Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 02:20, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ выбора стилей руководства и особенностей их применения в современных условиях управления туристической фирмой.
Задачи курсовой работы: - изучение специальной и нормативно-справочной литературы, нормативных документов и материалов, опубликованных в периодической печати; - использование полученных знаний при решении управленческих проблем; - приобретение опыта самостоятельного анализа вопроса выбора стиля руководства в сфере туризма.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………
1 Стили руководства и особенности их применения
в современных условиях управления туристической фирмой……..
1.1 Понятие и характеристика стилей управления…………………...
1.1.1 Понятие о стилях руководства……………………………………..
1.1.2 Факторы, формирующие стиль руководства……………………...
1.1.3 Характеристика стилей руководства………………………………
1.1.4 Достоинства и недостатки стилей и их эффективность…………..
1.2 Управленческая решетка ГРИД………………………………………
1.3 Элементы управления (поведенческие факторы)……………………
1.4 Особенности применения стилей руководства в современных условиях управления туристической фирмой……………………………
2 Анализ стиля управления на примере фирмы «Блю Cкай»……...
2.1 Общая характеристика и основные показатели фирмы……………..
2.2 Оценка деятельности аппарата управления фирмы…………………
2.3 Анализ стиля управления фирмы…………………………………….
3 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства фирмы «Блю Скай»………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПРОМЫШЛЕННО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ
______________________________
Специальность 100201 «Туризм»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕНЕДЖМЕНТ ТУРИЗМА»
Тема: «Стили руководства и особенности их применения в современных условиях управления туристической фирмой»
Выполнил студент группы ТР 101_______________ Я.С. Гайворонская
подпись
Руководитель ________________
подпись
Защищена ____________ Оценка______________
дата
Воронеж, 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
|
1 Стили руководства и особенности их применения в современных условиях управления туристической фирмой…….. |
|
1.1 Понятие и характеристика стилей управления…………………... |
|
1.1.1 Понятие о стилях руководства…………………………………….. |
|
1.1.2 Факторы, формирующие стиль руководства……………………... |
|
1.1.3 Характеристика стилей руководства……………………………… |
|
1.1.4 Достоинства и недостатки стилей и их эффективность………….. |
|
1.2 Управленческая решетка ГРИД……………………………………… |
|
1.3 Элементы управления (поведенческие факторы)…………………… |
|
1.4 Особенности применения стилей руководства в современных условиях управления туристической фирмой…………………………… |
|
2 Анализ стиля управления на примере фирмы «Блю Cкай»……... |
|
2.1 Общая характеристика и основные показатели фирмы…………….. |
|
2.2 Оценка деятельности аппарата управления фирмы………………… |
|
2.3 Анализ стиля управления фирмы……………………………………. |
|
3 Рекомендации по совершенствованию стиля руководства фирмы «Блю Скай»……………………………………………………… |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… |
|
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия и стиль руководства всегда были в центре пристального внимания историков.
Успешный стиль руководителя становится, можно сказать, самовыражением человека, обладающего силой убеждения и влияния на своих подчиненных, поддерживающего их стремление работать хорошо.
Подобный тип стиля выражается через участие в решении общих целей предприятия и реализации намерений руководителя, которые известны подчиненным. Стиль - это темп, способность, обязательство. Он вносит мощную энергию в технологическую организацию компании - от президента до низового звена. Он предопределяет, как хорошо руководитель исполняет свои полномочия по обеспечению результата.
В истории мирового туризма руководящий стиль туристского предпринимательства демонстрирует различные подходы к достижению успеха. Также известные организаторы туризма, как Томас Кук (Англия), Дж. Джафари (США), Н. В. Крыленко, В. К. Бойченко, А. X. Абуков (Россия), стали крупными лидерами с собственным видением и большими творческими замыслами. Их можно считать основоположникам современного туристского менеджмента. При их участии процедура туризма была упрощена. Постепенно появлялись новые элементы развития: быстрая смена транспортных средств, радио, телевидение "и компьютеры прокладывали путь в будущее. Отсюда стиль, когда президент компании берет на себя ответственность и контроль за действиями ближайших соратников и, зачастую, формирует организацию адекватно времени и запросам общественных и туристских объединений. Управленческие операции в соответствии с особенностью подхода передавались младшим по возрасту и продвигающимся по технологическому уровню администраторам
и руководителям структурных звеньев и видов туристской деятельности.
В условиях современного конкурентного рынка от личности менеджера, от уровня его квалификации и, особенно от стиля руководства во многом зависят темпы, прибыльность и качество производства.
