Автор: Дарья Глатко, 24 Сентября 2010 в 09:53, курсовая работа
Управление персоналом является одной из важнейших функций менеджмента, так как человек был, и остается основной производительной, творческой силой, несмотря на все достижения в области механизации и автоматизации.
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов.
Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.
В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.
За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления. В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента.
Введение
Управление персоналом
является одной из важнейших функций
менеджмента, так как человек
был, и остается основной производительной,
творческой силой, несмотря на все достижения
в области механизации и
В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования.
Научно-технический
прогресс приводит к глубоким изменениям
методов труда, что, в свою очередь,
требует новых форм организации
и управления персоналом, направления
на повышение эффективности
Поиски
В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.
За всю историю
существования менеджмента
Самыми известными
школами менеджмента являются американская
и японская модель. Они зачастую
воспринимаются как антагонистические.
Однако, современная жизнь диктует
свои правила и одной из отличительных
характеристик современного общества
является глобализация, которая ведёт
к сближению и слиянию
Объектом исследования
в данной курсовой работе являются
японская и американская модели менеджмента.
Целью данной курсовой работы является
комплексное рассмотрение и сравнение
американской и японской моделей
менеджмента, их характерных черт, особенностей
и состояния на современном этапе
развития. Для достижения этой цели
используются следующие методы: единства
теории и практики, определенности, конкретности,
познаваемости, объективности, причинности,
развития, историзма.
Глава 1. Характеристика американской модели менеджмента
1.2 История формирования американской модели менеджмента
Управление как
наука, научная дисциплина возникла
в США в начале XX века. Этому
способствовал целый ряд
Другие - это так называемые “реформаторы труда”, куда входили умеренно или консервативно настроенные бизнесмены, промышленники и политические деятели. Их внимание - проблемы взаимоотношений рабочих и работодателей, социокультурного окружения и условий труда, различные благотворительные проекты и программы, например, улучшение трудовой морали, физического комфорта на производстве, жилищных условий, социального страхования, ухода за больными и престарелыми[4, c.34].
Американский
В 19 веке в США
усиливается роль администрации, как
в частном, так и в государственном
секторе, собственность теряет индивидуальный
характер (акционерные общества и
пр.) и становится корпоративной, создаются
механизмы поддержания
В американском обществе повышается социальная значимость «чина», происходит тотальная бюрократизация управленческого аппарата. Предприятия - гиганты испытывают потребность в рациональной организации труда, в четкой, взаимосвязанной работе всех подразделений и менеджеров с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Великая индустриальная
революция XVII - XVIII веков оказала
гораздо более существенное влияние
на теорию и практику управления, чем
все предшествующие революции. По мере
того как индустрия перерастала
границы мануфактуры и
При этом под администрированием понималась формулировка общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль за их реализацией. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение), а общие координационные функции отдаются менеджменту.
Здесь важно отметить следующую закономерность. Вначале собственник и менеджер представлены в одном лице. Затем управление отделяется от капитала и производства. Вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.
Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему принятия решений, цели политики компании и др.
Именно с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.
Основоположником
науки управления по праву считается
американский инженер и исследователь
Ф. Тейлор (1856 - 1915). Предложенная им система
организации труда и
Впервые свои взгляды он изложил в статье «Система кусочных расценок (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911).
Основы системы Ф. Тейлора[19,c.222]:
*Умение
* Подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;
*Обучение и
* Сотрудничество администрации и рабочих.
Важная характеристика системы - ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:
* Определение и
точный учет рабочего времени
и решение в этой связи
* Подбор функциональных
мастеров - по проектированию работы;
движениями; нормированию и заработной
плате; ремонту оборудования; планово
- распределительным работам;
* Введение инструкционных карт;
*Дифференциальная
оплата труда (прогрессивная
*Калькуляция затрат на производство.
Резюмируя, можно сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост производительности труда.
Научное управление по Тейлору сосредотачивалось на работе, выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его последователи проанализировали взаимосвязь между физической сущностью работы и психологической сущностью работающих для установления рабочих дефиниций. И следовательно, оно не могло предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и диапазоны контроля и поручения полномочий.
Другим представителем американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 - 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты считают, что благодаря изобретению конвейера при производстве автомобилей Г. Форд совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.
Основные идеи Г. Форда изложены в работах «Моя жизнь, мой труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).
Основные принципы системы Г. Форда[19, c.222]:
* Массовое изготовление
стандартной продукции на
* Непрерывность и
подвижность процесса
* Максимальный темп работы;
* Новая технология
на основе поточного
* Точность как стандарт и качество продукции;
* Определяющая роль
технико-технологической
* Экономический эффект системы;
* Не быть зависимым от человека, его слабостей.
Первая попытка
применить психологический
Основоположником
этой американской школы стал Элтон
Мэйо (1880 - 1949), считавший, что управление
должно основываться не на интуитивных
представлениях о человеке, а на
достижениях научной
Для доказательства
своих идей Э. Мэйо в 1927 - 1932 гг. проводит
ставший впоследствии знаменитым Хоторнский
эксперимент Мескон М.Х., Альберт
М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер.
с англ. - М.: Дело, 2000. - 704 с. (г. Хоторн
близ Чикаго). Объектом исследования были
шесть работниц, составлявших бригаду
по сборке телефонных реле. Тринадцать
раз в течении пяти лет проводились
изменения в режимах работы, оплате,
организации питания. Работницам внушали,
что их труд имеет большое значение
для общества, науки. Когда при
двенадцатом по счету изменения
в условиях труда все ранее
предоставленные бригаде
Информация о работе Сравнительный анализ японского и американского менеджмента