Сравнительный анализ японского и американского менеджмента

Автор: Дарья Глатко, 24 Сентября 2010 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов.
Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.
В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Паша попов (2).docx

— 62.06 Кб (Скачать)

         Тем не менее, японские управляющие стремятся построить  рабочий процесс так, чтобы он приносил удовольствие персоналу. В  связи с этим происходят сокращения часов работы в день, однако это  отражается на длительности отпуска, который  длится на 7-9 дней меньше, чем, например, в России. Введение гибкого графика, аналогично многим европейским компаниям, позволяет японцам увеличить  производительность. Например, фирма  «Амано» позволяет своим работникам приходить и уходить с работы в любое время при условии, что они будут на месте в  обязательные рабочие часы. Посещаемость работы отслеживается при помощи бланков, информация с которых поступает  в электронный регистратор. Причем подобная система управления основывается только на доверии к работникам и  вполне оправдывает себя.

         В Японии принято  управлять не только рабочей деятельностью  сотрудников, но и их досугом. Так, широко применяются психотерапевтические системы «Найкан» и «Морита», которые  позволяют работникам восстанавливать  свои силы, находясь за пределами рабочего места[15,c.209].

         Современный менеджмент в Японии отличается от той системы  управления, которая была принята  на протяжении ХХ века. И в первую очередь это связано с влиянием западной модели управления. Японские менеджеры осознали, что без изменений  невозможно добиться прогресса в  развитии. В связи с этим меняется система управления компаниями. Так, разрабатывая цель компании, менеджеры  отдают предпочтение формулированию основной задачи, для чего специально отбираются определенные сферы действия. Выбрав сферу, компания обращает все свои ресурсы  на данное направление. Изменяется и  отношение к потребителю. Все  большую ценность приобретает информация, касающаяся потребительских предпочтений, на основе чего компания сужает свой целевой  рынок.

         Стабильная иерархичная  система отношений внутри японской организации также сегодня все  больше подвержена изменениям. В частности, достаточно частым явлением стало привлечение  внештатных сотрудников к выполнению той или иной работы, да и коммуникация все чаще строится не через систему  «канбан», а посредством информационных сетей, как это принято на Западе.

         Западное стремление к самостоятельности и независимости  стало все больше проявляться  и в Японии. Так, если раньше финансирование компании шло из центрального «головного»  банка, то сегодня многие компании самостоятельно управляют собственными финансовыми  активами, что оказывает непосредственное влияние на развитие организации. Меняется и портрет, и функции топ-менеджеров. Если раньше практиковался принцип  преемственности и руководитель сам назначал своего преемника, то сегодня  стать руководителем может любой. Для этого, правда, необходимо обладать харизмой и высоким уровнем знаний и умений, но и пост управляющего стоит того, чтобы за него побороться.

         Интересно отметить, что чем ближе Япония и западный мир, тем шире круг претендентов на руководящие должности. И если в  начале ХХ века присутствие женщины  или иностранца на руководящем посту  было крайней редкостью, то сегодня  это не вызывает ни у кого удивления. Наиболее ярким примером руководителя-иностранца является Карлос Гон (род. в 1954 году). Он был назначен директором компании Nissan в 2001 году, после того как компания Renault приобрела больше трети ее акций. К. Гон пришел в трудные

         времена для Nissan, когда  компания имела долг более 20 миллиардов долларов и выпускала по большей  части не популярные автомобили.

         Благодаря своей  активной позиции новый руководитель компании сумел спасти ее от банкротства. С этой целью он стал внедрять в  управление новые методы. Так, вместо принятой в Японии системы сокращения длительности рабочего дня К. Гон  сократил штат компании, а также  закрыл ряд филиалов, не приносящих доход. Эта мера не была популярной, но вскоре была признана как необходимая. Изменился и сам процесс производства автомобилей. При сборке однотипных автомобилей стали использовать одинаковые детали, что позволило  сократить финансовые издержки. В  связи с этим К. Гон получил  прозвище «укротитель издержек», что, впрочем, очень даже помогло компании Nissan. Сегодня популярность альянса Nissan и Renault достигла высокого уровня —  это позволило данным компаниям  попасть в пятерку лучших мировых  производителей автомобилей.

         Под руководством К. Гона многие непопулярные модели Nissan были сняты с производства, что значительно  повысило продажи. Но успешный руководитель на этом не останавливается. Он ищет новые  пути развития организации. И здесь  немалое значение он придает сотрудничеству с иностранными компаниями, в частности, с американской компанией Chrysler. В  результате переговоров было решено, что в 2010 году будет выпущен японский Chrysler, отличающийся небольшими размерами, а американцы будут собирать для  Японии пикапы. Однако здесь не идет речь о слиянии двух компаний. К. Гон придерживается точки зрения, что слияние не может принести ничего хорошего, а лишь разрушит традиции и принятые ценности.

         Секрет успешного  выхода Nissan из кризиса заключается  также в том, что К. Гон имеет  собственную стратегию развития. Рассчитывая объемы производства на будущие периоды, он ориентируется  на простой показатель: сколько автомобилей  приходится на 1 000 человек, имеющих  водительские удостоверения, в конкретной стране. Так, наиболее перспективными странами для сбыта продукции Nissan К. Гон видит Китай, Индию, Бразилию и Россию, где количество автомобилей  на 1 000 человек колеблется от 50 до 250. Причем под каждый рынок создается  своя модель автомобиля, что позволяет  быстро реагировать на появляющийся спрос. Например, автомобиль Logan планировалось  поставлять только на быстрорастущие рынки, такие как Индия, но вскоре выяснилось, что спрос на данный автомобиль есть и в ряде других стран Восточной Европы. Или другая модель — Nissan Versa, который первоначально  не был интересен американцам  из-за своих компактных размеров, но со временем потребительский спрос  в США изменил свою направленность, и теперь Nissan Versa является одной из самых продаваемых моделей на американском континенте.