В словаре иностранных слов понятие стиль определяется как:
а) совокупность характерных признаков художественного оформления (архитектурный стиль);
б) метод, приёмы работы или поведения (стиль руководителя).
Стиль руководства - это наиболее устойчивый, типичный для данного руководителя способ реализации управленческих функций, т.е. способ взаимодействия с подчиненными и решения производственных задач. От стиля руководства зависит эффективность деятельности организации, ее возможные пути развития.
Целью данной курсовой работы является анализ выбора стилей руководства и особенностей их применения в современных условиях управления туристической фирмой.
Задачи курсовой работы:
1 Стили руководства и особенности их применения в современных условиях управления туристической фирмой
1.1 Понятие и характеристика стилей управления
1.1.1 Понятие о стилях руководства
Работа менеджера в туристской индустрии представляется как выполнение управленческих функций в системе «человек-человек». Это накладывает свой отпечаток на выбор стиля руководства туристской фирмой, поскольку туризм от других систем управления отличается вероятностным характером туристских явлений и процессов. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать туристскую будущность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по своему уникальна, а ее поведение в пространстве и времени зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать в туризме такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.
Слово «стиль» — греческого происхождения. Первоначальное его значение — «стержень для писания на восковой доске», а позднее употреблялось в значении «почерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства — это своего рода «почерк» в действиях менеджера.
Более полное определение понятия «стиль руководства»: это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера.
Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений.
Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для менеджера приемов и способов решения задач управления, то есть
стиль — это система постоянно применяемых методов руководства.
Как видим, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными субъективно-психологическими характеристиками.
Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих конкретными качествами.
Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода. Менеджер с присущим только ему стилем руководства в своей деятельности может использовать различные методы управления (экономические, организационно-
Таким образом, стиль руководства — явление строго индивидуальное, так как он определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.
В процессе трудовой деятельности формируется некоторый строго индивидуальный «почерк» руководителя, действия которого повторить в деталях практически невозможно. Как нет двух одинаковых отпечатков пальцев на руке, так не существует и двух менеджеров с одинаковым стилем руководства.
При этом следует иметь в виду, что не существует некоего «идеального» стиля руководства, пригодного для всех случаев жизни. Применяемые менеджером стиль или симбиоз стилей зависят не столько от личности менеджера, сколько от соответствующей ситуации (ситуативное положение). «Правильный» стиль руководства не может быть определен
заранее, поскольку жизненные управленческие ситуации не стандартны, а качества личности менеджера и подчиненных имеют свойство изменяться адекватно изменениям управляемой среды.
Выбор стиля руководства во многом зависит от того, какую задачу ставит перед собой менеджер:
- управлять — руководитель дает точные указания подчиненным и добросовестно следит за выполнением его заданий;
- направлять — менеджер управляет и наблюдает за выполнением заданий, но обсуждает решения с сотрудниками, просит их вносить предложения и поддерживает их инициативу;
- поддерживать — менеджер оказывает сотрудникам помощь при исполнении ими заданий, разделяет с ними ответственность за правильное принятие решений;
- делегировать полномочия — менеджер передает часть своих полномочий исполнителям, возлагает на них ответственность за принятие частных решений и достижение цели предприятия.
Стиль принятия решений оказывает определяющее влияние на формирование норм и традиций, ожиданий, межличностных отношений в социальных группах.
1.1.2 Факторы, формирующие стиль руководства
Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную
управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.
Правильно выработанный стиль руководства, соответствующий сложившийся ситуации, способен преодолеть непреодолимые препятствия. И он приведет систему к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль управления во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица, но при всей их значимости, особенности личности не исключают и другие компоненты, формирующие его, которые также являются важными.
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами;
Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень
подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его
традиции и ценности. Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.
1.1.3 Характеристика основных стилей руководства
Впервые вопрос о стилях руководства был рассмотрен К. Левиным, который выделял авторитарный, демократический и анархический стили (в практике управления анархический стиль называют либеральным). Данный подход и положен автором в основу классификации стилей руководства.
Для авторитарного (автократического) стиля характерна централизация власти в руках одного руководителя, требующего, чтобы обо всех делах докладывали только ему. Этому стилю присущи ставка на администрирование и ограниченные контакты с подчиненными.
Такой менеджер единолично принимает (или отменяет) решения, не давая возможности проявить инициативу подчиненным. Он категоричен, часто резок с людьми, всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. Иными словами, основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд.