Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 02:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ выбора стилей руководства и особенностей их применения в современных условиях управления туристической фирмой.
Задачи курсовой работы: - изучение специальной и нормативно-справочной литературы, нормативных документов и материалов, опубликованных в периодической печати; - использование полученных знаний при решении управленческих проблем; - приобретение опыта самостоятельного анализа вопроса выбора стиля руководства в сфере туризма.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1 Стили руководства и особенности их применения
в современных условиях управления туристической фирмой……..
1.1 Понятие и характеристика стилей управления…………………...
1.1.1 Понятие о стилях руководства……………………………………..
1.1.2 Факторы, формирующие стиль руководства……………………...
1.1.3 Характеристика стилей руководства………………………………
1.1.4 Достоинства и недостатки стилей и их эффективность…………..
1.2 Управленческая решетка ГРИД………………………………………
1.3 Элементы управления (поведенческие факторы)……………………
1.4 Особенности применения стилей руководства в современных условиях управления туристической фирмой……………………………
2 Анализ стиля управления на примере фирмы «Блю Cкай»……...
2.1 Общая характеристика и основные показатели фирмы……………..
2.2 Оценка деятельности аппарата управления фирмы…………………
2.3 Анализ стиля управления фирмы…………………………………….
3 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства фирмы «Блю Скай»………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
Защита своего мнения предполагает занятие определенной позиции. Один руководитель может иметь сильное убеждение, но опасается отстаивать ту или иную точку зрения; другой избегает отстаивать свои взгляды из-за отсутствия убеждений или их слабости; третий может смело принять ту или иную точку зрения, чтобы встать в оппозицию или получить какое-либо преимущество.
A. Я руководствуюсь собственными представлениями, однако всегда откликаюсь на чью-либо просьбу. Я избегаю занимать чью-либо сторону и стараюсь не раскрывать своего мнения.
B. Я учитываю мнения, отношения других, хотя и не без оговорок.
C. Я выражаю свое мнение и взгляды, не делая окончательных выводов, и воспринимаю взгляды других критически.
D. Я защищаю свое мнение, хотя это связано с отрицанием взглядов других людей.
E. Я придерживаюсь только своей позиции, но позволяю высказывать свои взгляды другим, чтобы быть объективным.
F. Я считаю необходимым высказывать свое мнение и откликаюсь на здравые суждения, изменяя при этом свою точку зрения.
Разрешение конфликтных ситуаций — в зависимости от способа их разрешения конфликты могут играть роль факторов, порождающих «разрушение» либо способствующих развитию творческих или консервативных начал. Руководитель, способный разрешить конфликтную ситуацию, вызывает уважение к себе; в противном же случае авторитет его у подчиненных падает.
А. Я сохраняю «авторитет», стремлюсь к невмешательству и конфликт.
B. Я избегаю конфликтных ситуаций, но, когда они все же возникают, «сглаживаю» острые углы во имя единства коллектива.
C. Если конфликт возникает, то я занимаю позицию, устраивающую конфликтующих.
D. Я пытаюсь пресечь конфликт либо доказать преимущество моей точки зрения.
E. В конфликтной ситуации я прекращаю споры и дискуссии, но выражаю благодарность подчиненным за то, что они высказали свои мнения.
F. При возникновении конфликта пытаюсь определить причины, породившие его, и устранить источник конфликта.
Принятие решений — эффективность управленческого труда зависит от типа управления через процессы принятия решений. Решение может приниматься руководителем единолично либо такое право предоставляется другим членам коллектива, т.е. осуществляется коллективная работа в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений.
A. Я представляю право другим принимать решения и принимаю как должное все последствия этого.
B. Я стремлюсь к принятию таких решений, которые способствуют поддержанию хороших отношений между работниками, и поощряю других принимать самостоятельные решения, когда это возможно.
C. Я стремлюсь к эффективным решениям, с которыми согласны все остальные.
D. Я придаю важное значение самостоятельному принятию решений и редко поддаюсь влиянию других.
E. Последнее слово я оставляю за собой и искренне стремлюсь к тому, чтобы мои решения были приемлемы для других.
F. Я придаю важное значение принятию грамотных решений, добиваясь при этом понимания и одобрения решений подчиненными.
Критический анализ — это совокупность методов, приемов изучения (исследования) и решения проблем. Речь идет прежде всего о выявлении альтернативных возможностей повышения эффективности управленческого труда. Это изучение предшествующего опыта, критического анализа явлений и процессов. На основе анализа строится обратная связь в системе «руководитель — подчиненный».
A. Я избегаю обратной связи.
B. При получении положительных результатов поощряю подчиненных, но избегаю отрицательной связи.
C. Я даю неформальные или косвенные оценки информации в отношении совершенствования работы, поступающей через контур обратной связи.