         Управленческий талант К. Гона обусловлен также его способностью предвидеть будущие потребности  покупателей. Так, он уже планирует  выпустить в 2012 году электромобиль, который, однако, скорее всего в России появится не скоро, т. к. в нашей стране приоритет отдается нефтепродуктам, а не электричеству.

         В результате своей  многолетней деятельности К. Гон  стал известен не только в Японии и  Франции, но и по всему миру. В  Стране восходящего солнца он почитается как герой и даже получил орден  из рук императора. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в современном  японском менеджменте сочетаются традиционные и инновационные черты, что позволило  японской экономике включиться в  процесс мирового экономического сотрудничества и развития.

         Несмотря на активное внедрение элементов европейского менеджмента использование также  и традиционных методов управления позволили Японии выйти из кризиса  на современный экономический уровень. Основное отличие японского менеджмента  от западного заключается в том, что японцы используют систему гласности  и контроля качества продукции. Они  не пытаются повысить

         доход путем увеличения объемов производства. Наоборот, стараются  отдавать приоритет отслеживанию качества, нежели сверхпроизводству. Практика открытого  обсуждения планов развития компании позволяет внедрять новые методы управления и производства без сопротивления  со стороны сотрудников. Ведь они  уже осведомлены о грядущих переменах  и морально к ним готовы. Такой  метод управления крайне отличается от западного, где руководство предпочитает ставить работников перед фактом внедрения изменений. Вообще в Японии человек с его потребностями  и особенностями стоит в центре управленческой концепции. Еще К. Мацусита отмечал необходимость правильной оценки потенциала человека и создания условий для его продуктивного  роста.

         Именно поэтому  в Японии приоритет отдается трем элементам производственного процесса — человеку, финансам и технологии.

         Последнее десятилетие  ознаменовало новый этап развития японской системы управления, на котором был  сделан большой шаг в сторону  сближения с европейским менеджментом, что определило сегодняшнее положение  Японии на мировом экономическом  рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Заключение

         В работе был проведен анализ различных систем управления, в частности американской и особенно японской. Изучение передового опыта  является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном  анализе любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто  механическое применение той или  иной системы управления еще не гарантирует  высокой эффективности. Эффективность  производственной организации обусловлена  не столько использованием той или  иной системы управления, сколько  тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость  анализа любой системы или  стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим  условиям, в которых действует  данная производственная организация.

         Изучение эффективных  приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность  их применения, при условии их адаптации  к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым  наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.

         Сопоставление японской и американской моделей менеджмента  показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику  другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

         Однако сравнение  этих двух моделей представляет значительный интерес для нас, так как формирование отечественной модели менеджмента требует изучения опыта других стран.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Библиографический список:

  1. Акмаева Р. Менеджмент организации на основе принятия новой управленческой парадигмы // Проблемы теории и практики управления. -2006.-№11.-C. 98-107.
  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб: Издательство "Питер", 2000.
  3. Аоки М. «Фирма в японской экономике», С-Пб, Лениздат, 1995.
  4. Бахур А.Б. Особенности национального менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, 2005, № 5.
  5. Грейсон Д., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI  века. - М.: Экономика, 1991.
  6. Девять правил лучших зарубежных компаний//Всероссийский экономический журнал, 2000, № 6.
  7. Десслер Г. Управление персоналом. М., 2007.
  8. Ефремов В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования / Учебное пособие. - М.: Издательство "Финпресс", 2008.
  9. Картавый М.А., Нехашкин А.Н. Методологические принципы  формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом, 1999, № 3.
  10. Кибанов А.Я., Захаров Д К. Организация управления персоналом на предприятии. - М. ГАУ, 2007.
  11. Кноринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности «Менеджмент». М-2009 г., НОРМА-ИНФА.
  12. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 1981. Т. 1.
  13. Лагунова Е. Стратегическое управление предприятием: внешние и внутренние факторы // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - №9.
  14. Мескон М., Альберт М.,. Хедуори Ф «Основы менеджмента», М., «Дело», 2002.
  15. Оучи У.Г. «Методы организации производства: японский и американский подходы», М., 1993 г.
  16. Пантелеева Е.А. Современный японский менеджмент//Управление персоналом 2009 № 4.
  17. Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. - М.: МГУ, 1991.
  18. Семенов А.К., Набоков В.И. Основы менеджмента: Учебник. - М.:  Издательско-торговая копорация «Дашков и К°», 2003.
  19. Семенова И.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2000.
  20. «Стратегия управления японских компаний» под ред. Стрижова С.Г. и Азоева Г.Л., М., 2005.
  21. Тарасенко М.С. Американский труд //Человек и труд, 2000, № 4.
  22. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. – М.: ИНЭ, 1992.
  23. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  24. Шонбергер Р. Японские методы управления производством. (Девять простых уроков). - М: Экономика, 1988.
  25. Якокка Л. «Карьера менеджера», М., 1994.
  26. Японские методы управления производством. – М.: Экономика, 1988.

Информация о работе Сравнительный анализ японского и американского менеджмента