общая характеристика ОАО «КамАЗ»……………………………..17
2.2. Оценка стиля управления на примере руководителя Отдела Технического контроля………………………………………………………….20
2.3. Недостатки стилей управления……………………………………...24
3. Причины для улучшения стилей руководства …………..………..…..33
Причины для постоянного совершенствования……………………33
Предложения по улучшению управления………………………….34
Выводы и предложения…………………………………………………......35
Список используемой литературы…
ЧОУ ВПО Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Набережночелнинский
филиал
Факультет
менеджмента
Стили руководства
(курсовая
работа по дисциплине «Основы
менеджмента»)
Исполнитель: студент 502 у группы _____________________ Яковлева О.С.
Научный руководитель:
к.г.н., доцент _____________________
Набережные Челны – 2011
Содержание
Введение…………………………………………
1. Теоретические основы стилей управления организацией………………5
1.1. Понятие и сущность стилей руководства………………………………5
1.2.
Классификация стилей руководства………………………………..…9
Выводы и предложения…………………………
Список используемой литературы…………………………………………38
Приложение
Введение
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им, главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. ТЕЙЛОРА. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.
Вопрос
выбора эффективного стиля руководства
особенно остро стал в последние
годы. Возникшие на рубеже 70-80-х годов
застойные явления в
Командирский
стиль руководства был ведущим
стилем в управлении социалистическими
предприятиями или
Командир должен был уметь пользоваться властью и не имел права высказывать сомнения в безупречности своей линии поведения. Он решал, отдавая приказы, никто не должен был возражать. Такова была изначальная «этическая» гамма нашего руководителя со времён революции. Администрирование стало главным методом на годы и десятилетия [1, c.98].
Многие хозяйственные и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления и межличностного общения, отличались низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность непогрешимость выбранного стиля руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей - неукоснительно выполняющих директиву «сверху» и жестких к подчинённым [2, c.654].
Сейчас
создаются новые, исключительно
благоприятные возможности для
становления
Цель данной работы состоит в рассмотрении теоретических аспектов стилей и типов руководства, а так же анализа стилей руководства на примере ОАО «КамАЗ» и разработке рекомендаций и мероприятий по совершенствованию их в организации. Поставленная цель определяет для решения следующие задачи:
1.
Рассмотреть теоретические
2.
Проанализировать стили
3. Разработать рекомендации и мероприятия по совершенствованию и повышению управленческой культуры ОАО «КамАЗ»
Объектом исследования является отдел технического контроля.
Предмет исследования: стиль руководства начальника отдела технического контроля.
Проблема
исследования состоит в том, что
в реальной жизни стили руководства
не соответствуют теоретической
основе, так как все люди различны, что
порождает трудности в выборе того или
иного стиля руководства. Человек это
не машина, которой можно управлять, всего
лишь нажав одну-две кнопки. Прежде всего,
человек – это личность, поэтому требует
к себе определенного подхода и уважения.
Слово
«стиль» греческого происхождения,
первоначально оно означало стержень
для писем на восковой доске, а
позднее употреблялось в
В
толковом словаре по управлению дается
следующее определение: «Стиль управления
– совокупность наиболее характерных
и устойчивых методов решения задач и
проблем, используемых руководителями
организаций и предприятий в своей практической
деятельности» [39. с.78 ].
По Мескону, стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации [23. с.412].
Кнорринг
дает следующее определение: «Стиль
руководства – привычная для
конкретного руководителя система
методов, реакций на возникающие
ситуации, используемая им в своей
практической деятельности» [18. с.368].
Стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. Поэтому различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива. Однако нельзя сводить целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.
К
субъективным факторам, определяющим
стиль в управлении можно отнести:
1. Принципы и установки, обуславливающие
умение пользоваться властью.
2. Специфика психического склада
руководителя (темперамент, характер)
3. Выбор форм и методов воздействия
на подчинённых в каждой конкретной
ситуации.
4. Неповторимые личные качества, определяющие
«управленческий почерк».
5. Индивидуальные особенности
исполнения социальных
ролей руководителя.
6. Уровень профессиональных
знаний, интеллекта
и культуры, определяющий
характер поведения. Как
видно, субъективные факторы
зависят от личности руководителя, а
объективные факторы формируются под
влиянием окружающей среды.
Объективно стиль руководителя диктуется,
прежде всего, сознательной целью,
которая как закон определяет способ
и характер его действий
и которой он должен подчинять свою волю
[9. c.88].
В общем, объективные слагаемые
стиля могут быть сведены к следующим:
1. Специфика системы, её цели и задачи,
управленческой структуры.
2. Закономерности управления.
3. Специфика (функциональное назначение)
сферы конкретной деятельности.
4. Окружающая производственная
среда (технологический
уровень производства, формы
организации труда, обеспеченность
материальными ресурсами).
5. Особенность руководимого коллектива
(структура, уровень подготовки, характер
взаимоотношений, социально - психологические
черты исполнителей)
6. Уровень практики управления.
7. Способы и приёмы
управления, используемые
вышестоящим руководством [18.
c.90].
Указанные слагаемые стиля
предопределяют особенности сочетания
в деятельности руководителя производственной
функции и функции регулирования
взаимоотношений в коллективе,
природу сложившихся в ней
традиций и приёмы
общения, а тем самым
и стиль работы.
Итак,
мы определили, что стиль
работы – это способ воздействия
руководителя на
подчинённых с целью
эффективного выполнения управленческих
функций.
В зависимости от
личностных качеств руководителя
стиль управления может быть позитивным
и негативным.
1. Позитивный.
Гибкий.
Сущностно-деловой.
Гуманный.
Характерные черты.
Руководитель учитывает характер,
общекультурный и профессиональный
уровень подчиненных, конкретные
ситуации, желания и
объективные возможности и использует
любой подходящий для данной ситуации
метод управления. В своей
совокупности они как раз
и формируют гибкость его стиля. Такой
руководитель всегда способен признать
ошибочность своего решения и отменить
его.
Руководитель в своей деятельности
всегда исходит из принципа «интересы
дела превыше всего», стремится
достичь цели при минимальных затратах
времени и средств, избавиться
от лишних проволочек
и канцелярщины, никогда не влезает
(без особой надобности) в
обсуждение проблем, в которых
его подчиненные обладают
достаточной компетенцией,
предоставляя им полное
право решать их. Такой руководитель постоянно
расширяет свой общий кругозор
и уровень профессиональной культуры
и того же требует от подчиненных.
Руководитель, имея деловую
ориентацию, не забывает,
однако, и о заботливом и справедливом
отношении к своим подчиненным, об их
личных целях, потребностях и интересах,
об их здоровье, условиях труда и
быта.
2. Негативный.
Косный.
Формально-деловой.
Негуманный (отчуждающий).
Характерные черты.
Руководитель раз и навсегда избирает
и придерживается какого-либо одного
«частичного» стиля: он либо не
допускает творческих обсуждений и споров,
либо, напротив, либеральничает
и резонерствует, часто доводя отношения
с подчиненными до взаимной фамильярности.
Руководитель с косным стилем всегда
будет продолжать упрямо проводить свою
ошибочную линию. Характерен
для руководителей бюджетных
организаций, для которых
главное – соблюдение духа и буквы спущенных
инструкций. Ради
них они готовы
игнорировать здравый смысл,
производственную необходимость,
интересы и потребности
членов коллектива.
Руководитель меньше всего
озабочен всем этим и по сути дела постоянно
генерирует отчуждение
своих сотрудников со
всеми вытекающими последствиями
[18. c.105].
Итак, мы определили, что стиль работы – это способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций. На стиль оказывают влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам.
1.2. Классификация стилей руководства
«Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля (А.В. Либин, 1998). Самое общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром – как предметным, так и социальным. Можно связать стиль с конкретными формами жизнедеятельности, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. Либин определяет стиль как устойчивый и интегральный паттерн индивидуально-личностных проявлений человека через предпочитаемую форму взаимодействия с социальной и предметной средой. Общим для существующих представлений о стиле является акцент на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды. Руководство и управление – это особые формы профессиональной деятельности, которые требуют адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей в профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и интегральных систем личностно-детерминированных способов управления и руководства». [1].
Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К. Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые – сороковые годы 20 века. «Классический эксперимент проведен под руководством К. Левина (1938). Группа детей-подростков (мальчики 11–12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (взрослые руководители, а не лидеры, стихийно выдвинувшиеся из среды детей) демонстрировали разный стиль руководства, а экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства / лидерства: