Сравнительный анализ японского и американского менеджмента

Автор: Дарья Глатко, 24 Сентября 2010 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов.
Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.
В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.

Работа содержит 1 файл

Паша попов (2).docx

— 62.06 Кб (Скачать)

         Данная школа положила начало развитию идей о «человеке  в организации», роли «человеческого фактора» в ней.

         Представители этой школы разработали свой инструментарий управления, который в настоящее  время широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения «руководитель - подчиненный»; стиль руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение.

         Один из важнейших  выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том, что  руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие»  дисциплины - психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой  этикет и др.

         Большое место в  исследованиях ученых, примыкающих  к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации  людей в организации. К числу  исследователей, уделивших этим проблемам  значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно  концепция мотивации развита  видным представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором  школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор  внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения  людей в организациях.

         Таким образом, американский менеджмент является довольно подробно разработанным понятием с масштабной историей.

         1.2  Американская деловитость  и умение организовывать

         Большинство специалистов в области менеджмента, государственных  и политических деятелей ставили  и ставят эту черту на первое место.

         Для бывшего СССР характерной была идеологическая практика «оценки стиля сверху», которая  как бы устанавливала и разрешала  последующее пользование «оценочными  установками». В связи с этим симптоматична  характеристика, данная И.В. Сталиным: «Американская деловитость является противоядием против «революционной»  маниловщины и фантастического  сочинительства. Американская деловитость  – это та неукротимая сила, которая  не знает преград, которая размывает  своей деловитой настойчивостью все и всякие препятствия, которая  не может не довести до конца раз  начатое дело, если даже это небольшое  дело, и без которой не мыслима  серьезная строительная работа.»[4, c.32].

         Каковы же конкретные признаки американской деловитости?

         Прежде всего, она  проявляется в таких качествах  персонала, как целеустремленность, настойчивость и умение доводить до конца начатое дело. Не случайно, что именно в американском менеджменте  была разработана и реализована  в самых различных проявлениях  на разных уровнях концепция управления по целям (МВО).

         Характерным проявлением  американской деловитости специалисты  также считают стремление к выгоде, доходу. В самом деле, зачем стремиться к цели, если она не сулит заработка? «Тот, кто не дышит воздухом прибыли, тот задохнется в деловом мире. Деловые американцы считают, что  всякое дело должно быть выгодным, то есть дать выигрыш в деньгах, во времени  и попутно в удовольствии»[21, c.44]. Этим объясняется стремление американцев вникать в детали дела, подхода, метода, средства, системы, интересоваться новинками, изучать опыт других стран.

         Американские управляющие  считаются мастерами выжимать максимум выгоды из созданного дела, сложившейся  ситуации. То, что не сулит выигрыша или сыграло свою роль, как правило, забрасывается или «забывается». В период благоприятной конъюнктуры  дело ведется инициативно и энергично, выжимается максимум из людей, оборудования, времени. Данная сторона американской деловитости породила три «деловых правила»:

         1. Делай то, что  окупается, приносит доход. 

         2. Выбирай эффективные  средства достижения целей. 

         3. Умей находить  и использовать необходимые ресурсы [25, c.114].

         Американская деловитость  проявляется также в умении оценивать, считать. При создании, ведении или  улучшении дела американцы умеют  оценивать плюсы и минусы, подсчитать возможные затраты и выгоды.

         В сфере управления в США, пожалуй, нет того, что не получало бы денежной и временной  оценки. Время – это деньги, а  деньги, в свою очередь, - это время. Это, во-первых, обусловливает организацию  работы таким образом, что напрасно не тратятся время, деньги, силы и материалы. Во-вторых, применительно к американскому  менеджменту можно найти много  так называемых усредненных цифр и данных, которые используются для  характеристики той или иной проблемы. И, наконец, много издается литературы, методико-практического характера  по вопросам сокращения административно-управленческих расходов, по экономии времени. Кто  не умеет оценивать и считать, тот (при прочих равных условиях) не может эффективно управлять. Поэтому  система подготовки курсов повышения  квалификации управляющих включает много дисциплин, разделов и тем, которые направлены на формирование и развитие этого важного и  необходимого умения.

         Сильным признаком  американской деловитости является также единство слова и дела.

         Американский менеджер верен и предан взятым обязательствам, своему слову, букве подписанного контракта. Выполнить устное или зафиксированное  слово – это своего рода «деловой азарт», в котором сконцентрированы честь, престиж, совесть и профессионализм  руководителя. Слово, которое дано, - это своего рода начало и продолжение  дела, а не слово о деле, которое  не будет сделано. По правилам этики  бизнеса невыполненное обещание, нарушенное слово влекут за собой  худшее из наказаний – подрыв доверия  к менеджеру, отнесение к разряду  «болтунов».

         Слово по-американски  – это не средство откладывания чего-либо «на потом», не сиюминутное  средство успокоения или «управленческой  терапии» (это чрезвычайно распространено в современной России), а средство практического решения или ускорения  дела. Единство слова и дела исторически  возвысили американского руководителя и создали ему репутацию делового человека.

         К проявлению американской деловитости следует отнести  также краткость и ясность  слова.

         В данной стороне  деловитости реализуется правила  экономии языковых средств. Многословность – это один из врагов организации  и управления. Есть, конечно, руководители, которые много говорят и много  делают, но для этого нужны особые способности или талант «делоговорливости». Как правило, деловитость не уживается  с многословием.

         В США имеются  руководства, содержащие рекомендации по «правилам разговора» - по телефону, с подчиненными (особо указывается, в каких случаях не нужно экономить  время, а поговорить и послушать), с аудиторией. В инструкциях, буклетах, наставлениях, рекомендациях часто  наряду и вместо слов используются доходчивые, ясные и профессионально  выполненные рисунки, схемы и  диаграммы. Графическое слово –  это также сильный инструмент в пояснениях, напутствиях, иллюстрациях и обучении.

         Воспитание в духе краткости и ясности слова  позволяет американцам создавать  меньшие по объему отчеты, которые  легче воспринимаются и, самое главное, прочитываются теми, кому они адресованы. Известно, что проблема «чтения документа» – одна из самых больных в условиях большого количества и объема документов.

         Продолжительное время  США оставались «Меккой организации», куда приезжали специалисты и  творческие бригады, чтобы не только воочию убедиться в данном умении американских менеджеров, но и перенять их организационно-управленческий опыт.

         Имеются другие страны, менеджеры которых не лишены этого  умения. В этой связи возникает  вопрос: «В чем же заключается специфика  американского умения организовывать?».

         К организации любого дела американский менеджер подходит довольно тщательно, учитывая по возможности  все стороны, которые определяют успех (или неуспех) дела. В организации  нет мелочей! Поэтому американскому  менеджеру не свойственна работа «навалом, нахрапом, натиском». Эффективность  любой организационной системы  или организации определяется в  первую очередь ее отработанностью  с различных позиций – правовой, кадровой, материальной, финансовой, временной, внешних условий и т.д.

         Американский рабочий  приучен работать в условиях высокого уровня организации труда. Самое  главное: он не ставится в условия  «двойной занятости», то есть работать за себя и недостатки в организации  работы.

         За счет высокого организационного уровня обеспечивается высокая продуктивность работы, эффективное  использование оборудования, времени, сырья, материалов и, конечно, самого человека. Как показала практика, использование  любого организационного фактора, любой  организационной системы, так или  иначе связано с поддержанием и/или повышением эффективности.

         Американцы умеют  найти, разработать и внедрить такую  организационную систему, которая  ставит работника в определенные условия и «заставляет» его делать то, что нужно, а не то, что хочет  делать сам работник.

         Среди признаков  организованности следует выделить два:

         1 – «Каждый несет  свой чемодан», поскольку знает  что, когда и как делать;

         2 – «Не дуют  ветры бестолковщины и неразберихи», поскольку укрощена стихия неорганизованного  поведения участников системы[25, c.119].

         Весьма важный показатель американского умения организовывать – увязка целей, задач с необходимыми видами и объемами ресурсов.

         Признаками непрофессионализма менеджера считаются неумение определять ресурсоемкость целей, задач (то есть когда  выбирается такой объем целей, который  становится нереальным из-за отсутствия требуемых материальных, финансовых, кадровых и временных ресурсов). Именно в данном отношении имеется  значительное различие между управлением  «по-американски» и управлением  «по-русски»[23, c.56].

         В русском управлении доминирует идеология целей над  ресурсами. Хочется за короткий промежуток времени достигнуть многого, «догнать и перегнать» конкурента. Но ресурсы  – это своего рода ограничители или лимитаторы любой цели и задачи. Чтобы выполнять реальные цели, нужно  считаться с имеющимися ресурсами. В свою очередь, чтобы ресурсов становилось  больше, необходимо обеспечивать достижение реальных целей. То есть это настолько  взаимосвязанный процесс, что процесс  управления, по своей сути, происходит относительно определения целей (что нужно достигнуть, выполнить) и увязки их с ресурсами (что имеется, чем располагает система).

         Таким образом, мы видим  что в основе американского менеджмента  лежит характеристика американского  менеджере как ответственного работящего человека.

    1. 3 Стратегия и управление производством в американских фирмах

      Общие принципы стратегии  производства.

         В США поставщик  поставляет комплектующие изделия  в сборочный цех раз в неделю (имеется в виду автомобильная  промышленность), что характерно для  традиционных методов управления производством, которые предусматривают поставки более крупными партиями и с меньшей  частотой. Внедрение в американской технологии метода «точно вовремя» сдерживается рядом факторов. Среди них: меньшая  настойчивость руководителей в  США в деле минимизации материально-технических  запасов; американцы менее успешно  и менее эффективно применяют  эти системы; американцы не осуществляют надлежащую работу по интеграции своих  систем управления материально-техническими запасами со своей философией бизнеса, своими подходами к управлению качеством  и внедрением автоматизированных систем управления производством.

         Важный принцип, обеспечивающий лидирующее положение американских фирм в мировой экономике, - комплексный  контроль качества (так называемая концепция «делать с первого  раза»). В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путем включения  ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего.

         Еще один тесно связанный  с вышеназванным стратегический принцип американского производства заключается в комплексном профилактическом обслуживании.

         В большинстве отраслей американской промышленности текущее  содержание и профилактика оборудования выполняются силами специальной  ремонтно-профилактической службы[18, c.139].

Информация о работе Сравнительный анализ японского и американского менеджмента