Автор: Дарья Глатко, 24 Сентября 2010 в 09:53, курсовая работа
Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов.
Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.
В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.
Тем не менее, японские
управляющие стремятся
В Японии принято
управлять не только рабочей деятельностью
сотрудников, но и их досугом. Так, широко
применяются
Современный менеджмент в Японии отличается от той системы управления, которая была принята на протяжении ХХ века. И в первую очередь это связано с влиянием западной модели управления. Японские менеджеры осознали, что без изменений невозможно добиться прогресса в развитии. В связи с этим меняется система управления компаниями. Так, разрабатывая цель компании, менеджеры отдают предпочтение формулированию основной задачи, для чего специально отбираются определенные сферы действия. Выбрав сферу, компания обращает все свои ресурсы на данное направление. Изменяется и отношение к потребителю. Все большую ценность приобретает информация, касающаяся потребительских предпочтений, на основе чего компания сужает свой целевой рынок.
Стабильная
Западное стремление
к самостоятельности и
Интересно отметить, что чем ближе Япония и западный мир, тем шире круг претендентов на руководящие должности. И если в начале ХХ века присутствие женщины или иностранца на руководящем посту было крайней редкостью, то сегодня это не вызывает ни у кого удивления. Наиболее ярким примером руководителя-иностранца является Карлос Гон (род. в 1954 году). Он был назначен директором компании Nissan в 2001 году, после того как компания Renault приобрела больше трети ее акций. К. Гон пришел в трудные
времена для Nissan, когда компания имела долг более 20 миллиардов долларов и выпускала по большей части не популярные автомобили.
Благодаря своей
активной позиции новый руководитель
компании сумел спасти ее от банкротства.
С этой целью он стал внедрять в
управление новые методы. Так, вместо
принятой в Японии системы сокращения
длительности рабочего дня К. Гон
сократил штат компании, а также
закрыл ряд филиалов, не приносящих
доход. Эта мера не была популярной,
но вскоре была признана как необходимая.
Изменился и сам процесс
Под руководством К. Гона многие непопулярные модели Nissan были сняты с производства, что значительно повысило продажи. Но успешный руководитель на этом не останавливается. Он ищет новые пути развития организации. И здесь немалое значение он придает сотрудничеству с иностранными компаниями, в частности, с американской компанией Chrysler. В результате переговоров было решено, что в 2010 году будет выпущен японский Chrysler, отличающийся небольшими размерами, а американцы будут собирать для Японии пикапы. Однако здесь не идет речь о слиянии двух компаний. К. Гон придерживается точки зрения, что слияние не может принести ничего хорошего, а лишь разрушит традиции и принятые ценности.
Секрет успешного
выхода Nissan из кризиса заключается
также в том, что К. Гон имеет
собственную стратегию
Управленческий талант К. Гона обусловлен также его способностью предвидеть будущие потребности покупателей. Так, он уже планирует выпустить в 2012 году электромобиль, который, однако, скорее всего в России появится не скоро, т. к. в нашей стране приоритет отдается нефтепродуктам, а не электричеству.
В результате своей многолетней деятельности К. Гон стал известен не только в Японии и Франции, но и по всему миру. В Стране восходящего солнца он почитается как герой и даже получил орден из рук императора. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что в современном японском менеджменте сочетаются традиционные и инновационные черты, что позволило японской экономике включиться в процесс мирового экономического сотрудничества и развития.
Несмотря на активное
внедрение элементов
доход путем увеличения
объемов производства. Наоборот, стараются
отдавать приоритет отслеживанию качества,
нежели сверхпроизводству. Практика открытого
обсуждения планов развития компании
позволяет внедрять новые методы
управления и производства без сопротивления
со стороны сотрудников. Ведь они
уже осведомлены о грядущих переменах
и морально к ним готовы. Такой
метод управления крайне отличается
от западного, где руководство предпочитает
ставить работников перед фактом
внедрения изменений. Вообще в Японии
человек с его потребностями
и особенностями стоит в центре
управленческой концепции. Еще К. Мацусита
отмечал необходимость
Именно поэтому
в Японии приоритет отдается трем
элементам производственного
Последнее десятилетие
ознаменовало новый этап развития японской
системы управления, на котором был
сделан большой шаг в сторону
сближения с европейским
Заключение
В работе был проведен
анализ различных систем управления,
в частности американской и особенно
японской. Изучение передового опыта
является очень существенной и актуальной
задачей. Однако при сравнительном
анализе любых систем управления
необходимо иметь ввиду, что чисто
механическое применение той или
иной системы управления еще не гарантирует
высокой эффективности. Эффективность
производственной организации обусловлена
не столько использованием той или
иной системы управления, сколько
тем, как приспособлены ее элементы
к производственно-рыночным условиям,
в которых функционирует
Изучение эффективных приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность их применения, при условии их адаптации к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.
Сопоставление японской и американской моделей менеджмента показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.
Однако сравнение
этих двух моделей представляет значительный
интерес для нас, так как формирование
отечественной модели менеджмента требует
изучения опыта других стран.
Библиографический список:
Информация о работе Сравнительный анализ японского и американского менеджмента