Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 18:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – сформулировать рекомендации по выбору оптимальной для данной организации школы управления.
Задачи исследования вытекают из поставленной цели:
- изучить основные этапы развития менеджмента;
- проанализировать взгляды различных школ менеджмента;
- определить, какие методы управления актуальны в настоящее время.
Введение………………………………………………………………...........3
1. Историческое развитие взглядов на менеджмент …………………….. .6
1.1 Основные этапы развития менеджмента……………………….....……6
1.2. Анализ подходов основных школ …………............................................9
2. Изучение применения школы управления…………………..……………35
2. 1 Анализ системы управления на предприятии
«домашняя кондитерская» ...................................……………………..……...35
2.2 Применение школы менеджмента в компании
«домашняя кондитерская»………………………………………………………36
3. Предложения по совершенствованию системы управления…38
Заключение …………………………………………………………………...41
Список использованной литературы ………………………………………..43
Солидный вклад в научную теорию управления внесли супруги Фрэнк и Лилиан Гилбрет, которые в 20-е гг. нашего столетия были активными сторонниками, научного управления. Они упорно искали оптимальные способы выполнения любой работы с использованием элементарных движений. Устранение всех лишних, движений способствовало бы установлению более точных рабочих норм выработки. Ф. Гилбрет был не только научным консультантом ряда фирм, но и талантливым строителем- подрядчиком. Примером успешного применения системы организации труда является сокращение числа движений каменщиков с 18 до 5, произведенное Гилбретом. Для этого он, во-первых, устранил некоторые движения, которые ранее считались необходимыми, но после проверки оказались абсолютно бесполезными. Во-вторых, он ввел некоторые простые приспособления, с помощью которых ему удалось сэкономить время квалифицированных каменщиков путем загрузки подручных рабочих. В-третьих, он научил каменщиков делать простые движения одновременно двумя руками, тогда как раньше они работали попеременно то правой, то левой рукой.
В результате выработка каменщиков возросла с 120 до 350 кирпичей в час. Ф. Хилбрет первым применил фотоаппарат и. кинокамеру для исследования движения работников, что позволило, ему разработать так называемые самокарты, т.е. карты цикла одновременно выполняемых микродвижений. Это оказало большое влияние на развитие школы научного управления.
Лилиан Гилбрет первой начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой.
Одним из видных последователей Тейлора был известный, американский ученый Гарринггон Эмерсон (1853 — 1931). В 1900 г. вышла его книга «Производительность как основание для управления и оплаты труда», а в 1912г. главный труд его жизни «Двенадцать принципов производительности».
Эмерсон
уделял большое внимание подбору
персонала, более того, считал необходимым
и управление им, как бы предвосхищая
возникновение в будущем
Генри Форд (1863 - 1947), основатель американского автомобилестроения, был и одним из создателей «философии практики» ХХ веке. Он разработал теорию, получившую название «фордизм», нашедшую отражение в его книге «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра». Основные его положения таковы:
Принципиально
важно заявление Форда о том,
что «индустрия должна, иметь своих
генералов и, притом - генералов
Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример самых разнообразных знаний в разнообразной деятельности.
В
целом заслуга Тейлора, Ганнта, супругов
Гилбрет, Форда и др. заключается
в утверждении следующих
Административная (классическая) школа менеджмента. Возникновение административной школы связано главным образом с именем Анри Файоля (1825 — 1925). По мнению американских историков менеджмента, Файоль является наиболее значительной фигурой в науке управления первой половины ХХ в.
Файоль создал «теорию администрации». Его первая статья, посвященная этой теории, вышла в 1900 г., а книга «Общее и промышленное управление» — в 1916 г.
Важную роль в развитии идей этой школы сыграли Л. Урвик, Д. Муни и др., рассматривающие деятельность организаций с точки зрения широкой перспективы и пытающиеся определить общие характеристики и закономерности организаций в целом.
Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждению создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха.
Принципы управления — это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Файоля, принципы — это маяк, помогающий ориентироваться.
Рассматривая организацию как специфический вид деятельности? и как столь же своеобразную административную систему, и согласуя свои идеи с принципами Тейлора, относительно стимулирования каждого работника, Файоль сформулировал следующие 14 принципов управления применительно к деятельности высшего звена управления:
Приводя перечень этих принципов, Файоль указывал, что он не стремиться дать исчерпывающее их изложение, а попытался описать лишь те, из них, которые ему приходилось чаще всего применять поскольку, даже незначительная кодификация принципов является необходимой во всяком деле.
Считая предложенные им принципы универсальными Файоль, тем не менее, указывал, что их применение должно носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Он отмечал, что система принципов никогда не может быть завершена, напротив, она всегда остается открытой для дополнений, изменений, преобразований, основанных на новом опыте, его анализе, осмыслении, обобщении. Поэтому число принципов управления не ограничено.
Некоторые приведенные принципы обращены к человеческому фактору. Файоль показал, что менеджмент, предназначенный главным образом для интенсификации производственных процессов, основан на знании психологии и что учет человеческого фактора в управлении крайне важен.
Многие принципы управления до сих пор имеют практическую ценность. Например, японская компания «Мицусита электрик» руководствуется, следующими семью принципами, управления: объективность, справедливость, сплоченность, благоустройство, скромность, гармония, оценка, - которые перекликаются с принципами, разработанными Файолем.
В
дальнейшем многие исследователи занимались
изучением и теоретическим
Функции управления и профессиональные требования к менеджеру.
Файоль выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные, - по его мнению, производимых на любом (простом или сложном, небольшом или крупном) предприятии и являющихся взаимозависимыми. Например, технические операции не могут осуществляться без наличия сырья, возможности сбыта, капитала, страховых мероприятий. Административные операции Файоль разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.
Планирование - функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития объекта в тесном взаимодействии с окружающей его средой.
Организация - формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей.
Мотивация — активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования, и создания. условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.
Контроль - количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и. нормативов.
Координация - достижение. согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.
Убеждения Файоля не потеряли своей актуальности и в настоящее время.
Несомненной заслугой Файоля является постановка им вопроса о необходимости, выделения собственно управленческой деятельности (менеджмента) в особый объект исследования.
Теории управления Тейлора и Файоля имеют не только сходство, но и различие. Тейлор предлагал устанавливать рациональное управление предприятиями «снизу», а Файоль — «сверху». Файоль неоднократно подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни организации производства: Тейлор — цеховое управление, а он — высшее административное.
В
целом представители
Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в то, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности. [11 стр. 84]
Школа человеческих отношений и ее развитие.
Информация о работе Становление и развитие основных школ менеджмента