D. Я привлекаю внимание подчиненных к их недостаткам или неспособности справиться с тем или иным заданием.
E. Я реагирую на результаты деятельности подчиненных и рассчитываю, что они будут реагировать на мои замечания.
F. Я поощряю двустороннюю обратную связь в интересах повышения эффективности функциональной деятельности.
Рассмотренные шесть типов управления, представленные в виде высказываний, вытекают из определенных посылок, связанных с представлениями о путях решения производственных и личностных задач. Как видим, все поведенческие действия руководителя укладываются в некую систему допущений. Однако какими бы ни были эти допущения, они становятся частью мировоззрения руководителя и управляют его поведением. Эти допущения — предмет теории личного управления. Без допущений и представлений поведение руководителя становится произвольным, лишенным цели: в нем трудно найти рациональный смысл, его трудно прогнозировать.
Следует иметь в виду, что для эффективного управления необходим весьма ограниченный круг допущений. Для руководителя важно принять систему собственных допущений. Понимая свои представления и допущения о содержании управления, мы можем уяснить себе характер влияния нашего поведения на усилия подчиненных и коллег по работе. Осознав глубину и характер собственных допущений, мы можем подвергнуть их анализу и выделить положительные и отрицательные последствия наших поступков. Система ГРИД помогает руководителю понять совокупность допущений, которыми они пользуются в управленческой деятельности[3].
1.4 Особенности применения стилей руководства в современных условиях управления туристической фирмой
В современных условиях успех дела предопределяется не только личной ориентацией руководителя, но и рядом других обстоятельств: ситуацией, степенью зрелости подчиненных, их готовностью к сотрудничеству, характером проблемы и пр.
Сегодня, даже когда общий менеджмент быстро вытесняется в туристской индустрии кадрами профессиональных менеджеров, руководящий стиль все еще продолжает играть исключительно важную роль в успехе компании. Но роль руководителя администрации (исполнительного аппарата) изменяется под влиянием четырех революционных сил (обстоятельств), которые имели беспрецедентное воздействие на методы делового туристского менеджмента во всем мире. Схематично это представлено на рисунке 1.3.
Рис. 1.3 Факторы внешних воздействий на методы руководства
Первый фактор: известно каждому, что он имеет право пытаться что-то сделать; что в рамках установившегося порядка он несомненно обязан знать свое место; что он может действовать в соответствии со своими способностями и имеет право на участие в любом предприятии. В результате, поскольку речь идет о практике ведения туристского предпринимательства, не только проявляется растущее желание, но и во весь голос заявляет о себе требование со стороны низового уровня менеджеров и штатных специалистов к более значимой их роли при планировании, внесении вклада при принятии решений компанией. Решимость достигнуть успеха стала фактом жизни корпорации, а это указывает на необходимость сдерживать влияние руководства вне зависимости от индивидуальности. Вторым революционизирующим фактором, приобретающим новую форму высшей управленческой практики, стал информационный взрыв, который со времен окончания второй мировой войны был трансформирован в международную индустрию без должного признания. Прорыв продолжает распространяться практически во всех науках, включая управление и туризм. Технологическое развитие следует одно за другим так быстро, что во многих сферах туризма каждый, кто формирует туристский продукт, поставляя его для массового спроса, сталкивается с устаревшей технологией, в то время как обработанная и улучшенная модель продукта выходит из недр туроператорской деятельности. Информация, которая 25 лет назад могла собираться месяцами, позволяя руководителям туристской компании и их советникам комфортно чувствовать себя до момента принятия важного решения, сегодня становится доступной высшему руководству и его конкуренту в течение дней, часов или, благодаря компьютеру, нескольких минут.[4]
Несколько веков назад прилежный и хорошо образованный человек мог ознакомиться с большей частью необходимых ему знаний. В нашу эпоху исполнителю намного труднее овладеть литературой, которая может существенно осветить хотя бы одну из сторон обучения по профилю менеджмента компании. Столкнувшись с новыми технологиями, самый энергичный и полномочный руководитель администрации должен выяснить, чего он не знает, и быть готовым сдержать свою естественную самонадеянность, даже если это будет означать для него ущемление некоторых полномочий.[7]
Третьим фактором, снижающим сегодня воздействие руководителя-исполнителя, могут быть как отождествление экономического масштаба, так и простое возрастание феномена "величины". Ускорение туристских потоков и массовых продаж в последние годы породило предпринимательство больших объемов. Впечатляющий показатель содержится в докладе группы специалистов туризма, представленном в октябре 1992 г. в Акапулько (Мексика) на Всемирном форуме туризма по проблемам прогноза туризма на 90-е гг. XX столетия и последующий период (2010 г.). 100 самых больших туристских компаний расширили свой объем с 303 млн до 1 млрд 26 млн долл. США (239 процентов) в течение 80-х - первой половины 90-х гг., а 500 - с 40 до 144 млн долл. (не менее чем 194 процента). Это показывает не только возрастание зарплаты и доходов, но также увеличение показателей и видов предпринимательской деятельности, в которые были вовлечены туристские корпорации. Короче, расширение туристского ассортимента, достигая вершины роста, несомненно приведет к эффективному расширению влияния на принятие решения среднего уровня менеджмента. В дальнейшем будет уменьшено число решений, принимаемых руководителем по разным видам гостиничного и туристского бизнеса, в которых участвует корпорация.
Четвертый фактор, изменивший технику руководства в последнее десятилетие, - это всемирная экспансия деловых возможностей, основанная
а неутомимом требовании потребителей туризма по всем группам доходности. Расширение числа регионов и субрегионов туристской активности может определить многообразие видов поездок и путешествий. Назовем лишь некоторые: автомобильные, морские, оздоровительные, экономические. В этих обстоятельствах руководитель корпорации считает себя ответственным за осуществление прямой распорядительной деятельности, что может иметь место в практике различных секторов туризма и рынков сбыта, каждый из которых со своими собственными требованиями.
Определение ведущего положения руководителя администрации переросло в последние годы в совершенно новое и отличительное понятие делового руководства. Сегодняшняя принципиальная роль руководителя заключается в том, чтобы меньше брать на себя решений ключевых проблем, а развивать организацию и процесс, в результате которых могут быть приняты решения. Подтверждая ранее высказанную предпосылку, можно выразить это так: его работа во многом заключается не в том, чтобы держать в собственных руках власть по принятию решений, а в том, чтобы предоставить возможность принять решение персоналу компании, в том числе и самому низовому звену исполнения. Поэтому, несмотря на то, что роль руководителя изменилась, руководящий стиль остается важным всегда. Искусство управлять и убеждать никогда не будет безличностным. Нельзя иметь компьютер в качестве руководства. Руководящий стиль - способ, которым высший менеджер заставляет организовывать творческую энергию компании снизу, придает туристскому учреждению особый характер и конкурентную особенность, определяя его энтузиазм, приспосабливаемость и готовность к новым испытаниям. Вот что придает компании силу духа развиваться быстрее, чем вся туристская индустрия.
Можно уверенно сказать, что успешный стиль каждого руководителя, без исключения, кроется в его энергии, что заставляет его самого твердо управлять. Он учится с большим старанием, чтобы идти в ногу с технологическим развитием. В последние годы понимание того, что предприятие не может действовать в вакууме, заставляет руководителя все более вовлекаться в политическую, социальную и гражданскую деятельность.[6]
2 Анализ стиля управления на примере компании «Блю Скай»
2.1 Общая характеристика и основные показатели компании
Компания Блю Скай была создана в 2001 г. как фирменная сеть международной группы компаний OTI, в которую, помимо нее, входят туроператорские компании, сеть отелей и охранно-консалтинговая фирма.
За 10 лет работы компания завоевала репутацию стабильной и надежной компании. Для туристов основными преимуществами при приобретении тура в Блю Скай являются: надежность, доступность, широкий выбор, удобная система оплаты и профессионализм менеджеров. Именно поэтому у компании так много постоянных клиентов.
Блю Скай - многопрофильное туристское агентство, которое готово организовать тур практически в любую точку мира. Специалисты компании внимательно изучают рынок и выбирают для сотрудничества только надежных операторов.
В сеть туристских агентств Блю Скай в настоящее время более 150 офисов продаж на всей территории России, где можно заказать тур в любую точку мира, и специалисты компании подберут готовый тур в соответствии с пожеланиями и возможностями туриста. Кроме того, по запросу клиента, менеджеры могут разработать любой индивидуальный тур.
Блю Скай - это команда профессионалов, которую составляют более чем 150 сотрудников с большим опытом работы в туризме.
Группа компаний OTI (GROUP OF COMPANIES OTI) - мощная структура, в которую входят туроператорские компании по въездному и выездному туризму, сети туристских агентств, гостиничные цепочки и крупная охранно-консалтинговая фирма. "Сеть качества" - такой слоган объединяет компании, каждая из которых, независимо от рода ее деятельности, уделяет основное внимание высочайшему качеству предлагаемого ею на рынке продукта.
Членами группы компаний OTI являются туроператоры ODEON TOURS (Турция, Египет), HOLIDAY'M SERVICE (Турция), CORAL TRAVEL (Россия), SUNMAR (Россия), A-CLASS (Россия), WEZYR HOLIDAYS (Польша), сеть туристских агентств Блю Скай (Россия), гостиничная сеть OTIUM HOTELS INTERNATIONAL (Турция) и компания OGD SECURITY & CONSULTANCY (Турция).
Компании группы OTI представлены в четырех странах: Турции, России, Польше и Египте. Совокупный штат сотрудников группы компаний OTI составляет более двух тысяч человек. Бизнес всех участников группы OTI развивается быстрыми темпами благодаря использованию современных высоких технологий, профессиональному подходу к делу и постоянному контролю над качеством на всех этапах бизнес-процесса.